СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНУШАЕМЫХ ЛИЧНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНУШАЕМЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Сятчихин М.С. 1
1Уральский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Первоначально термин "внушение" рассматривался только во врачебной практике и имел значение гипнотического воздействия. В настоящее время это понятие имеет более широкий диапазон употребления, поскольку используется уже не только в психологической практике, но и в обыденной жизни. В широком смысле под внушением понимают способ воздействия одного индивида на другого даже в самой обычной житейской обстановке. В связи с этим, внушение как социально-психологический феномен является достаточно важным фактором нашей общественной жизни, который становится интересен не только специалистам, но и всем людям, которым интересно понимать сущность механизмов человеческих взаимоотношений.

В.Н.Мясищев и К.Н.Платонов рассматривали внушение как процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением критичности при восприятии и непосредственно самой реализации внушенной информации, а также с отсутствием целенаправленного активного понимания внушаемого содержания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом.

Ю.В. Каннабих отмечал, что внушить возможно только тогда, когда удается снизить критичность психики, критичность сознания [3].

Д.Н.Ухтомский объяснял сущность внушения при помощи своей теории установки – при внушении предварительно формируется очаговое возбуждение в коре головного мозга, которое затем переходит в установку, образовывая паттерн поведения [3].

Таким образом, внушать – значит прививать к психической сфере другого человека собственные идеи, чувства, мысли, эмоции и другие психофизические состояния. Иными словами, воздействовать таким образом, чтобы максимально снизить критичность к суждению.

Стоит отметить, что внушение является частью человеческого общения, ввиду чего выполняет важнейшие функции:

1. формирует общественную психологию людей, внедряя в сознание схожие взгляды и убеждения, нормы поведения, мнения и оценки.

2. направляет и регулирует активность личности, тем самым побуждая к одним поступкам или удерживая от них.

Внушение обеспечивается таким основным средством как слово. Следовательно, любое слово несет в себе некоторое гипнотическое воздействие, формируя образы. При этом невербальные средства – мимика и жесты – усиливают это воздействие. Внушаемая информация может влиять на нервно-психические и соматические процессы [2].

В.М. Бехтерев о внушаемости как о качестве личности говорил так: «...внушаемость есть явление, свойственное всем и каждому. Оно глубоко коренится в природе человека и основано на непосредственном влиянии слова и других психических импульсов на… действия и поступки…» [1].

Тем не менее, каждый человек обладает своей степенью восприимчивости к внушению, реализуемой в субъективной готовности подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Безусловно, внушение успешно осуществляется при недостаточной психической критичности к информации, поэтому человек зачастую сам не отдает себе отчета в подобной ситуации. Более того, он может думать, что его поступки – это его собственный выбор и его инициатива.

Выделяют некоторые качества личности, которые в большей степени характеризует людей, склонных к повышенной внушаемости. Стоит отметить, что в этот перечень входят как физиологические особенности, темпераментные – темп психической деятельности, так и социально-производные – неуверенность в себе, застенчивость, мнительность, чувство собственной неполноценности, низкая самооценка. Промежуточное положение занимают способность к логическому мышлению, тревожность и впечатлительность, поскольку могут зависеть как от врожденных факторов, так и от социальных. Безусловно, это неполный перечень характеристик личности и разделен достаточно условно.

Так или иначе, человеку со слабой психической активностью, с низкой переключаемостью и устойчивостью внимания, тревожностью, податливостью и доверчивостью что-то внушить намного легче и проще, нежели психически сильному типу с высокой переключаемостью и устойчивостью внимания, не тревожному и скептически настроенному.

Трудно что-либо внушить и тому, кто достаточно ригиден в своих суждениях, стоит на своем, имеет высокий уровень стремления к самовыражению и творческому подходу, так же обязательно стремится к самостоятельности в труде. Такие люди стремятся культивировать свою уникальность, доверять себе и собственным рассуждениям, а также стараются всегда проверять информацию.

Легковнушаемые люди, как правило, доверяют другим людям больше, чем самим себе, в меньшей степени стремятся к самовыражению и предпочитают работать по заданному образцу. Такое отношение к разным сторонам жизни может быть связано как с собственной неуверенностью в себе, нелюбовью к себе, так и с элементарной леностью или с мыслями "зачем изобретать велосипед?", не стараясь привнести нечто новое в свою жизнь и жизнь других людей.

Также существуют и ситуативные факторы, которые могут влиять на индивидуальную внушаемость:

1. психофизиологическое состояние индивида – релаксация или, наоборот, стресс

2. низкий уровень осведомленности в обсуждаемом вопросе или выполняемой деятельности

3. дефицит времени для принятия решения

Хилгард считал, что всех людей можно рассмотреть в процентном соотношении по степени внушаемости. Так, 10% – не подвержены внушению, 30% – имеют слабую склонность к внушению, 30% – имеют среднюю степень внушаемости и 30% – имеют высокую степень внушаемости.

Существуют также мнения по поводу половых и возрастных различий относительно склонности к внушению. Так, женщины в большей степени склонны быть внушаемыми (66,6%), нежели мужчины [5].

А дети в большей степени склонны к внушению, нежели взрослые, ввиду своей детской наивности, впечатлительности и неосведомленности во многих вопросах. Один из примеров внушения в детской жизни знаком всем, когда ребенок ударяется, он скорее успокоится, если на ушибленное место подуть. В связи с тем, что дети больше подвержены такому влиянию – склонны доверять взрослым и принимать сказанное ими за истину, рекомендуется использовать этот факт в воспитательных целях [4].

Отмечают также и значительную внушаемость толпы, нежели отдельного индивида. В толпе человек ограничен в своем произвольном поведении и самовыражении, что, в свою очередь, благоприятствует внушаемости. Существует закон верный для толпы и других высокоорганизованных масс: "Сила личности обратно пропорциональна числу соединенных людей" [1]. Таким образом, личности, желающие приобщиться к толпе, массово подвергаются внушению.

Было проведено исследование Паковым М.М. о психологических особенностях личности с разным уровнем внушаемости. Результатом исследования стали достоверные данные о том, что различия в склонности к внушению проявляются в различиях по темпераментным качествам и другим личностным характеристикам. В качестве инструментария для определения уровня внушаемости использовалась модификация Стэнфордской шкалы гипнотической податливости, а для определения темпераментных особенностей – опросник Г.Айзенка (EPI) и "Опросник структуры темперамента" В.М.Русалова.

Так, высоковнушаемые испытуемые характеризуются высокой пластичностью, быстрой переключаемостью с одной деятельности на другую, при этом имеют достаточно высокий темп моторно-двигательных актов и высокую психическую скорость при выполнении конкретных заданий, в отличие от низковнушаемых и средневнушаемых испытуемых.

Для низковнушаемых респондентов свойственны высокая эмоциональность и выраженная социальная эмоциональность, в отличие от средневнушаемых и высоковнушаемых испытуемых. Это, в свою очередь, характеризует их как ранимых и чувствительных личностей в целом.

Средневнушаемые испытуемые по большей мере являются экстравертами, а низко- и высоковнушаемые амбивертами. Показатель нейротизма у всех испытуемых характеризует их как нормостеников.

Результаты по опроснику Кеттела так же показали достоверные различия между высоковнушаемыми и низковнушаемыми испытуемыми. Для людей с высоким уровнем внушаемости характерны выраженная жизнерадостность в общении и эмоциональная значимость общения (F 5,11±0,13 против 4,49±0,11, при р

Просмотров работы: 22999