ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ БИОЭТИКИ В РАБОТЕ ГИГИЕНИСТА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ БИОЭТИКИ В РАБОТЕ ГИГИЕНИСТА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стоматологическая этика является частью медицинской этики, выступающей как раздел биоэтики (от греч. bios – жизнь и ethikos – этика, мораль, обычаи) – науки о нравственной стороне жизнедеятельности, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины..

Полем биоэтической регламентации в стоматологии выступают взаимоотношения врача и пациента. Однако пациенты могут быть разные, в том числе и конфликтные. Конфликтные ситуации между врачом и пациентом могут возникать по самым разным причинам - как из-за действительно некачественного лечения, так и из-за завышенных требований пациента.

Профессиональная деятельность гигиениста стоматологического подразумевает комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленный на профилактику заболеваний твёрдых тканей зуба и периодонта. К ней следует отнести обучение пациента гигиене полости рта и инструментальное удаление зубных отложений.

Учитывая, что данный специалист имеет дело с пациентами разного возраста, выполнение данной работы может вызвать этические проблемы уже при беседе с пациентом по вопросам гигиены полости рта.

Существуют определенные группы больных, предъявляющие повышенные требования к личностным качествам гигиениста стоматологического и его психологической подготовке: дети и подростки, обладающие специфически возрастной лабильностью и ранимостью; пожилые пациенты и инвалиды, вследствие их социальных и медицинских проблем. Особый психологический подход требуют пациенты, страдающие психическими заболеваниями.

Если дети, в большинстве своём, готовы с интересом воспринимать новую информацию и обучаться основам гигиены, то с взрослыми всё наоборот. Данная группа пациентов уже имеет свой накопленный опыт и сформированное привычное поведение. Гигиенист стоматологический, замечая зубной налет и зубной камень у больного, который только что рассказывал ему, как хорошо он чистит зубы, стоит перед дилеммой, как сообщить пациенту об имеющем место факте и при этом не обидеть последнего. Ведь если больной будет обижен или раздражен, то это неизбежно повлечет отсутствие взаимопонимания врача и пациента и отрицательно скажется на результате лечебно-профилактических мероприятий.

Специалистам всегда необходимо помнить, что пациент внимательно смотрит на зубы врача, когда тот ведет беседу о гигиене полости рта. Из уст специалиста с плохо чищеными зубами рекомендации по гигиене полости рта звучат не только неубедительно, но и оскорбительно для человеческого достоинства в лице сидящего перед ним пациента.

Следует также учесть, что приход к гигиенисту стоматологическому часто является стрессом, связанным со страхом ожидания, напряженностью, а стоматологическая терапия все еще воспринимается некоторыми пациентами как болезненное, иногда даже как агрессивное вмешательство. Пациенты часто собираются к гигиенисту стоматологическому с некоторым чувством вины, предполагая, что сами во многом виноваты в появлении своих жалоб. Страх и чувство вины являются, вероятно, важнейшими факторами, ведущими к пренебрежению регулярных контрольных осмотров у врача. Таким образом, важная психологическая задача гигиениста стоматологического - это снижение страха, состояния тревоги у больного, наличие которых может значительно затруднить не только процесс общения, но и саму работу с больным, т.к. страх может выражаться в различных формах реакции, например, таких как бегство от лечения или откладывание консультации, агрессия, физическое сопротивление, кусание.

Так же необходимо постоянно помнить о том, в соответствии с действующим законодательством пациент получает медицинскую услугу, зачастую на платной.. Значит, на специалиста распространяется ещё и действие сразу двух строгих регламентов – «О защите прав потребителей» и «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Список литературы:

  1. Доника А.Д., Калинченко Е.И.,. Чеканин И.М, Лаптева Е.А. Проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием: монография. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015. -78 с.

  2. Седова Н.Н., Дмитриенко С.В. Ваш бизнес – стоматология (нормативная регуляция в стоматологии). М: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2001 – 114 с.

  3. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: Учебное Пособие / И.В. Силуянова- М: МЕДпресс – информ, 2008 – 224 с.

  4. Введение в биоэтику: Учебное пособие/ Б.Г. Юдин- М: «Прогресс-Традиция» , 1998–384с

Просмотров работы: 201