ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ

Рогалева Л.Н. 1, Секрекова Ж.С. 2, Бредихина Я.А. 1
1Уральский Федеральный Университет
2Казахский национальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Появление профессионального спорта инициировало развитие научных исследований, которые раскрывают сущность различных аспектов профессиональной спортивной карьеры [1,3,4].

Профессиональная спортивная карьера представляет собой многолетнюю спортивную деятельность, направленную на высокие спортивные достижения и постоянное спортивное совершенствование [2].

Несмотря на то, что в последнее время проблема спортивной карьеры неоднократно составляла предмет изучения спортивных специалистов, она остается еще мало изученной. В большинстве опубликованных научных статьях рассматриваются проблемы с которыми сталкивается профессиональный спорт, либо развитие специальных способностей, необходимых спортсмену для успешной реализации деятельности. Но недостаточно уделяется внимание проблемам социализации личности в спорте, определению этапов профессионализации, описанию специфики психологического сопровождения этапов профессионализации в спорте и всему тому, что и определяет сущностные характеристики карьеры.

В силу того, что на современном этапе спорт быстро и стремительно меняется, существует потребность в изучение особенностей протекания спортивной карьеры прежде всего в психологическом аспекте. Особенно актуальны такие работы для Республики Казахстан, поскольку исследований по данной проблеме явно не хватает.

И, действительно, сейчас это очень важно и актуально, потому что в определенных видах спорта, где в раннем возрасте спортсмены достигают наивысших результатах, либо с приходом определенного возраста спортсмен завершает самостоятельно спортивную карьеру, возникают сложности с пониманием того, чем дальше есть возможность заниматься, развиваться и продолжать самореализацию. Построение карьеры в спорте не заключается в интеллектуальном развитии, все-таки, мы это больше расцениваем это как физическое развитие человека.

Поэтому, зачастую, у спортсменов возникает сложность выбора дальнейшего жизненного пути, а из этого могут вытекать долгосрочные депрессии и разочарования. В особенности с такими моментами, как правильность выбора дальнейшей карьеры, может возникать у тех спортсменов, которые получили травмы, и которые больше не имеют возможности продолжать свою спортивную карьеру. Поэтому сейчас психологическое консультирование спортсменов в большей степени направлено на помощь перехода от спортивной карьеры к карьере после её завершения.

Помощь заключается в восстановлении и ориентировке на правильный выбор. Психолог-консультант должен нацеливать спортсмена на две карьеры, чтобы по окончанию спортивной карьеры, а у разных спортсменов она может закончиться в разном возрасте, то есть это индивидуальный фактор, он безболезненно и безошибочно смог перестроиться на развитие уже другой карьеры, не связанной с развитием своих физических качеств.

Цель работы: проанализировать подходы к изучению психологии спортивной карьеры и провести исследование по индивидуальным особенностям спортивной карьеры студентов-спортсменов.

Гипотеза исследования. Современные тенденции развития спорта вносят существенные изменения в спортивную карьеру, как правило, студенты-спортсмены либо находятся на пике своих возможностей, либо уже завершают карьеру, либо уже закончили. В связи с этим можно выделить индивидуальные особенности карьеры спортсменов.

Организация исследования. Нами был проведен опрос среди студентов-спортсменов КазНу им.аль-Фараби. В данном опросе участвовало 20 человек, занимающихся разными видами спорта, с разным уровнем мастерства на направлении физическая культура.

Выбор студентов-спортсменов вызван тем, что сегодня спортивные психологи рассматривают две карьеры для спортсмена - это, непосредственно, сама спортивная карьера и та карьера, которую спортсмен может продолжить или уйти после завершения спортивной карьеры, либо совместно со спортивной карьерой заниматься и развивать уже карьеру в каком-то другом направлении, либо деятельности.

На 1 этапе студентам-спортсменам был предложен опросник выявляющий общую характеристику их спортивной карьеры.

  1. Начало спортивной карьеры (возраст; что привлекло в данном виде спорта; самостоятельно ли, или с помощью родителей попал в данный вид спорта).

  2. Продолжительность спортивной карьеры в данном виде спорта

  3. Переходы из одного вида спорта в другой

  4. Достижения в данном виде спорта

  5. Завершение спортивной карьеры, либо ее продолжение и основные причины этого.

  6. Выбор института, как продолжение саморазвития, интеллектуальной карьеры, совмещения двух карьер.

На 2 этапе мы предложили опросники в виде эссе выявляющие психологические проблемы, возникающие в ходе спортивной деятельности. Студенты-спортсмены рассказывали о конфликтных ситуациях, возникающих в процессе спортивной деятельности, было ли у них состояния фрустрации и в каких именно моментах соревновательного или тренировочного процесса.

  1.  
    1. Анализ результатов исследования. Данные опроса 20 спортсменов – студентов по анкете «Спортивная карьера» показывают, что 50% при поступлении на первый курс института завершили свою спортивную карьеру. Здесь главными факторами для завершения их спортивной карьеры стало:
  • Достижения максимального уровня результатов в конкретном виде спорта.

  • Многочисленные, либо серьезные травмы, не дающие возможность продолжения занятиями спорта.

  • Переезд из одного города в другой, что дает осложнение спортсмену перестроиться в новую сферу и новый коллектив с другими требованиями.

Все студенты-спортсмены, проходящие данный опрос, и которые еще до поступления в университет закончили свою спортивную карьеру, начали заниматься спортом с очень раннего возраста, в основном с 6-7 лет, некоторые с 4 лет. Уже в возрасте 11-13 лет достигали высоких спортивных результатов. Из 20 человек - 8 мастера спорта в разных областях, 7 человек имеют звание - кандидата в мастера спорта, остальные спортсмены имеют спортивные разряды.

Исследуя спортивную карьеру студентов-спортсменов, мы выявили, что, на сегодня, мы имеем дело с ранней карьерой, так как из результатов опрошенных, мы отметили тот факт, что спортивная карьера начинается еще в дошкольном возрасте, когда родители приводят своих детей в спорт и, как показали результаты, очень рано из него уходят.

Те, кто продолжает заниматься спортивной карьерой, должны осознавать тот момент, что все равно она так долго, как бы хотелось им, продолжаться не будет, следовательно, нужно самореализовывать себя в других сферах, чтобы потом не возникало проблем с рабочим процессом и зарабатыванием материальных средств для обеспечения своей жизни после ухода из спорта.

Исследованиями профессиональной карьеры вне спорта, усердно занялись европейские ученые-психологи. Сейчас они ставят перед собой и спортсменом цели подготовить спортсмена к будущей реализации и обретению второй профессии вне спорта. Ученые-психологи практикуют со спортсменами те условия, где имеется возможность осуществлять процесс создания второй карьеры параллельно с развитием спортивной карьеры, либо после ее завершения. Говоря о второй карьере, необходимой каждому спортсмену, мы провели еще один опрос, который назывался «Я и моя будущая профессия».

Анализируя данные, написанные студентами-спортсменами, мы делаем вывод о том, что уже сейчас они заботятся о своей будущей профессии и почти все наши студенты хотят и дальше продолжать свою работу в области спорта. Они рассказывают нам о том, как любят и не представляют свою жизнь без спорта, и в дальнейшем, хотят передать свои навыки и умения другим детям-спортсменам, работая в роли тренера. Многие из них пишут, что родители явились примером для их будущей профессии.

Выводы. Результаты опросов спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру и уже завершивших ее, показали, что сами спортсмены воспринимают завершение спортивной карьеры как кризис в своей жизни. Острота психологических проблем после завершения спортивной карьеры является даже более острой, чем на этапе ее «финиша».

Опросы показали, что основными психологическими проблемами являются профессиональное самоопределение и избавление от дискомфортных эмоциональных состояний. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что в данных случаях должна быть направлена и оказана психологическая помощь спортсменам.

Список литературы:

  1. Лупекина, Е.А. Психология личности и спортивной карьеры: тексты лекций по дисциплине специализации для студентов «Спортивная психология» / Е.А. Лупекина, О.Н. Мельникова. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009 — 62 с.

  2. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры / Н.Б. Стамбулова. Спб — 1999 – 340 с.

  3. Стамбулова, Н.Б. Кризисы спортивной карьеры / Н.Б. Стамбулова // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 10. С. 13–17.

  4. Schinke, R.J. Routledge International Handbook of Sport Psychology // School of Human Kinetics, Routledge Taylor & Francis Group. Canada. 2016.

Просмотров работы: 246