На сегодняшний день способы воздействия на образ мышления и поведение людей стали более совершенными, а в силу этого более действенными. Технология ведения войны, направленная на достижение победы, наряду со средствами поражения и физического уничтожения неприятеля включает в себя специальные средства его дезинформации, снижения морально-психологической устойчивости, снижение воли к сопротивлению. Исходя из современных конфликтов, все большая роль отводится защите личного состава от информационно – психологического воздействия противника.
Вековая мудрость сформулировала две закономерности восприятия человеком окружающего мира: «чего не знаю – того боюсь» и «предупреждён – защищен». Практика показывает, что если в экстремальной обстановке внезапно наступает событие, по отношению к которому у человека нет опыта реагирования, то его поведение становится непредсказуемым.
Выделяют три этапа психологического воздействия:
операциональный, когда осуществляется деятельность его субъекта;
процессуальный, когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия его объектом;
заключительный, когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия [1].
Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:
потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);
интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);
эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);
коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).
Это означает, что психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания.
В настоящее время существует много способов воздействия на психику человека. Наиболее известные: сенсорный и субсенсорный, манипуляционный способ, способ инфицирования, информационно-управляющие способы.
Если первые четыре способа предполагают воздействие непосредственно на человека и в своей основе несут локальный характер, то информационно-управляющие способы предусматривают информационные воздействия на организованные или неорганизованные массы людей с целью вызвать особое конфликтное поведение в острых ситуациях, а именно: инициация паники, принуждение к сдаче в плен, мобилизация митингующих к активным действиям и т.п. Масштабы таких воздействий приобретают глобальный характер, а их последствия для общества катастрофичны.
Суть способа систематического воздействия заставить как отдельного человека, так и народ в целом потерять способность к самостоятельным оценкам путем последовательного вытравливания у людей таких качеств, как патриотизм, чувство братства, справедливости, уважительного отношения к истории и старшему поколению.
Среди современных средств массовой информации наиболее манипулятивным воздействием обладает телевидение. Оно нередко формирует устойчивую иллюзию объективности и достоверности иных фактов. Насыщенное негативной информацией, оно способствует постепенной подмене в сознании и подсознании людей истинных ценностей, на фальшивые. Это влечет за собой изменение психического здоровья и поведения людей и может привести к потере веры в себя и собственные силы, осознанию бессмысленности своего существования.
Манипулирование общественным мнением вышеперечисленными способами представляет собой одну из серьезнейших проблем современной политической жизни. Эти способы воздействия на сознание людей стали современным видом оружия, которое направлены на подавление или физическое уничтожение человека. Поэтому необходимо знать не только его возможности, но активно противодействовать ему [3].
Необходимо отметить хорошую теоретическую проработку, так и тактическое освоение новых способов применения информационного оружия в деятельности войск противника. К основным разновидностям такого оружия можно отнести уже широко известные и апробированные на практике системы информационно-психологического воздействия, находящиеся в стадии активных научных и опытно-конструкторских разработок психотропное, техно-психологическое и сомато-психологическое и рассматривающееся в виде возможной перспективы психотронное оружие.
Информационно-психологическое оружие: информация, со средствами ее производства, презентации и распространения, структурированная для обеспечения ее некритического восприятия в качестве побудителя и регулятора поведения объектами воздействия.
Психотропное оружие: фармакологические препараты, наркотические вещества, химические составы, воздействующие на биохимические процессы в нервной системе человека и задающие уровни его бодрствования, активности, качества восприятия обстановки, характеристики психического здоровья.
Техно-психологическое оружие: технические устройства, способные генерировать и направленно излучать электромагнитные волны со спектром частот, нарушающих биоэлектрические процессы головного мозга и периферической нервной системы и вызывающих сбои в психической деятельности человека.
Сомато-психологическое оружие: технические устройства, химические составы и биологические рецептуры, вызывающие изменение в соматическом состоянии и физической активности людей и, на этой основе, стимулирующие развитие астенических психических состояний и импульсивных моделей поведения.
Психотронное оружие: люди, обладающие паранормальными способностями (телепаты, экстрасенсы, ясновидящие и др.), а также технические устройства (психотронные генераторы, резонаторы и др.), позволяющие управлять психическими процессами, состояниями и поведением других людей, на новом качественном уровне решать задачи разведки, связи и управления [4].
Важной составляющей защиты от негативного информационно-психологического воздействия является историческое самосознание военнослужащих. Ибо значительно проще манипулировать сознанием тех людей, которые не знают истории своего народа, своих исторических корней.
Обязательным звеном защиты от негативного информационно-психологического воздействия должно являться парирование акций, направленных на понижение престижа ратного труда, авторитета службы в рядах Вооруженных Сил России, а также показ несостоятельности пацифизма в современных условиях.
Следует больше опираться на опыт военной истории, которая является самым беспристрастным судьей. Достаточно вспомнить слова известного французского военного теоретика Г. Жомини начала XIX века, который говорил: «Горе тем странам, в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье, или свое имущество» [4].
Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый военнослужащий понимал, что не благодаря миролюбию наших соседей сумела Россия сохранить свою государственность, а благодаря мощным Вооруженным Силам и готовности многих поколений людей служить Отечеству. Именно в служении Отечеству, а не в уклонении от него формировался кодекс чести российского общества. «В службе честь» – вот наиглавнейший завет Петра I, дошедший до нас через огненные века военной истории России.
Идея государственного патриотизма, высокое историческое самосознание, гордость за свою военную профессию и принадлежность к Вооруженным Силам России служат предпосылкой формирования невосприимчивости к разрушительным информационно-психологическим воздействиям и должны являться основой, на которой строится вся система защиты от негативного информационно-психологического воздействия.
Эффективность противодействия негативному информационно-психологическому воздействию будет выше, если оно будет носить системный, комплексный характер и строиться с учетом всех его аспектов.
Основным содержанием защиты войск от негативного информационно-психологического воздействия являются:
разъяснение военнослужащим сущности, задач, приемов и техники проведения информационно-психологических операций, их истинной направленности;
прогнозирование возможных информационно-психологических действий противника с целью упреждения воздействий и их нейтрализации (источник информации, первым сообщивший о событии, будет затем более предпочтительным для аудитории, чем другие);
систематический анализ коллективного и общественного мнений военнослужащих, частей и соединений своих войск по поводу негативного информационного воздействия;
изучение морально-психологической обстановки в стране, в стратегических районах, на оперативных направлениях, районах боевых действий, дислокации войск;
оценка степени подверженности своих войск пропаганде и психологическим действиям противника. Своевременное объективное информирование личного состава о трудностях складывающейся обстановки, объяснение ее причин и принимаемых мер.
Это позволит упредить противника и снизить эффективность проводимых им психологических операций.
Мероприятия по защите от негативного информационно-психологи-ческого воздействия будут иметь успех лишь тогда, когда будут опираться на высокий профессионализм исполнителей. Сегодня уже невозможно обойтись без специалистов, которые могли бы на высоком профессиональном уровне отслеживать, анализировать и доводить информацию до военнослужащих с учетом государственных интересов России. Эта структура информационного обеспечения войск должна быть гибкой, мобильной, хорошо оснащенной, пронизывающей все Вооруженные Силы до частей и подразделений. Ее отсутствие или низкая компетентность могут привести к утрате информационного контроля над Вооруженными Силами, резкому снижению морально-психологического состояния личного состава [5].
Литература
Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 519.
Винокуров И., Гуртовой. Г. Психотронная война. – М., 1993. – С. 365.
Коган В.З. Теория информационного взаимодействия. – Новосибирск, 1991. – С. 249.
Гриняев С. Информационное превосходство – основа военной стратегии XXI в. //ОБЖ. – 2001. – № 7. – С. 22 – 27.
Марущенко В. Информационная безопасность войск защита личного состава от негативного информационного воздействия //Ориентир. – 2001. – №2. – С. 50-53.