В настоящее время педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Рождение любого урока начинается с осознания и четкого определения его конечной цели, определения средств, а уж затем выбора способа. Для этого учителю права необходимо осуществить такой важный этап профессиональной деятельности педагога, как полноценная подготовка к предстоящим урокам. Он осуществляется, как правило, до начала учебного года. Каждый учитель права в первую очередь должен быть хорошо ознакомлен с основными требованиями федерального государственного стандарта, касающихся знаний образовательной области «Обществознание», к которым относятся правовой блок обязательного минимума знаний, учебная программа, книги и учебники по курсу. Немаловажно и то, какие нормативно-правовые акты понадобятся для изучения курса данного предмета, поэтому преподавателю необходимо отобрать и систематизировать все найденные им нормативно - правовые акты, использование которых в дальнейшем на уроках обществознания или права значительно поспособствует полноценному усвоению материала.
Нужно отметить, что подготовка к предстоящим занятиям должна строиться в соответствии и с намеченными результатами, непосредственно реализуемыми в ходе проведенного урока. К элементам такого рода подготовки целесообразно отнести: отбор необходимого юридического содержания, а, точнее, уместных в данном курсе нормативно-правовых актов; постановка целей, которые должны отвечать этим результатам; тип и структуру урока, не нарушающие связь с предыдущим и последующими занятиями, а также определение формы учебно-познавательной деятельности школьников в соответствии с психофизиологическими и возрастными особенностями обучающихся и класса в целом.
Чтобы составить структуру урока учитель обязан:
1. Правильно определять воспитательные задачи и цели предстоящего занятия, его значения в системе уроков по теме.
3. Связать данный урок с предыдущим и последующими занятиями.
4. Отобрать и использовать приемлемое сочетание методов изучения нового материала.
5. Обеспечить реализацию систематического и разнообразного контроля знаний учеников.
6. Продумать порядок закрепления и повторения изученного материала.
7. Найти оптимальное место домашнему заданию.
Цели должны быть предельно четкими и ясными, которые рекомендуется сообщать учащимся в начале урока, что, по свидетельству некоторых исследователей, делает учебный процесс достаточно открытым для обучающихся. С помощью хорошо сформулированных целей урока педагог вполне сможет донести до класса важность изучения данного материала.
В соответствии с ФГОС цели подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. Личностные - включают в себя: готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование их мотивации к обучению и познавательной деятельности и твердой гражданской позиции, а также правосознания, способности ставить собственные цели и самостоятельно строить жизненные планы. Метапредметные - это, прежде всего, освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной и познавательной практике, формирование планирования и осуществления учебной деятельности и взаимодействия с педагогами и сверстниками. Предметные - проработка обучающимися деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией и ключевыми понятиями.
Чтобы правильно сформулировать такие цели, учитель анализирует учебник, пособия и программу. При определении образовательных целей необходимо обратить внимание на то, какие знания будут формироваться в ходе урока, какие вопросы необходимо повторить, углубить в изучении темы, что главное должен знать ученик.
Учитель должен знать способности своих обучаемых и выстраивать работу с их учетом и продумать организационную сторону урока: как его начать, как заинтересовать школьников в изучении материала, какие формы работы предложить. Необходимо разобраться в том, на каком этапе урока лучше вынести проблему по теме.
Особо следует обратить внимание на отбор материала к уроку. На этом этапе учитель определяет объем материала и приемы изложения его содержания, как будет осуществляться работа с учебником. Также он определяет понятия, подбирает необходимые примеры для их иллюстрации, осуществляет отбор нормативно - правовых актов, которые часто служат раздаточным материалом или для представления у обучающихся об определенных документах. Продумывается работа с использованием интерактивных средств обучения, т.е. последовательное и доступное пониманию составление презентации соответствующей теме.
Не следует забывать и о подготовке системы закрепления знаний и умений учеников, их проверки и оценки. Необходимо тщательно продумать, каким образом можно опросить учащихся, чтобы достичь планируемого результата - усвоения изученного ими материала, и правильно оценить каждого обучающегося и работу класса в целом.
1. Оценка должна быть объективна, т. е. соответствовать знаниям и умениям школьников.
2. Ученику следует объяснить, почему его ответ оценен именно так, какие ошибки были им допущены.
3. При выставлении оценки следует учитывать полноту ответа выступающего, его умение использовать в речи правовые понятия, аргументировать свое мнение, представлять необходимые примеры в пояснениях.
Таким образом, подготовка учителя к уроку должна носить системный характер. Также можно отметить, что с учетом того как обновляется правовая информация, в стране принимаются новые законодательные акты, учитель права должен вести постоянную работу по отслеживанию новой информации, знакомиться с материалами судебной практики.
Список литературы:
1. Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Певцова. - М. : Владос, 2003г.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений 4-е изд., стер.М.: Академия, 2009 г.
3. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М. Просвещение, 2017г.