ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе в России и за рубежом наблюдается кризис института семьи. Растёт число незарегистрированных браков и разводов, и как следствие, число неполных семей. Меняются семейные ценности, роли супругов в семье. Несмотря на то, что главным предназначением семьи является продолжение рода, можно с грустью констатировать, что в нашей стране современная семья с этим не справляется: резкого роста рождаемости, несмотря на демографическую политику государства, не наблюдается.

Семья в жизни абсолютного большинства людей играет одну из главных ролей. Для военнослужащего семья представляет особую ценность не только в качестве крепкого тыла и очага душевного комфорта, но и в качестве фактора, напрямую влияющего на его боеготовность, а, следовательно, на обороноспособность страны. Но именно специфика профессии и образ жизни защитника Отечества делают его семью очень уязвимой и хрупкой.

Семьи военнослужащих нуждаются в социально-психологическом сопровождении, среди них в зоне особого внимания должны находиться семьи молодых офицеров и курсантов. А для большей эффективности семейное воспитание должно начинаться не с момента образования брака, а задолго до этого, - со школы и первого курса военного вуза [1].

Несмотря на то, что в последние годы государство уделяет большое внимание материально-финансовому обеспечению военнослужащих, именно этот аспект жизни является первопричиной нестабильности семейных отношений молодых офицеров и курсантов [2]. Дестабилизирует семейные отношения и постоянный стресс, обусловленный спецификой военной профессии. Не способствует сплоченности семьи сложность и строгая регламентированность деятельности военнослужащего, оборачиваясь дефицитом внимания для членов его семьи. Длительные и частые командировки порождают дистантные семьи со всеми вытекающими отсюда последствиями: недоверие, ревность, измены [3]. Вследствие этого у молодых офицеров наметилась негативная тенденция к сожительству, к созданию семьи в более зрелом возрасте, к разводам. Именно дефицит общения и внимания является причиной малодетности семьи современного молодого офицера. Исследования показывают, что семьи молодых офицеров имеют чаще всего одного ребёнка и лишь за редким исключением ‒ двух. Лишь 5 % молодых семей хотели бы иметь троих детей. Из этого следует, что современная офицерская семья не даст даже простого воспроизводства, что в будущем скажется на численности призывного контингента. Таким образом, проблема низкой рождаемости, в том числе, в офицерских семьях, из семейной переходит в государственную и напрямую связана с обороноспособностью страны [2].

Воспитание детей в семье военнослужащего заслуживает отдельного внимания. Частые переезды, постоянная занятость отца, гендерная составляющая его профессии создают проблемы с образованием и воспитанием детей. Очень часто особенности своего рода деятельности военнослужащий начинает переносить на семью, забывая, что семья ‒ не казарма и в ней действуют другие законы. Требования безоговорочного подчинения и субординации ведут у супруги к охлаждению чувств, а у детей вызывают протест, и как следствие, девиантное поведение и психологические отклонения. Примерно пятая часть отцов-офицеров отличается жесткостью методов воспитания, а 10,2% - строгостью, которую матери начинают компенсировать гипертрофированной опекой. Гиперопека со стороны матери наблюдается в 53,7 % семей военнослужащих. [4].

Кризис семьи молодого офицера обусловлен ещё и тем, что курсант, сталкиваясь в течение 3‒5 лет с жесткими ограничениями и запретами, по окончании вуза предпочитает либо долго оставаться холостым, либо женится «на первой встречной». Скоропалительные браки курсантов перед распределением создают дополнительные риски в семейных отношениях. Молодая семья проходит испытание на прочность не только по причине «притирки» характеров, но и по причине неготовности супругов к браку. Минимальное участие мужа в семейных делах, неосведомленность молодых жен об образе жизни военнослужащих, отрыв от привычной среды и родных негативным образом сказывается на семейных отношениях. Ликвидировать этот пласт семейной нестабильности призвано семейное воспитание. С такими семьями в первую очередь должна работать социально-психологическая служба [5].

Результаты социологических исследований, представленные в научных работах российских исследователей, показывают, что, несмотря на все трудности военной профессии, ценность брака и семьи военнослужащие и их жены оценивают в среднем в 9,5 балла по десятибалльной шкале. Причём, чем выше стаж семейной жизни, тем большее место супруги отводят семейным ценностям. Мужья-военнослужащие кроме личных качеств очень ценят в женщине умение создать уют, обустроить жилье, рациональное распоряжение денежными средствами. Но не все жены офицеров талантливы в этом от природы. Этому можно и должно их научить [6].

Большинство опрошенных женщин (81,1 %) вышли замуж за военных по любви и смогли пронести своё чувство через годы семейной жизни. 77,3 % жен офицеров вступили в брак с курсантами или молодыми офицерами и главная трудность в первые годы совместной жизни заключалась у них в принятии своей второстепенной, по сравнению со службой, роли в жизни мужа. Около 40 % жен испытывали чувство одиночества из-за большой занятости мужа. Но абсолютное большинство женщин назвало главной психологической проблемой страх за жизнь мужа. И в этом направлении перед психологами открывается большое поле деятельности [7].

На наш взгляд проблеме семейного воспитания в военных вузах уделяется мало внимания. Об этом свидетельствует 91 % курсантов, считающих систематическую подготовку к семейной жизни в стенах учебных заведений крайне необходимой [2].

Совершенно очевидно, что эффективное психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания военнослужащих могут осуществить только квалифицированные кадры. Для этого нужно, прежде всего, повысить качество профессиональной подготовки и переподготовки военных психологов, работников социальной службы, офицеров по воспитательной работе с личным составом. Экономить на штатных психологах в военных вузах и воинских частях нельзя.

Исходя из выше перечисленных аргументов, становится очевидной необходимость дальнейшего совершенствования деятельности командиров, органов воспитательной работы, женсоветов по семейному воспитанию военнослужащих. По роду своей деятельности они должны вооружить семью психолого-педагогическими знаниями, научить грамотно строить отношения, общаться с детьми, обучить умению гасить семейные конфликты в зародыше [8]. И если конфликты в семье могут быть как прогнозируемыми, так и спонтанными, то управление разрешением конфликтов должно быть плановым, продуманным и профессиональным. Только глубокое изучение семьи позволит разработать программы по семейному воспитанию молодых военнослужащих и создать эффективные методики управления процессом урегулирования семейных конфликтов.

Оказание психологической помощи конкретным военнослужащим, психологическое консультирование, психотерапия и психореабилитация будут залогом здорового морально-психологического климата в воинских коллективах.

Грамотно разработанные курсы для курсантов военных учебных заведений, на которых они получат азы семейной толерантности, познают правила семейного проживания, будут способствовать подготовке молодых офицеров к семейной жизни.

Специализированные армейские службы должны разрабатывать и реализовывать адаптивные программы для работы с молодыми женами военнослужащих. Реализация таких программ будет направлена на воспитание толерантности жены к военной профессии мужа [9, 10].

Лучше, если семейные психологи будут работать не по факту дестабилизации семьи, а на опережение: на предупреждение негативных состояний и разрывов в семейных отношениях, на повышение психо-эмоциональной устойчивости членов семьи [11].

Часто наряду с психологическими мерами молодым семьям, молодым мамам, которые еще совсем недавно сами были детьми, а сейчас находятся вдали от своих родных, необходима просто элементарная человеческая помощь. Семейное воспитание может и должно охватывать и такую сферу, как ведение образцового хозяйства с традиционно женскими обязанностями. Многие молодые жены не умеют этого делать, этому надо учить.

Социально-психологическая служба тем более необходима в удаленных гарнизонах, где для семей военнослужащих она является единственной возможностью получить квалифицированную помощь [12].

Реформирование российской армии предполагает не только усиление военной мощи нашего государства, но и последовательное решение организационных, социально-психологических, образовательных и воспитательных задач, направленных на качественное изменение Вооруженных Сил. В этой связи нельзя забывать о повышении роли семьи как прочного фундамента для профессиональной деятельности военнослужащего.

На основании вышесказанного можно сделать вывод: психология выделила семейный кризис в особый объект изучения не только по причине его существенного влияния на демографическую ситуацию в стране. Насколько уровень семейного воспитания будет высоким, а условия для создания и развития семьи качественными, настолько крепким будет тыл у защитников нашего Отечества, настолько крепка будет наша страна.

Литература

  1.  
    1. Липский И.А. Военно-социальная работа на уровне человека // Армия и общество. 1998. № 1. С. 85‒95.

    2. Луговая О. М. Педагогические условия формирования профессиональной готовности специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей: на материалах Ставропольского края: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. // URL: http: // www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-professionalnoi-gotovnosti-spetsialistov-po-sotsialno (дата обращения: 23.10. 2017).

    3. Разов П.В. Риски в сфере семейной жизни российских военнослужащих запаса в контексте социальной адаптации к условиям гражданской жизни // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 6. С. 188‒193.

    4. Разов П.В. Социальное регулирование межличностных конфликтов в семье офицера Вооруженных Сил Российской Федерации: социологический анализ. автореф. дис. … канд. псих. наук. Москва, 2007 // URL: http: // www. dissercat.com/content/sotsialnoe-regulirovanie-mezhlichnostnykh-konfliktov-v-seme-ofitsera-vooruzhennykh-sil-rossi (дата обращения: 28.10. 2017).

    5. Ильинский С.В. Психологические особенности по призыву из неполных семей // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2011. № 2 (10). С. 3‒13.

    6. Андреева Т. В. Психология современной семьи СПб.: Речь, 2005. 436 с.

    7. Пермина С.В. Психологическая феноменология кризисных состояний семьи // Человеческий фактор: социальный педагог. Издательство ООО «Международная Академия психологических наук», Ярославль. №1 (31). 2016. С. 123‒131.

    8. Локтаева С. А. Специфика проявления личностных свойств детей в семьях профессиональных военнослужащих: автореф. дис. … канд. псих. наук. Москва, 2011. // URL: http: // www.dissercat.com/content/spetsifika-proyavleniya-lichnostnykh-svoistv-detei-v-semyakh-professionalnykh-voennosluzhash (дата обращения: 25.10. 2017).

    9. Разов П.В. Конфликт в семье военнослужащего // Морской сборник. 2001. № 3. С. 27‒32.

    10. Туринцева Е.А. Особенности становления и развития семьи военнослужащего в условиях закрытой социальной системы: автореф. дис. … канд. соц. наук. Москва, 2011 // URL: http: // www. cheloveknauka.com/osobennosti-stanovleniya-i-razvitiya-semi-voennosluzhaschego-v-usloviyah-zakrytoy-sotsialnoy-sistemy (дата обращения: 12.10. 2017).

    11. Резник Н.И. Теория и практика воспитания военнослужащих. Учебное пособие. М.: ЦТ МО РФ, 2005. 239 с.

    12. Алехин И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Военный университет, 2003. 377 с

Просмотров работы: 269