ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В КУРСЕ "ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ" - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В КУРСЕ "ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ"

Барнашева Д.Д. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В методике преподавания биологии накоплен богатый опыт по применению натуральных объектов на уроках.

Методисты, учителя биологии средних общеобразовательных школ в своих исследованиях отмечают, что в процессе работы с натуральными объектами у учащихся формируются умения проводить наблюдения, ставить учебные опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять лабораторные и практические работы разного уровня сложности, осуществлять учебную исследовательскую или проектную деятельность.

С внедрением Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) эта тема не утратила своей актуальности, так как, по своему содержанию биология одна из основных дисциплин естественнонаучного цикла, позволяющая рассмотреть живые объекты на всех уровнях организации живой природы (молекулярный, клеточный, органно-тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный). Кроме того, изучить их с точки зрения морфологии и анатомии, физиологии, систематики, и экологии и др. разделов биологии.

Процесс обучения на современном этапе носит активный характер. Познание учеником сути объектов природы не сводится к изучению и запоминанию готовых фактических данных. Обновленное содержание, сам учебно-воспитательный процесс по биологии, строятся на системно-деятельностном подходе и предполагают получение личностных, метапредметных и предметных достижений. Результаты своей деятельности школьники фиксируют в виде описаний, составления схем, заполнения таблиц, учебного рисунка, выводов, обобщений, учебных продуктов, как результата проектной деятельности.

Натуральные объекты (гербарии, коллекции, влажные препараты, микропрепараты; остеологические препараты) - специфический для биологии вид оборудования. Поэтому такие пособия обычно являются объектом наблюдения при проведении лабораторных и практических работ. На этих занятиях желательно обеспечить натуральными объектами каждого ученика или, по крайней мере, иметь одно пособие на двух учащихся. Только в этом случае целесообразно проводить лабораторные работы, цель которых заключается в изучении строения, свойств живых организмов. Такие натуральные объекты как: гербарии растений, комнатные растения, коллекции семян и раковин моллюсков, животные живого уголка, остеологические коллекции используются при изучении разделов «Основы генетики», «Основы эволюционного учения», «Основы селекции и биотехнологии», «Основы Экологии»; влажные препараты, микропрепараты при изучении разделов «Учение о клетке», «Индивидуальное развитие организмов», «Размножение организмов».

В курсе общей биологии большое внимание уделяется изготовлению самодельных пособий. Из материалов, собранных учащимися на экскурсиях, могут быть изготовлены чучела, гербарии, коллекции. При наличии школьного учебно-опытного участка кабинет ежегодно пополняется новыми пособиями в виде гербарных таблиц и коллекций, например «Смена видов растений на дарвиновской площадке», «Изменчивость», «Приспособления в мире растений», «Искусственный отбор» и т. п.

В классе можно представить «живую систему» растений, используя для этого растения, имеющиеся в уголке живой природы. Растения располагают на горизонтальных полках и группируют: виды одного рода; роды одного семейства и т. д. Растения паспортизуют.

На стене класса удобно представить системы животных, комбинируя живые объекты (беспозвоночных) с чучелами (боле мелких позвоночных) в отдельных случаях с рисунками крупных животных, чтобы показать иерархические отношения между систематическими группами.

Таким образом, использование натуральных объектов на уроках биологии в 10-11 классах носит развивающий характер: они развивают эмпирическое мышление, без которого невозможно развитие мышления теоретического, совершенствуют речь, наблюдательность, умения самооценки и самоконтроля, творческое воображение, навыки учебного труда. Они используются на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового учебного материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеурочной, кружковой работе.

Список литературы:

1. Афонина Т. В. Общая биология: практическое пособие с заданиями [Текст] / Т. В. Афонина.- М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2003.- 128 с.

2. Байбородова Л. В. Методика обучения биологии: пособие для учителей [Текст] / Л. В. Байбородова.- М. : Владос, 2003. – 185 с.

3. Пуган Н. А. Использование натуральных объектов при обучении биологии: метод. пособие [Текст] / А. Н. Пуган.- М. : Владос, 2003.- 289 с.

Просмотров работы: 345