МОДЕРАЦИЯ КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОДЕРАЦИЯ КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Педагогическое консультирование может рассматриваться как область педагогического знания, граница которой очерчивается следующими объектами исследования: во-первых, сопровождение курсантов в образовательном процессе и оказание им консультационной помощи в разрешении проблем в ходе проведения занятий по психологии и педагогике; во-вторых, включение курсантов в процесс овладения техниками, методами, приёмами педагогического консультирования с целью взаимодействия и в дальнейшем самостоятельного поиска путей решения профессиональных ситуаций; в-третьих, научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности будущих офицеров.

В этимологическом смысле модерация (от английского moderate) – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание. Модерация понимается как направляемый структурированный процесс интеракции в группах, сориентированный на результат (принятие группового решения). Модератор при этом является организатором групповой коммуникации, обладающим знаниями техник, методов и приёмов модерации. Он должен уметь легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать, ориентироваться и управлять процессом межличностного взаимодействия [1].

Модерация обеспечивает:

- нейтрализацию или снижение эмоционального напряжения при обсуждении животрепещущих проблем;

- оперативность в выработке вариантов решений и достижения согласия относительно выбора оптимального из них;

- логичное завершение обсуждения проблемы составлением плана конкретных действий;

- возможность всем участникам почувствовать свой вклад в выработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений.

В качестве модератора могут поочерёдно выступать курсанты группы в ходе проведения занятий по психологии и педагогике. Модератор должен обладать следующими умениями: внимательно слушать; проявлять творческую инициативу; подхватывать и развивать идеи; мотивировать, побуждать и убеждать себя и партнёров; проявлять надёжность и способность к интеграции; сочетать чувство реальности и полёта фантазии; конструировать ясные, понятные и однозначные планы; видеть и устанавливать связи; обосновывать собственное видение цели; определять критерии качества результата; решительно продвигать идею; адекватно оценивать ситуацию; учитывать фактор времени; проявлять деликатность и внимание к другим [1].

В случае, если обсуждение проблемы зашло в тупик, модератор осуществляет направляющее взаимодействие. Он заботится о методическом, инструментальном сопровождении, импровизирует, мобилизует творческий потенциал группы, побуждает членов группы к рефлексии, избегает конфликтных ситуаций, побуждает участников к обратной связи, способствует саморазвитию группы.

Ситуации для обсуждения должны быть взяты из военно-профессиональной деятельности. Материал могут отбирать сами курсанты из военно-профессиональных журналов, сборников научно-практических конференций, монографий и других источников.

Например, использовался следующий материал на занятиях по психологии и педагогике [2]:

Задание 1.

Разрешите конфликтную ситуацию: «Тройка по физической подготовке» с позиций силового подавления, компромисса и избегания (ухода).

Курсант Петров С.С., у которого в течение года были различные оценки по физической подготовке, знакомится с журналом, где выставлена годовая оценка «удовлетворительно». Эта оценка, по мнению курсанта, необъективна. Он считает, что достоин оценки «хорошо». Имея желание исправить оценку, курсант приходит к преподавателю в преподавательскую комнату и обращается со следующими словами: «Товарищ майор! Я имею достаточную физическую подготовку, а вы ко мне всегда придираетесь и поставили «тройку». Это неправильно. Я не согласен с такой оценкой и считаю, что ее надо изменить».

Как бы вы ответили, если бы были на месте преподавателя в данной ситуации?

Задание 2.

При проверке знания личным составом выяснилось, что радиомеханик не усвоил принцип работы станции. Каким образом в процессе занятия командир подразделения может изучить особенности познавательной сферы (внимания, памяти, мышления) подчинённого?

Задание 3.

В подразделение прибыли молодые воины, призванные на военную службу по призыву. Для обеспечения их адаптации составьте план изучения индивидуально-психологических качеств подчинённых (направленности, характера, темперамента, способностей).

Задание 4.

В подразделении, куда вы прибыли руководителем, имеют место неуставные взаимоотношения и негативные традиции.

1) По каким признакам их можно выявить?

2) Определите основные мероприятия по искоренению этих негативных явлений из жизни коллектива.

Задание 5.

После разбора причин предпосылки к лётному происшествию, в подразделении было отмечено общее снижение морально-психологического состояния подчинённых. Составьте план мероприятий по восстановлению нормального морально-психологического состояния личного состава.

Задание 6.

Представьте, что перед вами стоит задача провести занятия с воинским коллективом численностью 50 человек. Какие требования к организации учебного пространства вам необходимо соблюсти, опираясь на законы проксемики?

Задание 7.

Разрешите конфликтную ситуацию.

Вы командир одного из взводов роты. Неожиданно вам позвонил командир роты и сообщил, что к нему на прием пришел ваш подчиненный и сказал, что вы относитесь к нему предвзято, необъективно. Для вас это полная неожиданность. Командир роты просит вас переговорить с рядовым, уладить дело.

Как вы построите беседу? Какие вопросы зададите? Как начнете беседу? Как завершите?

При организации модерации необходимо обратить внимание на процессы, составляющие ядро метода и обеспечивающие его резуль­тативность: визуализацию,вербализацию, презентацию и обратную связь.

Под визуализациейпонимается наглядное представление мнений и идей, высказанных в ходе работы, групповых решений, которые могут быть представлены словесно или в виде схем, образных рисунков. Визуа­лизация способствует абстрагированию, выделению главного, а также структурированию и запоминанию целостного процесса дискуссии.

Вербализация,то есть словесное выражение коммуникаций, возникающих в ходе обсуждений, требует особого внимания в силу того, что общение в группах не всегда проходят упорядоченно, в режиме заинтересованного диалога.

Презентация – представление итоговых или промежуточных результатов работы в малых группах, является комбинацией вербаль­ных и невербальных (мимика, жесты, позы и т. п.) средств общения, с обязательной визуализацией. Успешность презентации, а значит и принятие группой предложенных идей, во многом зависит от уровня развития презентационных навыков.

Трудно переоценить значение продуктивной обратной связи как в ходе обсуждений, так и при принятии окончательного решения.

Обрат­ная связьпредставляет собой обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками обсуждения, что позволяет добиться точного понимания сказанного, идентифицировать проблематику дискуссии, корректировать ход обсуждения и регулировать эмоцио­нальный настрой группы.

Для обеспечения продуктивного протекания процессов вербали­зации, визуализации, презентации и обратной связи целесообразно предложить группе «правила игры». Хорошо, если сама группа допол­нит эти правила своими собственными предложениями, в таком случае, группа более ответственно относится к их выполнению.

Правило 1. Высказывания должны быть краткими

При обсуждениях в группе каждому выступающему можно давать только ограниченное время для выступления. Для отдельного выступ­ления можно установить регламент – 30 секунд. Если кто-то не соблю­дает это время, то модератор его обязательно прерывает, указывая на оговоренное время выступлений. Чтобы прерванный не почувствовал обиду, можно предложить ему за дополнительные несколько секунд дать короткие комментарии.

Правило 2. Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно

Чтобы с самого начала исключить перебранку и «восточный базар» оговаривается, что выступать можно только с разрешения модератора, показав свое желание поднятием руки. Модератор должен следить за соблюдением равноправия всех и не нарушать очередность желающих выступить.

Правило 3. Главные идеи и предложения должны быть визуали­зированы

Визуализация главных мыслей выступающих (осуществление записей, которые могут прочитываться на расстоянии и расположены в поле зрения всех участников) — это одна из основных задач модератора. Во время обсуждения, которое может длиться несколько часов, а в случае учебных занятий, может продолжиться и через неделю, никто не в сос­тоянии запомнить все высказанное. Поэтому модератору следует ко­ротко повторить выступление и написать главную мысль, получив на это согласие участвующих (поскольку модератор не является главным специалистом по обсуждаемой проблеме). Таким образом исключаются недопонимание и неправильные выводы.

Если модератор не успевает обеспечивать визуализацию, он может попросить одного из участников группы ассистировать ему. В ряде случаев работа будет продуктивнее, если запись осуществляют сами участники, это повышает продуманность высказываний и ответст­венность за них. Текущая визуализация одновременно является основой протокола обсуждения.

Правило 4. Все обсуждения ведутся письменно

Если обсуждается актуальная тема, и заинтересованные участники вступают в горячие дискуссии, зачастую трудно бывает не отклониться от основной темы и соблюдать порядок обсуждений. В такой ситуации можно попросить, чтобы каждый кратко написал свою идею на кар­точке. Карточки потом прикрепляются к доске и спокойно обсуждаются. При таком методе не потеряется «красная нить», ни один аргумент не будет упущен, а участники останутся спокойными и не допустят обид­ных слов в горячей дискуссии.

Также полезно напомнить о данном правиле перед презентациями результатов работы, которые не рекомендуется прерывать. Удобно запи­сывать вопросы или замечания на карточки для последующего обсуж­дения.

Правило 5. Применять так называемые «конфликтные знаки» При любом обсуждении бывают противоречивые мнения. Они часто приводят к длительным и непродуктивным дискуссиям.

Целесообразно, в целях экономии времени и предупреждения лич­ностных конфликтов, использовать специальные пометки, например знак «молния», для обозначения таких высказываний, с которыми не все участники согласны. Этим также создается атмосфера, в которой все участвующие получают возможность свободного выражения собст­венного мнения.

Таким образом, было установлено, что эффективность использования модерации как вида педагогического консультирования, в ходе занятий по дисциплине «Психология и педагогика» проявляется в повышении у курсантов мотивации к военно-профессиональной деятельности, учебно-познавательной активности, развитии творческого потенциала курсантов.

Литература

1. Педагогическое консультирование / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 320 с.

2. Рабочая программа по дисциплине «Психология и педагогика» для курсантов специальности «Кадровая и организационно-мобилизационная работа» / Сост. М.В. Петровская. Воронеж: «ВВА», 2016. 39 с.

Просмотров работы: 47