Стремление к самосовершенствованию, адекватная самооценка должны целенаправленно формироваться в процессе всей жизнедеятельности курсантов, через конкретные виды и формы их деятельности в коллективе. Самооценка при этом является одним из ведущих субъективных факторов процесса самовоспитания.
Самооценка личности формируется в процессе ее деятельности в коллективе. Адекватность самооценки тесно связана с возможностями самоопределения личности в группе. Согласно выдвинутой А.В. Петровским стратометрической концепции интрагрупповой активности [1], cамоопределение личности в группе представляет собой самостоятельную позицию человека по отношению к общности, в которой он реализует себя как полноправный ее член. Наиболее высокого уровня самоопределение достигает тогда, когда группа стала коллективом. Поэтому для настоящего коллектива характерен расцвет индивидуальности каждого. Самоопределение личности осуществляется в процессе постоянной сверки ее поступков, помыслов и оценок с позициями, ценностными ориентациями и оценками, присущими настоящему коллективу, в которых она черпает свои ценности и ориентации. Хорошо зная всех членов коллектива и коллектив в целом, индивид сознательно и избирательно реагирует на мнение каждого, ориентируясь на отношения, оценки и ценности, сложившиеся в совместной деятельности и выражающие существо равноправных взаимоотношений в коллективе. Определение А.В. Петровским коллектива как группы, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности, подчеркивает определяющую роль этой деятельности для формирования у личности правильной самооценки. Поэтому ведущее условие развития самооценки и ее преобразования - это организация деятельности, выявляющей противоречие между уровнем притязании и возможностями человека, между требованиями коллектива, общества и уровнем развития качеств личности.
Формирование мировоззрения, нравственных идеалов и норм, правильное развитие оценочных отношений в учебном коллективе, активное включение каждого курсанта в жизнь коллектива, служебную, учебную и общественно полезную деятельность содействуют усвоению социально верных критериев оценки и самооценки. Практика самооценивания, взаимооценивания, взаимоконтроля учебной деятельности и поведения, сравнения способствует развитию критического отношения к самому себе, совершенствованию самооценки.
В проведенных психологических исследованиях установлено, что процесс познания качеств других опережает процесс познания собственных качеств: сравнение, сопоставление себя с другими - необходимая предпосылка познания человеком самого себя [2].
Опыт взаимооценивания, взаимоконтроля деятельности и поведения, сравнение, как справедливо отмечает П.Р. Чамата, вызывают значительные качественные изменения в самооценке курсанта: она становится более дифференцированной, уточняются ее критерии, возрастает ее самостоятельность, устойчивость, адекватность, действенность [3].
Педагогические условия эффективного осуществления этой специальной работы, имеющей целью формирование у обучающихся критического, требовательного отношения к себе, усвоение ими правильных критериев оценки, раскрываются в ряде исследований (Н. Е. Анкудинова, А. И. Липкина, Л.А. Рыбак и др.). Авторы рассматривают конкретные пути и формы этой работы, ее методические приемы. Проведенные исследования позволили сделать вывод, что сравнение не должно носить случайного, стихийного характера. Его следует применять как важный способ воздействия на деятельность и личностное развитие курсантов, со строгим учетом их индивидуальных особенностей, способностей, отношения к учебе и службе. Сравнение содействует формированию адекватной самооценки в том случае, если сравниваются индивиды, обладающие примерно одинаковыми способностями, но из-за различного отношения к учебе или службе достигающие различных результатов. Более того, соблюдение этого педагогического условия в практике сравнения содействует сплочению и развитию коллектива, нормальных межличностных отношений.
Большая роль оценки окружающими результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности в формировании самооценки подчеркивается всеми исследователями этой проблемы. Достаточно четко сформулированы и принципиальные требования к эффективной реализации в педагогическом процессе этого необходимого условия становления самооценки.
В педагогических исследованиях и практике как одна из главных задач воспитательного процесса ставится научно обоснованная организация совместной деятельности, что приводит к формированию общественного мнения коллектива, его требований и оценок. В процессе сознательного освоения правил взаимоотношений в коллективе формируются и объективные критерии их оценочных отношений к самим себе.
Если у курсанта имеется завышенная самооценка, он, как правило, склонен брать завышенные обязательства, которые подчас не может выполнить, что приводит к острым внутренним срывам, вселяет чувство внутренней неуверенности, пессимизма. В случае заниженной самооценки курсант недооценивает свои возможности, не уверен в успехе собственной деятельности и склонен брать низкие обязательства. Заниженная самооценка, следовательно, является внутренним препятствием, тормозом дальнейшего развития личности. При наличии того или иного типа неадекватной самооценки особое значение приобретает тактичное и целенаправленное корректирование самооценки товарищами, командирами, преподавателями, которое осуществляется в процессе индивидуальной работы.
Между тем педагогическая практика показывает, что воспитательные возможности этой работы иногда недооцениваются и реализуются недостаточно.
Исходя из концепции самовоспитания как осознанного самоизменения личности, одним из важнейших компонентов педагогического руководства этим процессом является формирование у курсантов стремления к самосовершенствованию, формирование личностного смысла самовоспитания, что требует понимания человеком своих достоинств и недостатков, осознания процесса самовоспитания. Это стремление, самооценка формируются в процессе активной деятельности курсанта, организованной адекватно его индивидуальным особенностям и интенциям, а также профессионально-должностным требованиям.
Литература
1. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978. - 122 с.
2. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. - М.: Просвещение, 1982. - 143 с.