ДИСКУССИЯ – КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИСКУССИЯ – КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Гаджиметова Ш.Т. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях образования одной из ведущих задач школы выступает задача формирования у обучающихся ключевых компетенций. Во все времена, педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебно-познавательный процесс.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников способных:

  • ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных жизненных ситуаций, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

  • самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.

Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы.

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д.

Цели дискуссии: решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.

Групповая дискуссия решает следующие задачи:

  • обучение участников анализу реальных ситуаций;

  • формирование навыков создания проблемы;

  • развитие умения воздействовать с другими участниками;

  • демонстрация многозначности решения различных проблем.

Участники групповой дискуссии должны:

  • слушать и слышать друг -друга;

  • не перебивать;

  • не оценивать друг- друга;

  • не обижать и не обижаться;

  • умолкнуть по знаку;

  • участвовать всем;

  • соблюдать регламент.

Существуют различные формы дискуссионного диалога при изучении обществознания:

  • круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);

  • экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)

  • форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);

  • симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);

  • дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);

  • “судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела);

Роль учителя в организации групповой дискуссии:

  • обозначение проблемы;

  • побуждение к дискуссии всех участников;

  • сбор различных мнений и аргументов;

  • подведение итога групповой работы;

  • сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария;

  • главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

Приведу пример урока дискуссии на тему «Гражданское общество». При изучении темы ставится проблема: Существует ли гражданское общество в России. Ребята анализируют данную проблему, высказывают свою точку зрения. Чтобы продолжить обсуждение в нужном направлении, предлагаются ряд вопросов, которые помогут ощутить суть проблемы. Учащиеся приходят к различным выводам, каждая группа доказывает свою позицию. Выигрывают в результате такой работы все, поскольку все принимают участие

Применение в практике преподавания обществознания интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления , творческого подхода к решаемым проблемам. Хочу отметить, что элемент дискуссии необходимо включить во всех этапах урока. Ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта у наших учащихся развито еще слабо. И над этой проблемой в будущем еще предстоит активно работать.

Список литературы:

  1. Е.В. Коротаева . “Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” Москва – 2012г.

  2. Суворова Н. Интерактивное обучение. Учитель-2013, №1

  3. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Москва, 2012г

  4. М.В.Короткова. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2013г.

  5. Преподавание истории в школе. № 4 ,6 .2012г.

Просмотров работы: 973