• позволить в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена;
• развивать гибкость мышления, оперативность памяти, обобщать знания учащихся; • позволить осуществить связь времен - прошлой и настоящей эпохи;
• развивать логическое мышление;
• развивать историческое воображение, способствовать творческому применению полученных знаний и обретенных умений.
На мой взгляд, тема очень актуальна, так как у учащихся сегодня: – низкая мотивация учения; – нет активности обучения; – нет потребности, усваивать знания и умения. Игровые технологии способствуют повышению мотивации учащихся на уроках обществознания. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет, обогащает впечатлениями, помогает педагогу избежать назойливой назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять процесс познания интересным содержанием. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Игру как метод обучения использовали с древности. Игра – специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью. В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по – особому строится взаимодействие участников образовательного процесса. В процессе игры между преподавателем и учащимся строятся налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении обществознания. В современной школе, игровая деятельность используется в следующих случаях:
· в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
· как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
· в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.
Игру можно разбить на несколько этапов:
1. Игровой замысел – выражен в названии игры (заложен в дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе), придает игре познавательный характер, предъявляет участникам игры требования в отношении знаний.
2. правила – порядок действия и поведение учащегося в процессе игры. Правила игры воспитывают умения управлять своим поведением. Правила разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных особенностей учащихся.
3. Игровые действия – регламентируются правилами игры, дают возможность учащимся проявлять свои способности, применить имеющиеся знания и умения, навыки для достижения целей игры. Преподаватель направляет игру в нужное русло, следит за правилами игры. Также в игру вводятся дополнительные люди: жюри, зрители.
4. Познавательное содержание – заключается в условии тех ЗУН, которые применяются при решении учебной программы, поставленной игрой.
5. Оборудование – средства наглядности, атрибуты игры, современные технологии, раздаточный, контролирующий, обучающий материал.
6. Результат – финал игры, выступает в форме решения поставленной задачи. Итогом является для учащегося – моральное и умственное удовлетворение; для преподавателя – результат игры является показателем уровня достижений учащихся, или в усвоении знаний и их применений.
Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого.
Цели:
1. Изучить, повторить, закрепить или обобщить материал.
2. Проверить степень овладения теми или иными общеучебными или специальными умениями и навыками.
3. Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.
4. Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность проявить себя каждому.
Таким образом, для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом. Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра - это средство создания "детского общества". Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всѐм мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно- информационная среда. ТВ, радио, видео, Интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и еѐ разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Таким образом, важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Занимаясь проблемой использования игр на уроках обществознания , мы пришли к следующим выводам: 1. Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. 2. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. 3. В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребѐнок способен выполнять такой объѐм работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. 4. Игра создаѐт особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении "на равных", где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача. В игре ребѐнок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. 5. В игре также происходит воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих ведущих педагогов. В игре же "именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и "обретения себя" (В.М.Букатов). В целом подводя некоторый итог использование игры на уроках обществознания, можно выделить положительные и отрицательные моменты: Отрицательные: игра для преподавателя – большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному. Эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Преподаватель играет многоплановую роль. Положительные: заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения учащегося. Изменяется микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание. Повышается интерес к изучаемому предмету.
Список литературы:
1. Борзова Л. П.. Игры на уроке обществознания и истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2016. - 160 с.
2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. / М.: Издатель Рассказов А.И., 2014. - 303 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е издание. / Выготский Л.С. - М.: Просвещение, 2013. - 93 с.: ил.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Выготский Л.С. - СПб.: Союз, 2017. - 224 с.
5. Григорьев В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков, Диссертационная работа/ 2016г.
6. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания обществознания в школе. Москва, 2016.