РОЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕД ОФИЦЕРОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕД ОФИЦЕРОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из следствий усложнения социально-политической ситуации в стране, процесса демократизации нашего общества является бурный рост количества и разнообразия социальных конфликтов. Это относится только к конфликтам между различными социальными группами, но и к внутриличностным и межличностным конфликтам. В профессиональной деятельности отражаются все те столкновения, которыми характеризуются процессы общения людей в служебной, бытовой, досуговой сферах. Однако в отличие от конфликтных ситуаций в обществе в целом, конфликты в повседневной служебной деятельности, учитывая определенную замкнутость военно-профессиональных отношений, построение этих отношений на принципе единоначалия, переживаются острее, а их последствия могут оказаться более глубокими и значимыми. В конфликты чаще, чем раньше, вступают не только военнослужащие по призыву, но также военнослужащие контрактной службы и офицеры.

Воинский коллектив - это форма объединения военнослужащих для совместного решения служебных боевых задач. В воинском коллективе воинов объединяют нравственная общность, общность целей, задач, средств и условий деятельности по защите отечества, единый порядок общее руководство, воспитательная работа, общение и взаимодействие с сослуживцами по обслуживанию боевой техники и оружия, по выполнению задач службы, боевой подготовки, достигаемые результаты и успехи. Силы сцепления вместе с тем являются и силами воспитания. Основными отличительными особенностями воинского коллектива является и то, что он строится на основе принципа единоначалия, в нем непрерывно проводятся воспитательная, психологическая, культурно-досуговая, военно-социальная, информационно-пропагандистская работа, боевая учеба, имеются особые мотивы и цели деятельности, он находится в постоянной боеготовности. Общность мотивов и целей воинской деятельности обеспечивает высокую сплоченность воинских коллективов. Целью деятельности воинского коллектива является защита Отечества, а ее мотивами выступают идейные убеждения военнослужащих, их мировоззренческие взгляды, осознание ответственности за порученное дело.

Каждый гражданин РФ перед призывом на службу создает себе представление о военной службе, ее роли и значении: определенные военные знания и первичные практические навыки, необходимые будущему военнослужащему, что способствует после призыва быстрой психологической адаптации в воинских коллективах. Однако в силу несовпадения условий формирования лиц, призванных на военную службу, процесс их адаптации не всегда получает положительную направленность. Нарушение привычного хода жизни, изменение личных планов, разрыв привычных социальных связей могут угнетающе повлиять на личность, привести к появлению напряженности во взаимоотношениях с окружающими при включении в новую среду. Одной из разновидностей возникшего напряжения, противоречий с окружающими являются конфликты. Как показывает анализ практики, конфликты, имевшие место в воинских коллективах, иногда своевременно не предупреждались не потому, что отсутствовали реальные условия для этого, а в силу незнания отдельными офицерами социально-психологических причин и условий возникновения и тактики их разрешения. Иначе говоря, такие офицеры не знали как правильно вести себя конфликтной с как реагировать на нее. Знание офицерами природы конфликтов, причин их возникновения, динамики развития, влияния на личность военнослужащего и сплоченность подразделений поможет не только своевременно понять причины конкретных конфликтов и разрешить их, но и принять меры по предупреждению в будущем.

Существует много методов изучения индивидуальных особенностей подчиненного, в том числе тех, которые должны учитываться в интересах предупреждения конфликтов. Чаще применяется метод беседы. Это простой, но вместе с тем универсальный метод изучения подчиненного. Он позволяет понять его внутренний мир, идейные и нравственные позиции, помыслы и побуждения, которые очень важно знать и учитывать в работе по предотвращению конфликтов. Особенность этого метода заключается в том, что в ходе проведения беседы может устанавливаться непосредственный контакт с военнослужащим, появиться чувство расположения подчиненного к командиру. Преимущество беседы заключается в том индивидуально-эмоциональном взаимовлиянии собеседников, которое не может возникнуть ни при каких других способах и методах и которое само является актом преодоления конфликтности. На основе серии бесед офицер-воспитатель имеет возможность составить целостный социально-психологический портрет военнослужащего в разнообразных его проявлениях: характер, поведение (в обычных и экстремальных условиях), мотивации, эмоциональные переживания, взаимоотношения в коллективе, способности и навыки, необходимые для выполнения возложенных задач и т.д. Беседа позволяет оказать на военнослужащего целенаправленное влияние с использованием убеждения, она предполагает двусторонний обмен мнениями, суждениями.

Как правило, беседа имеет технику и тактику ее проведения. Техника проведения беседы включает в себя установление контакта с собеседником; ведение беседы в нужном для офицера направлении в целях получения необходимой информации; наблюдение за реакцией собеседника на вопросы, высказываемыми им мнениями, суждениями, коррекцию рассуждений офицера, содержание вопросов и их последовательность в зависимости от ответов и поведенческих реакций собеседника; прогнозирование возможных ответов и реакций на содержание вопросов и самой беседы. Тактика беседы заключается в осуществлении самоконтроля в ходе беседы, четкой формулировке цели беседы, составлении плана последовательности беседы, выборе условий и места проведения беседы (служебное помещение или внеслужебная обстановка и т.п.), создании необходимой атмосферы проведения беседы.

Командиру и его заместителю по воспитательной работе необходимо учитывать, что в беседе в целях выявления черт и особенностей, способствующих конфликтному поведению, должно быть уделено внимание особенностям реакций собеседника. Они могут быть в виде: самовосхваления; принижения своих достоинств; уклонения от ответа; самооправдания; соглашательства; самокритики и т.п. Подобные реакции являются симптомами проявления личности во взаимоотношениях с другими людьми, а значит, и в возможных межличностных конфликтах.

Кратко рассмотрим некоторые типы симптоматических реакций.

1. Самовосхваление - своеобразное выпячивание своих заслуг и успехов, преувеличение своих возможностей и достоинств по сравнению с окружающими. Собеседник стремится рассказать в основном о своих положительных чертах и фактах из служебной или общественной деятельности, биографии и т.п. Одновременно замалчиваются невыигрышные стороны в деятельности или образе жизни. Такое проявление характерно чаще всего для людей, снисходительно относящихся к своим слабостям, уверенных в себе, обладающих высоким уровнем самооценки повышенными притязаниями, имеющих экспрессивную позицию, стремление выделиться среди остальных. Иногда самовосхваление является формой маскировки своей робости, неуверенности, застенчивости. В этом случае поведение собеседника достаточно различимо в ходе беседы, так как выражается в виде пауз, колебаний, утраты первоначальной претенциозности. Этот тип поведения чаше может проявляться в случаях, когда личность стремится добиться определенной общественной позиции или уклониться от ответственных или тяжелых обязанностей, подобные лица чаще вызывают конфликты вследствие своих притязаний, нетерпимости, навязчивости.

2. Принижение своих достоинств, возможностей собеседник может использовать с целью убедить командира в том, что он не способен вы понять какую-либо функцию, что он «хуже», чем о нем думают. Такой тип поведения присущ лицам, стремящимся занять незаметные позиции, уйти от ответственности, уклониться от сложных обязанностей. Подобные люди бывают источником конфликтов вследствие своей ненадежности.

3. Уклонение от сообщения собственных мнений, суждений или от объяснения истинных причин своих действий, поступков. Личность с данным типом поведения преследует цель скрыть те или иные не стороны, своего поведения или своего образа жизни, представить в случае необходимости искусственную легенду обстоятельств и причин своих действий. Как правило, используются следующие приемы уклонения от неприятной темы: уход от прямого ответа на вопрос, демонстрация непонимания вопроса, подмена одного вопроса другим, незначaщим, выражение недоумения или перевод разговора на другую тему. Люди с подобной реакцией чаще создают конфликтные ситуации вследствие введения в заблуждение партнеров относительно своих деловых качеств или возможностей

4. Самооправдание - стремление перенести некоторые черты своего характера или поведения на окружающих, приписать их им с целью представить себя и свое поведение в выгодном свете. Данный тип поведения наиболее часто встречается при разрешении конфликтов. Конфликты в семье такие люди могут оправдывать отсутствием перспективы в служебной деятельности (несправедливое отношение со стороны старших начальников, интриги со стороны сослуживцев, а конфликты на службе неустроенностью семейной жизни, быта и т.п.) Тем самым они пытаются снять с себя ответственность за свои поступки, обвиняя окружающих людей и обстоятельства в результатах такого поведения.

5. Соглашательство - позиция непротиворечия всему тому, что говорит лицо, обладающее властью. Такой собеседник стремится быстрее освободиться от неприятного разговора любой ценой (например: беспринципность и даже самоунижение своего достоинства). Этот тип поведения характерен, прежде всего, для лиц, которым безразличны дела коллектива. Такие люди чаще способствуют накоплению конфликтного материала, даже если сами и не являются источником конфликта.

Перечисленные выше типы реакций поведения, проявляемого в беседах, могут свидетельствовать о возможных источниках создания конфликтных ситуаций теми или иными лицами. Знание учет этих типов и поведения поможет офицерам-воспитателям выделить лиц «тревожных», могущих быть источниками конфликтов.

К беседе с подчиненными офицеру-воспитателю необходимо тщательно готовиться, соблюдая следующие требования: четко представлять себе, что необходимо узнать о собеседнике, собрать необходимую информацию о его личности; беседа должна быть обоюдной, следует не только спрашивать, но и самому говорить, выражать свое отношение к высказываемому; собеседнику нужно дать почувствовать, что к нему проявляется интерес, как к человеку, это располагает к откровенности; беседу необходимо вести в доброжелательном тоне, она должна быть логически правильно построенной и убедительной по своему содержанию; исключить назидательный, а тем более приказной тон, так как это обрекает на неудачу саму беседу; правильно выбрать время, обстановку и место беседы, не проводить беседу в тех местах (помещениях), с которыми у собеседника связаны неприятные ассоциации (например, подвергался там дисциплинарному наказанию); беседу следует проводить неоднократно и каждый раз ставить конкретную цель, что послужит упрочению взаимного контакта.

В процессе беседы очень важно наблюдать за собеседником. Это поможет определить внутреннее состояние личности. Оно проявляется в тревожном взгляде, изменениях цвета лица повышенной потливости (рук, лица), суетливости или медлительности. Напряженность может свидетельствовать о том, что человек не хочет раскрыть свой внутренний мир, а значит, находится в сложном конфликтном состоянии, которое может породить конфликт внешний.

Целью наблюдения в процессе беседы является получение информации для оценки личности: выявление черт характера человека, его эмоционального состояния, предвидение возможного поведения в конфликтных ситуациях. Процесс наблюдения во время беседы может включать:

- оценку внешности собеседника, фиксирование особенностей выразительных движений (мимика, взгляд, жестикуляция, реакция собеседника на вопросы);

- выявление психологических особенностей, которые могут проявиться во время беседы, в частности спокойствие, оживленность, интерес, азарт, раздражение, грубость, упрямство, ирония, скрытность, раскованность, застенчивость, настороженность, страх и т.д.;

- анализ речи собеседника в процессе беседы (словарный запас, тон разговора, темп беседы, паузы, дикция и др.);

- выявление особенностей построения ответов на вопросы (понимание вопроса или непонимание его, искреннее оно или притворное, прямой ответ или косвенный, уклонение от ответа, иносказание и недосказанность, отказ от ответа на конкретный вопрос; последовательность или сбивчивость; растерянность, находчивость; «фантазерство» и пр.);

- прослеживание логики изложения мысли: в словах собеседника симптоматичными могут быть нарушение хронологии событий, выпадение отдельных фактов, забывчивость, потеря нити в изложении событий, в мотивации поступков или объяснении ситуаций, противоречия в излагаемых фактах, нарушение причинно-следственных связей между событиями в их изложении или объяснении и пр.

Следует иметь в виду, что некоторые свойства личности (трудолюбие, коллективизм, индивидуализм и др.) трудно однозначно выявить только в процессе беседы без дальнейшей проверки в конкретных учебно-боевых условиях воинской деятельности путем непосредственного наблюдения, экспериментов и т.п.

Владение методами беседы помогает офицеру-воспитателю глубже изучать индивидуальные особенности своих подчиненных, находить наиболее целесообразные пути предотвращения конфликтов и укрепления сплоченности воинского коллектива.

Сегодня все больший интерес не только исследователей, но и широкой общественности вызывает проблема конфликтов. Нарастание этого интереса обусловлено широким распространением конфликтов во всех сферах жизни. Конфликты в воинском коллективе необходимо выявлять с самого начала их зарождения, то есть когда они еще находятся в скрытом состоянии, и устранять те причины и условия, которые могут привести к ним. Предотвращению конфликтов в воинских коллективах способствует работа, проводимая командирами и их заместителями по воспитательной работе, а им в свою очередь сильно помогает использование метода бесед для выявления черт характера подчиненных, их эмоционального состояния, предвидения возможного поведения в конфликтных ситуациях.

Литература

1. Анциферов В.В., Бондарев С.С., Устинов И.Ю. Конфликты в служебном коллективе: профилактика и разрешение. – Воронеж: ВИ МВД России, 2006. – 166 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 346 с.

3. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – Мн.: Университетское, 2002. – 266 с.

Просмотров работы: 52