Одной из составляющих сплоченности воинского коллектива в отечественной военной психологии являются взаимоотношения. Анализ состояния проблемы даёт основание полагать, что характер и структура взаимоотношений в значительной мере обуславливают психологическую готовность военнослужащих к совместной эффективной деятельности и их компетентность в выполнении обязанностей воинской службы.
В связи с этим офицерскому составу необходимо знать и реализовывать в своей повседневной деятельности теоретические разработки и практические рекомендации военной педагогики и психологии по формированию уставных взаимоотношений в подразделении.
Особую роль в данном процессе выполняют младшие командиры. В своей деятельности им, как правило, приходится иметь дело с микрогруппами, то есть малыми группами военнослужащих, насчитывающими два-три и более человек, связанных общими интересами. В данном случае практическое отношение к микрогруппам должно зависеть от их направленности (положительной или отрицательной).
Микрогруппы с положительной направленностью возникают на основе стремления военнослужащих к сотрудничеству и взаимопомощи на основе общих интересов, например, к военной специальности, рационализаторству, спорту и т.д. Взгляды и мнения при этом обычно совпадают с мнением всего коллектива. Взаимоотношения членов такой микрогруппы не носят конфликтного характера и способствуют формированию коллективизма и воспитанию лучших черт личности каждого [1].
Микрогруппы с отрицательной направленностью чаще всего формируются на основе эгоистических устремлений одного или нескольких наиболее сильных и влиятельных среди военнослужащих личностей.
Таким образом, знание психологических основ структуры коллектива, взаимоотношений между военнослужащими способствует созданию условий, при которых подчиненные и без приказов активно сотрудничают в интересах выполнения поставленных подразделению задач.
В основе решения задачи оптимизации взаимоотношений военнослужащих лежит повышение общей и коммуникативной культуры каждого члена воинского коллектива. Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно-компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах. Основой культуры взаимоотношений принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.) [2].
На основе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими.
К числу наиболее важных умений и навыков взаимодействия младших командиров следует отнести следующие:
быстрое установление контактов с окружающими;
оказание благоприятного впечатления;
чувство эмоционального состояния партнеров по общению и взаимодействию и разделение их;
предотвращение конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия;
убеждающее и внушающее воздействие на окружающих;
концентрация на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера;
демонстрация искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др. [3].
Совершенствование коммуникативных умений и навыков предполагает развитие у младших командиров умений говорить, слушать, слышать, понимать, обеспечивать принятие передаваемой информации. Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки – устойчивые формы нашего поведения.
Среди основных путей в работе офицеров по оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе следует выделить следующие:
постоянное изучение взаимоотношений между военнослужащими в коллективе, выявление реальных отношений между ними, проявление при этом гибкости и учет их психологического состояния;
строгая организация жизни и деятельности военнослужащих подразделения с опорой на устав;
обеспечение объективности и справедливости в обсуждении основных процессов и явлений, происходящих в воинском коллективе;
соблюдение такта в ходе бесед с подчиненными;
педагогически правильное использование общественного мнения по формированию и укреплению взаимоотношений и др.
Основными способами совершенствования у младших командиров практических умений и навыков общения в условиях воинской службы могут быть:
публичные выступления на собраниях, различных мероприятиях воспитательной работы;
самостоятельные тренировки аргументации доказательства в споре, дискуссии;
индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах диалога;
составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.);
самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение и др.);
аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах.
Таким образом, педагогическими условиями укрепления взаимоотношений в воинском коллективе являются: личная дисциплинированность командира, командирское управленческое искусство, высокий уровень правовых знаний командира и умение донести их сущность до личного состава, опора на положительное, активизация общественного мнения и др.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1989. – С. 116-117.
Военная педагогика и психология / под ред. А.В.Барабанщикова. – М.: Военный университет, 1986. – 328 с.
Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004. – С.245-281.