ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ УЧАСТИЯ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ УЧАСТИЯ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время для повышения валидности и надежности диагностики посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) все чаще используются различные физиологические показатели: частота сердечных сокращений, кожно-гальваническая реакция, электромиограмма и др., в сочетании с раздражителями, напоминающими о психотравмирующих событиях (фильмы о войне, военная музыка, описание боевых сюжетов и т.д.). С применением психофизиологического подхода связывается также возможность более точного предвидения появления ПТСР у различных категорий военнослужащих после выполнения ими служебно-боевых задач в экстремальных условиях.

Переходя к рассмотрению различных методов психологической помощи ветеранам войн, необходимо отметить некоторые психотерапевтические методы, применявшихся после Первой мировой войны. Так, С.В. Гольман отмечал эффективность метода воздействия электрическим током, разработанного в 1916 году немецким врачом Э.Ф. Кауфманном. М.И. Аствацатуров называл этот метод «суггестивной электризацией», подчеркивая, тем самым, психологический механизм воздействия в данном случае [2, с.203]. Отмечалась также эффективность гипноза, «внушения в бодрственном состоянии, особенно в сочетании с упражнениями», трудовой терапии.

Во время Великой Отечественной войны эффективными способами психотерапии истерических симптомов признавались методы, сочетающие прямое и косвенное внушение с эфирной маской Свядоща, кальциевым ударом, судорожной психотерапией [4, с.303].

В настоящее время психологическая помощь ветеранам в преодолении отсроченных реакций на воздействие стресс-факторов боевой обстановки основывается на концепции посттравматических стрессовых реакций. Центральной задачей психотерапевта, в данном случае, является создание условий для постепенной ассимиляции психотравмирующего опыта.

Это может достигаться при помощи различных видов психотерапии (психодинамической, когнитивной, поведенческой, гештальт, терапии искусством, наркосинтетической, трансмедитативной и т.д.) и форм психотерапии (индивидуальной, групповой, семейной). Психологическая помощь ветеранам может носить срочный характер, иметь ограниченный срок или быть рассчитанной на длительный период.

По мнению Р.Скерфилда, при организации помощи ветеранам необходимо учитывать четыре ключевых момента:

  • психотравмирующее событие и непосредственную реакцию на него, сопровождающуюся, как правило, его отрицанием;

  • последующее осознание и повторное переживание негативных аспектов, имеющих отношение к психической травме;

  • попытки контролировать, снизить или устранить навязчивые воспоминания путем использования взаимодействия психологических механизмов отрицания психотравмы и повторения психотравмирующих переживаний;

  • интеграцию травматического опыта и его позитивное или негативное влияние на личность, отношение со значимыми и окружающими в целом [5, с.153].

К основным принципам психологической помощи в преодолении отсроченных реакций на травматический стресс, рассчитанной на более длительный период Р.Скерфилд относит: установление доверительных отношений между пациентом и психотерапевтом; ознакомление пациента с необходимой информацией о процессе преодоления посттравматического стресса; контроль за состоянием пациента и редукция повышенного напряжения; возвращение к повторным переживаниям, имеющим отношение к психической травме; интеграция травматического опыта [3, с.141].

Отмечается также эффективность применения методов поведенческой психотерапии - десенсибилизации, остановки размышлений, когнитивной реконструкции, поведенческой библиотерапии, десенситизации путем воздействия на движение глаз, а также о результативности применения таких видов психотерапии, как: арттерапия, гипноз, гештальтерапия, наркосинтез, трансцендентальная медитация и других.

Все большее распространение получают также различные формы групповой психотерапии. Подчеркивая году роль группового подхода в повышении эффективности реабилитации ветеранов, Г.Роум выделил несколько факторов, способствующих эффективности его использования: подобие психологических проблем у членов группы; снижение внутренней психической напряженности; преодоление чувства неполноценности; доверительные отношения между психотерапевтом и пациентом; контролируемое эмоциональное раскрепощение; контролируемый глубинный анализ проблем; дополнение групповой работы (при необходимости) индивидуальной [1, с.75].

В свою очередь Р.Гринкер и Д.Шпигель отмечали, что эффективность групповой психотерапии с ветеранами обеспечивается тремя факторами: развитием положительных отношений между психотерапевтом и пациентами, свободным выражением чувств, возможностью более детального анализа психологических проблем [1, с.84].

Р.Лифтон, наряду с важностью для групповой психотерапии факторов сходства травматического опыта и взаимной поддержки членов группы, выделяет также фактор самогенерации, заключающийся в порождении у ветеранов потребности к самопознанию; самооткрытию и самоизменению.

Не менее важное место в системе психологической помощи ветеранам войн зарубежными психологами отводится семейной психотерапии.

По мнению Ч.Фигли, любая психологическая помощь семьям ветеранов должна основываться на четырех главных принципах:

-уважении к интимным сторонам жизни семьи, ее самоотверженности во время войны и опыту семьи, имеющему отношение к пережитым стрессовым жизненным обстоятельствам;

- информирование семьи о возможных психологических последствиях войны;

- сочетание психологической помощи с социальной поддержкой семьи, в том числе со стороны семей других ветеранов;

- психотерапевтическое вмешательство в жизнь семьи должно подразумевать: осторожное изучение источников стресса в семье; определение - какие из способов совладающего поведения с возникшими психологическими трудностями используются в семье, а какие нет; информирование семьи о различных способах преодоления последствий травматического стресса; помощь в создании в семье системы взаимной поддержки; помощь в мобилизации тех сторон семейных отношений, которые способны ее укрепить и обеспечить разрешение психологических проблем.

По мнению С.Вильямс, задачами психотерапии с семьями ветеранов являются:

  • преодоление у ветерана идентификации с образом «пациента» в семье, состояния депрессии, эмоциональной и социальной отчужденности, неадекватных реакций ветерана на болезнь и горе других членов семьи (отстраненность);

  • преодоление случаев насилия в семье (из 600 обследованных ветеранов этими авторами - каждый третий совершал акты насилия по отношению к другим членам семьи), злоупотребления алкоголем и наркотиками, стремления к длительному отсутствию в семье;

  • преодоление нежелания ветерана рассказывать о своем военном опыте, преодоление психологической дистанции между ветераном и детьми; улучшение отношений между супругами;

  • психологическая помощь женам ветеранов, формирование в семье системы взаимной поддержки, совершенствование навыков общения в семье [5, с.196].

Наиболее эффективной, по мнению С.Вильямс, является мультимодальная форма семейной психотерапии, которая включает: индивидуальное и семейное консультирование; групповую психотерапию отдельно с ветеранами и их женами; занятия в группах, включающих несколько семейных пар с целью совершенствования коммуникативной компетентности, создание системы взаимной социальной поддержки [5, с.206].

М.Стэнтон и Ч.Фигли рассматривая межличностные отношения в боевой обстановке как один из источников посттравматического стресса, считают, что семейная психотерапия может иметь ключевую роль в психологической помощи ветеранам.

В случае кризисной ситуации в семье ветерана Ч.Гаррис предлагает использовать пятишаговую модель психотерапевтической помощи, основанную на концепции K.Slaikey. Она включает следующие этапы: установление психологического контакта с семей; изучение психологических проблем в семье; совместный поиск с членами семьи возможных способов решения возникших проблем; помощь членам семьи в поисках возможных способов решения возникших трудностей; помощь членам семьи в осуществлении конкретных шагов, направленных на решение психологических проблем; сопровождение семьи после выхода из кризисной ситуации [5, с.200].

Таким образом, составной частью подготовки боевых действий должна быть разработка программы по снижению психотравмирующих стресс-факторов боевой обстановки, которая предусматривала бы мероприятия, направленные на своевременную психологическую и социальную помощь ветеранам (их семьям) во время и после окончания боевых действий.

Литература

  1. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 1991. - 96 с.

  2. Аствацатуров М.И. Функциональные заболевания нервной системы в связи с повреждениями военного времени //Руководство по военной невропатологии /Под ред. М.И. Аствацатурова. - Л., 1936. - 156 с.

  3. Гиляровский В.А. Избранные труды. - М., 1973. - 328 с.

  4. Свядощ А.М. Неврозы. - М.: Медицина, 1982. - 368 с.

  5. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1987. - 304 с.

Просмотров работы: 129