ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема адаптации военнослужащих к условиям военной службы является одной их сложных, требующей особого внимания. Период службы в армии является наиболее важным для человека в плане происходящего в это время личностного роста. Этот период, являющийся началом взросления, характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социальной среды. К таким динамическим процессам можно отнести:
  • профессиональное самоопределение и связанное с ним развитие профессионально значимых качеств;

  • личностное самоопределение, включающее формирование системы личностных смыслов и ценностных ориентаций;

  • собственно адаптацию к условиям обучения и социальной среде, также включающую усвоение принятых социальных норм и ценностей.

Данные процессы личностного развития являются во многом взаимосвязанными и взаимообусловленными.

Задача развития личности вооруженного защитника Отечества в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву непосредственно к армейской среде. Можно отметить, что сама среда и условия воинской деятельности службы предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу.

Понятие «адаптация», возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на «стыках», «точках соприкосновения» наук или даже в отдельных областях знания и распространяются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. Понятие «адаптация», как общенаучное понятие, содействует синтезу, объединению знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектов различных наук в целостные теоретические построения [1]. В этой связи вполне обоснованной представляется точка зрения Ф.Б. Березина, который рассматривает адаптационную концепцию как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека [2].

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней – от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [8]. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;

б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;

в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;

г) адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм [4].

Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений [9]. Такое определение, по нашему мнению, не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны. Так, по Ж. Пиаже (J. Piaget), процесс социальной адаптации выступает как единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды), т.е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды.

В работе И.А. Милославовой также отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни [7].

Для понимания сущности процесса адаптации важным представляется вопрос о соотношении понятий социальной адаптации и социализации. По И.С. Кону, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [3, 5]. Т.К. Кончанин придерживается мнения, что адаптация является одним из этапов социализации личности [6].

На основе данных определений следует подчеркнуть сложность данного процесса и особую важность адаптации в воинской среде, так как он непосредственно влияет на складывающиеся отношения в воинском коллективе, психологический климат в нем. И что самое главное, что хотелось бы выделить, процесс адаптации необходимо рассматривать как единый процесс, который нельзя разделять на объективные и субъективные факторы.

Профессиональная адаптацияпроцесс приспособления молодого пополнения к профессиональной деятельности, условиям службы, новому коллективу и достижение им (молодым пополнением) в оптимально короткое время нормальной производительности труда.

При изменении привычных условий жизни появляются факторы, которые определенным образом вносят дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на новые раздражители, предъявляемые изменившимися условиями для наиболее оптимального взаимодействия личности с данной средой и эффективной деятельности в соответствии с произошедшими внешними изменениями.

В.И. Лебедев выделяет и описывает ряд специфических психогенных факторов экстремальных условий существования и предлагает этапность психической адаптации и дезадаптации в измененных условиях существования. Взяв за основу данную концепцию, целесообразно проанализировать содержание адаптационного процесса применительно к личности военнослужащего и условиям службы по призыву.

Лебедев выделил следующие этапы психической адаптации и дезадаптации в экстремальных условиях, в частности, в условиях военной службы по призыву.

1. Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек предполагает или знает с определенной степенью вероятности о предстоящих изменениях. Разумеется, призыв на военную службу предполагает этот этап в процессе адаптации человека к ее условиям. Содержание его с точки зрения адаптации носит познавательный характер. Человек накапливает определенный информационный запас о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности, формируя информационное поле, которое будет одним из источников действия адаптационного механизма. По мнению некоторых ученых, человек находится в адаптированном состоянии тогда, когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т. е. когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер [10].

2. Этап стартового психического напряжения можно считать пусковым моментом приведения в действие механизма переадаптации. Состояние человека на этом этапе сравнимо с переживаниями перед спортивными соревнованиями, выходом на сцену, предэкзаменационным волнением и т. п. Трудно определить границы этого этапа, так как динамика адаптационного процесса не имеет четко выраженных временных показателей. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого военнослужащего, условий его призыва на военную службу и т. п. Содержательная и функционально-смысловая сторона этого этапа состоит в нарастании эмоциональных переживаний, формирующих состояние напряженности и являющихся по сути психофизиологическими детерминантами активизации деятельности любого живого организма. Таким образом, на этом этапе происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего их использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.

3. Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) является стадией адаптационного процесса, на котором личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Границы этого этапа по различным источникам определяются первыми тремя-пятью месяцами службы юноши в воинской части.

Итак, на этапе острых психических реакций входа личность начинает испытывать фрустрирующее влияние среды и происходит активация адаптационного механизма.

Профессионально-психологическое сопровождение военнослужащих в процессе боевой подготовки в воинских частях и учебного процесса в военно-учебных заведениях представляет собой комплекс мероприятий, проводимых подразделениями (специалистами) профотбора и направленных на:

  • углубленное изучение военнослужащих, отстающих в подготовке (обучении), не справляющихся с должностными обязанностями, испытывающих трудности в военно-профессиональной адаптации;

  • выработку предложений по укомплектованию подразделений (боевых расчетов, экипажей), выполняющих задачи в экстремальных условиях или в которых предъявляются повышенные требования к уровню подготовки и психологической совместимости военнослужащих;

  • выработку предложений по военно-профессиональному предназначению военнослужащих, прошедших подготовку (обучение) в учебных воинских частях.

Мероприятия по профессионально-психологическому сопровождению военнослужащих проводятся во взаимодействии с психологами органов по работе с личным составом, медицинскими специалистами [11].

Таким образом, многоэтапный и разносторонний процесс адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву, к армейской среде и условиям службы требует пристального внимания и всестороннего психологического обеспечения, исходя из решающего значения его успешности для всей служебной деятельности личности, эффективности ее в реализации целей и задач военной службы.

Литература

  1. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации //Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. – Иркутск, 1986. – С.3-17.

  2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая интеграция // Бессознательное. – Новочеркасск, 1994. – Т.1. – С.187-200.

  3. Карвасарский Б.Д. Неврозы. – М., 1990. – 572 с.

  4. Кличева З.Б., Кондратова Н.В., Смирнова Е.Э. Некоторые итоги изучения адаптации студентов ЛГУ // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студенчества. – Ереван, 1973. – С. 130-133.

  5. Кон И.С. Социализация. – БСЭ, 1990. – Т.24. – С.221.

  6. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи //Коммунистическое воспитание студенчества. – Тарту, 1971. – С. 89-91.

  7. Михайлова М.Н. Проблемы диспансеризации студентов с экзогенно-органическими психическими расстройствами //Современные вопросы экзогенно-органических расстройств и оптимизации психиатрической помощи. – Кемерово, 1989. – С. 91-93.

  8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн.1. Общие основы психологии. – М., 1994.– 576 с.

  9. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации //Вопросы теории и методов социологических исследований. – М., 1980. – С. 57.

  10. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. – М., 1984. – 193 с.

  11. Руководство по профессиональному психологическому отбору в вооруженных силах российской федерации // Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 50.

Просмотров работы: 264