Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним.
Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности
Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Целью данного исследование было выявление уровня жизнестойкости у мини-футболисток.
Для выяснения этого вопроса 12 спортсменкам занимающимся мини-футболом в возрастной категории 20-25 лет, был предложен тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева)
Результаты представлены в таблице:
Таблица 1. Результаты исследования жизнестойкости у мини-футболисток.
Показатель |
1чел. |
2чел. |
3чел. |
4чел. |
5чел. |
6чел. |
Вовлеченность |
47 |
37 |
37 |
32 |
41 |
40 |
Контроль |
44 |
22 |
27 |
22 |
35 |
30 |
Принятие риска |
25 |
20 |
18 |
13 |
23 |
20 |
Жизнестойкость |
116 |
86 |
82 |
74 |
99 |
90 |
7чел. |
8чел. |
9чел. |
10чел. |
11чел. |
12чел. |
|
Вовлеченность |
44 |
38 |
34 |
40 |
41 |
46 |
Контроль |
38 |
46 |
31 |
41 |
36 |
42 |
Принятие риска |
16 |
20 |
11 |
21 |
25 |
19 |
Жизнестойкость |
98 |
104 |
76 |
102 |
102 |
107 |
Далее было проведено сравнение со средними показателями нормы; они представлены в таблице:Таблица 2. Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал теста жизнестойкости.
Нормы |
Жизнестойкость |
Вовлеченность |
Контроль |
Принятие риска |
Средние |
80,72 |
37,64 |
29,17 |
13,91 |
Стандартное отклонение |
18,53 |
8,08 |
8,43 |
4,39 |
Исходя из анализа результатов исследования можно сделать вывод, что средний уровень жизнестойкости волейболистов находится на уровне несколько выше среднего показателя нормы. Это связанно с их подготовленностью к спортивной деятельности, в процессе которой им постоянно приходится справляться со стрессовыми ситуациями.
Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы.