Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении должен быть закреплен в его учетной политике.
В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета.
Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.
Создание системы внутреннего контроля начинается с утверждения Положения о внутреннем контроле и аудите, организацией структурного подразделения или уполномоченного лица по внутреннему контроль, заполнением в отчетности формы «Сведения о результатах мероприятий службы внутреннего контроля».
В частности, Положение о системе внутреннего контроля должно быть составлено с регламентацией контрольных процедур, направленных на его проведение в бюджетной организации.
В нем необходимо отразить основные понятия и элементы внутреннего контроля: его цели, субъекты осуществления, объекты контроля, виды и формы проведения контроля, обязанности должностных лиц, их ответственность за организацию и его осуществление, периодичность проведения контрольных процедур, а также права и обязанности субъектов внутреннего финансового контроля. В положение можно вносить любую информацию, в том числе график плановых проверок.
Заключительный этап — формирование информации о результатах проведенных мероприятий внутреннего контроля и их эффективности.
Пути осуществления внутреннего финансового контроля представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Пути осуществления внутреннего финансового контроля
Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д. [5, с. 175].
При этом внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении должен включать в себя следующие его виды (таблица 1).
Таблица 1 - Виды внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении
Вид контроля |
Описание |
Предварительный контроль |
Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д. |
Текущий контроль |
Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами) |
Последующий контроль |
Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур |
Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.
В идеале необходимо сделать так, чтобы в бюджетном учреждении осуществлялись все типы контроля: установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения; возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией; создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.
Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:
- уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
- уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов [2, с. 44].
Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля[1, с. 83].
Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора) [3, с. 524].
Таким образом, положение о внутреннем финансовом контроле бюджетных учреждений является важным локальным актом, утверждающем порядок проведения и основные аспекты внутреннего финансового контроля в учреждении.
Литература
Гонина К. А. Внутренний контроль в бюджетном учреждении // Символ науки. - 2016. - №9-1. - С.83-84
Ламовская О.Г., Голодных Н. С. Организация внутреннего контроля в бюджетных учреждениях // Вестник аграрной науки Дона. - 2014. - №28. - С.44-51.
Орешкина С. А. Внутренний контроль в бюджетном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 524-527.
Сайфутдинов И.Я. Внутренний финансовый контроль и внутренний аудит в бюджетных учреждениях // Ученые записки российской академии предпринимательства. - 2017. - Т. 16. №3. - С. 73-80
Шеховцева Е. В. К вопросу о внутреннем финансовом контроле учреждений // Царскосельские чтения. - 2017. - №. - С.175-179
Проняева Л.И., Федотенкова О.А., Развитие системы контроля в управлении затратами в организациях элеваторного комплекса. Аудит и финансовый анализ. 2014. №3 С. 79-87
Радченко М.В., Парушина Н.В. Информатизация аудита в сфере контроля за деятельностью учреждений государственного сектора. В сборнике: Местное самоуправление и муниципальное управление в России: состояние, проблемы, перспективы Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермский филиал. 2017. С. 107-111.