Чувство патриотизма как общественное духовное явление включает несколько компонентов, среди которых основное место занимают патриотическое сознание и патриотическая деятельность.
Патриотическое сознание представляет собой систему идей. взглядов, традиций, чувств и настроений наций, социальных групп, личности. служащих побудительными мотивами патриотической деятельности по развитию Отечества и его защите.
Патриотическая деятельность - это совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей, на укрепление могущества и авторитета страны. Державность российского патриотизма отражает тот исторический факт, что почти половину тысячелетия Россия является великой державой - одним из тех государств, которые в силу величины и мощи несли и несут особую ответственность за поддержание стабильности в международных отношениях. Разъяснять подвиги старших поколений следует так, чтобы они служили маяком в деле воспитания новых поколений.[1]
Носителем патриотической идеи всегда была и остается Российская армия. В основе воинских традиций Российской армии лежат три ключевых нравственных понятия – «патриотизм”, “воинская честь”и “долг”. Олицетворяя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом, идеей наиболее самоотверженного и последовательного служения России, великий русский философ Ильин писал, что “русская армия всегда была школой патриотической верности”, выступает как “наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования. Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг – “Жить для России и умереть за Россию”. Именно она сохранила в своей среде патриотические традиции, символы, ритуалы, сумела оградить сознание воинов от сомнительных политических идей.
Боевые традиции – это военная история Российского государства. Опыт и традиции старших поколений бесценное наследство. Наш долг перед будущими поколениями, призывает бережно хранить его и творчески обогащать. Предметом особой заботы, является преемственность традиций, в которых воплощены доблесть и самоотверженный героизм многих поколений нашего народа.
Сила боевых традиций — в их патриотической основе. Патриотической основа роднит участников штурма Грозного, солдат, водружавших Знамя Победы над рейхстагом, и будущих защитников Отечества. Боевые традиции побуждают наших воинов образцово выполнять воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине. Важнейшими боевыми традициями являются подвиги наших воинов совершенные в тяжелейшие минуты истории нашего государства. Подвиг воспитывает, воскрешая в памяти прошлое, высвечивая в сознании яркие, героические события, помогая молодым воинам лучше осознать свое место, свою роль в общенародном деле созидания и защиты нового общества. [3]
Подлинный расцвет воинской традиции связан с личностью Петра I, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе.
В "Табели о рангах", учрежденной Петром I, услуги Отечеству, усердие в делах государственных объявлялись высшей доблестью и закреплялись как важнейшие условия получения чинов и наград. С целью формирования патриотического сознания были утверждены соответствующие символы, награды, ритуалы, традиции.
Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала традицией русского воинства.[2]
Когда наша Родина оказалась на краю гибели, советский воин достойно проявил свои лучшие качества верного сына Отчизны.
Уже в первые дни Великой Отечественной войны начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер отмечал упорный характер боев с русскими. "Экипажи танков противника, - писал он в своем дневнике, - в большинстве случаев запираются в танках и предпочитают себя сжечь вместе с машинами".
Как бы не относились сегодня к "афганской странице" истории нашей страны, нельзя отрицать того, что подавляющее количество воинов, прошедших Афганистан, честно выполнили свой долг.
Демонстрируя образцы мужества и героизма, они не думали о почестях и наградах. Воины выполняли свой долг и верили, что занимаются нужным делом - помогают народу Афганистана отстоять право на лучшую жизнь. Для нашей армии афганская война длилась десять лет. Но какими бы ни были политические оценки, непреложной истиной осталась высокая боеспособность советского солдата - достойного продолжателя подвигов своих предков. За самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тысяч награждены орденами и медалями, из них 110 тысяч солдат и сержантов.
Первыми Героями Советского Союза в Афганистане стали воины-десантники: старший сержант Николай Чепик, сержант Александр Мироненко и рядовой Николай Афиногенов, подорвавшие себя последней гранатой вместе с окружившими их душманами.
Свой шаг в бессмертие совершил на земле Афганистана рядовой Валерий Арсенов, прикрыв в бою своей грудью командира роты. Посмертно он был удостоен Героя Советского Союза.
Родина помнит героев-пограничников 12-й погранзаставы Московского погранотряда, которые 13 июля 1993 г. вели неравный бой с 250 афганскими моджахедами. "Духи" плотным кольцом окружили 45 российских пограничников, долго не подпускали группу поддержки. Заминировав единственную дорогу, ведущую к заставе, они вели массированный огонь с господствующих высот. Отчаянное сопротивление взятой в кольцо заставы продолжалось 11 часов. Из того ада удалось вырваться лишь 18 пограничникам. Раненые, контуженые, истекавшие кровью, они прорвались к своим во главе с заместителем начальника заставы лейтенантом Андреем Мерзликиным. А 25 военнослужащих погибли. За мужество и героизм Указом Президента РФ 6 пограничникам присвоено звание Герой России, 29 военнослужащих Московского погранотряда награждены орденом "За личное мужество", 17 удостоены медали "За отвагу". Героическая застава стала именоваться 12-й пограничной заставой имени 25 Героев.[4]
Историческая преемственность российского патриотизма означает общность исторической памяти, исторического сознания непрерывности истории Российского государства. Попытки предать забвению определенные периоды нашей истории просто бессмысленны, к тому же наносят большой ущерб воспитанию граждан России.
Герои в России были во все времена. Есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат – верный сын и защитник своего Отечества, продолжатель воинских традиций – будет жива и Россия.
Литература
Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. Учебное пособие. – М. ГУВР ВС РФ, 2004 г. 198 с.
Дни воинской славы России: материалы к докладам и беседам. Вып. I, II, М. ЦДРА, 2006 г. 258 с.
Иванов В., Мозговой С. Национальный вопрос в военном строительстве: опыт отечественной истории и его использование в сплочении многонациональных коллективов. // Ориентир, -1998, -№ 6. – С. 62-65.
Рубежи ратной славы Отечества: люди, события. Факты. Вып. 5 Под общ. ред. ак. РАЕН В.А. Золотарева. – М. ИВИ МО РФ, 2007. – 192 с.