Актуальность обозначенной темы очевидна, так как в соответствии с концепцией реформирования системы военного образования одними из приоритетных направлений её развития являются:
- гуманизация военного образования за счёт увеличения бюджета времени, выделяемого в вузах на изучение военной педагогики, психологии;
- существенное изменение системы воспитания курсантов;
- совершенствование системы управления военным образованием, констатирует Г.В. Зибров, отмечая, что основной целью реформы является обеспечение условий для подготовки в военных вузах высококвалифицированных офицеров-специалистов, способных выполнять поставленные перед ними задачи с требуемым качеством в указанные сроки [3, С.3-14].
Проблемам профессионального становления военных специалистов уделялось значительное внимание в работах военных педагогов и психологов: А.В. Барабанщикова, В.Н. Герасимова, В.П. Давыдова, В.Г. Звягинцева, Н.И. Калакова, П.А. Корчемного и других.
Среди основных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных вузов относятся:
- высокая духовность, развитое чувство патриотизма, офицерской чести и воинского долга, моральной и психологической готовности к защите Отечества, гордости и ответственности за принадлежность к Вооружённым Силам (нравственный компонент);
- развитое абстрактно-логическое мышление, умение принимать обоснованные решения в нестандартных условиях боевой обстановки и организовывать их выполнение, действовать самостоятельно в пределах предоставленных им прав (креативный компонент);
- умение обучать и воспитывать подчинённых (коммуникативный компонент) и многие другие [3, С.14].
В связи с отмеченным выше, значимым является формирование психолого-педагогической культуры офицера, включающей как важную составляющую культуру педагогически направленного общения и поведения офицера.
Психолого-педагогическая культура офицера определяется как специфическое проявление общей культуры в условиях военно-педагогического процесса; сложное образование, обнаруживающееся в степени овладения офицером военно-педагогическим опытом, в степени его совершенства в военно-педагогической деятельности, уровне развития его личности как военного педагога. Психолого-педагогическая культура возникает под влиянием педагогической деятельности и выступает необходимым условием её осуществления. Она представляет собой достигнутый уровень владения офицером военно-педагогическим опытом, а также уровень его совершенствования в педагогической деятельности, развития личности офицера как военного педагога; этот уровень для каждого военнослужащего может быть различным. Психолого-педагогическая культура офицера включает: общую и профессиональную эрудицию; высокий уровень психолого-педагогических знаний; педагогическую направленность; культуру познавательной деятельности; культуру педагогического мышления; культуру речи; культуру педагогических чувств; культуру педагогически направленного общения и поведения; профессионально-этическую культуру; культуру внешнего вида; культуру рабочего места; педагогическое мастерство [1, С.615-616].
Культура педагогически направленного общения и поведения проявляется в умении устанавливать контакты, задавать вопросы, слушать и слышать собеседника, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, рефлексировать, способности к эмпатии, в умении видеть и правильно понимать реакцию подчинённых, готовности и желании общаться.
Значимыми качествами, составляющими основу культуры педагогически направленного общения и поведения, являются: отзывчивость, доброжелательность, интеллигентность, наблюдательность, справедливая требовательность. А.В. Суворов отмечал: «Без добродетели нет ни славы, ни чести» [4, С.199]. И действительно, педагогическая культура офицера проявляется в достойном поведении офицера, как в мирное, так и в военное время.
Благородство и великодушие проявили русские воины в январе 1758 года, когда русская армия вступила в Кенигсберг. Немецкий историк Архенгольц писал по этому поводу: «Никогда ещё самостоятельное царство не было завоёвано так легко, как Пруссия. Но и никогда победители, в упоении своего успеха не вели себя столь скромно, как русские» [4, 182].
Роль офицера-воспитателя на войне заключается не только в личном примере, но и является серьёзнейшим экзаменом на профессионализм, подчиняет работу главной цели - поддержанию высокой боеготовности частей и подразделений, их способности выполнить поставленную боевую задачу... Боевые действия с периодическими перемещениями подразделения, их разбросанность по позициям вносят серьёзные коррективы в привычные формы и методы работы офицеров-воспитателей. Даже в ротных и взводных опорных пунктах личный состав не всегда соберёшь в одном месте для проведения занятия. В этом случае важную роль могут сыграть радиопередачи, с помощью которых можно организовать информирование, культурный досуг. В ходе боевых действий хорошую службу могут сослужить видеокамеры, фотоаппараты, благодаря которым может пополняться боевая летопись бригады. Особое внимание воспитатели уделяют переписке военнослужащих с родными. Они постоянно следят, чтобы для родителей военнослужащих проходящих службу по призыву, сыновья не оказались «пропавшими без вести» [2, С.174-175].
Приведённые примеры убедительно показывают значимость культуры педагогического общения и поведения в деятельности военнослужащего, а также значимость её формирования ещё в условиях военного вуза.
В рамках обозначенной темы исследования нами было проведено изучение одного из компонентов педагогически направленного общения - способности к эмпатии у курсантов. Известно, что эмпатия - это понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание, сочувствие ему [6, С.263]. По результатам применения тестовых методик [5, С.673-676] были выявлены следующие количественные показатели: эмоциональный канал - 18,3 %, проникающие способности к эмпатии - 16,2 %, установки, способствующие эмпатии - 17,5 %, идентификация к эмпатии - 15,2 %, рациональный канал эмпатии - 16,7 %, интуитивный канал эмпатии - 16,1 %. Данные результаты показывают, что курсанты сопереживают, соучаствуют, эмоционально отзывчивы, что констатирует наличие взаимосвязи между людьми. Установки, способствующие эмпатии, показывают на эмпатическое восприятие, умение создавать атмосферу открытости, доверительности. В ходе занятий по психологии и педагогике у курсантов осуществлялось наряду с другим формирование педагогически направленного общения и поведения, развивалась в целом педагогическая культура будущих офицеров. За время обучения в военном вузе сформировался дружный надёжный коллектив курсантов, где каждый в любую минуту готов прийти на помощь другому, что говорит о достаточно высоком уровне эмпатии.
Таким образом, на основе теоретического анализа, а также данных начального этапа диагностики было установлено, что в контексте основных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных вузов огромное значение имеет формирование педагогически направленного общения и поведения в структуре психолого-педагогической культуры офицера, что, несомненно, окажет благоприятное влияние на дальнейшую профессиональную деятельность военнослужащего.
Литература
1. Военная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. 640 с.
2. Воронин Д.К. Управление подразделениями в мирное время. Воронеж: ИПФ Воронеж, 2001. 391 с.
3. Зибров Г.В. Научные и прикладные основы военно-профессиональной подготовки офицерских кадров: монография. Воронеж: ВГУ, 2004. 128 с.
4. Наука побеждать. М.: Даниловский благовестник, 2008. 320 с.
5. Основы психологии: Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.
6. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2005. 464 с.