Единая непротиворечивая система оценочных отношений – основа формирования адекватной и устойчивой самооценки. Чем шире круг общения человека, контакты с другими людьми в процессе активной практической деятельности, тем больше возможностей для сопоставления, сравнения оценок и уточнения или подкрепления самооценки. Активное участие в коллективной деятельности, в процессе которой люди осваивают правила взаимоотношений в коллективе, – объективная основа формирования оценочных отношений человека к самому себе.
В тех случаях, когда самооценка возникает на основе оценок окружающих, а сам человек не умеет оценить результаты собственной деятельности и свои поступки, может сложиться неправильная самооценка. Для формирования адекватной и устойчивой самооценки необходим анализ человеком собственных поступков и действий и оценка их с точки зрения норм коммунистической морали. Каждый должен изучать себя в различных жизненных ситуациях, с тем чтобы, сравнивая самооценку с оценкой окружающих, составить наиболее объективное представление о самом себе.
Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение.
Самонаблюдение – это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями. Со многими описаниями самонаблюдения знакомит нас художественная и мемуарная литература. Дневники выдающихся людей (писателей, ученых, педагогов и др.) показывают важную роль самонаблюдения в процессе самосовершенствования. Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и ретроспективное (т.е. самонаблюдение за тем, как вел себя человек когда-то в прошлом, что он переживал). Важно обратить внимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности.
В самоанализе необходимо делать упор на анализ фактических явлений, а не на анализ «чистых переживаний». Следует анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но результаты деятельности, собственное поведение, ибо человек может объективно судить о себе по своим реальным поступкам, результатам деятельности. Практическая деятельность одновременно и проверяет, и формирует качества личности. Попытка определить свои возможности, качества собственной личности вне повседневной практической деятельности приводит к неправильному, неадекватному представлению о себе.
Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а также в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, характеризующие те или иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет место при самовоспитании, это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа.
Важно подчеркнуть опасность односторонности выводов самоанализа, возможность субъективизма в интерпретации человеком тех или иных своих поступков, поведения, достижений и неудач.
В процессе и на основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет – это отчет человека перед самим собой о процессе в результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников.
Можно выделить два вида самоотчета:итоговыйи текущий.Итоговый самоотчет – самоотчет за достаточно длительный период времени, когда на определенном жизненном этапе выявляется степень соответствия между обязательствами, которые человек считал для себя посильными и добровольно принял, и объективными результатами деятельности. Самоотчет, которому предшествует систематическое детальное фиксирование своих поступков, достигнутых результатов деятельности, глубокий и всесторонний анализ, характеризующийся установлением причинной зависимости между поступками и свойствами собственной личности, способствует повышению объективности результатов самопознания. Основой итогового самоотчета, как правило, служит самоанализ значительного фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах в течение достаточно длительного периода времени. Сопоставление полученных данных позволяет лучше обосновать свои суждения и сделать более объективные выводы о себе, качествах собственной личности.
Текущий самоотчет – самоотчет человека за короткий промежуток времени – день, несколько дней, неделю. Такой вид самоотчета характерен для процесса самовоспитания: человек, ставя задачу искоренить свои недостатки и развить положительные качества личности, систематически фиксирует данные самоанализа, свидетельствующие о степени реализации разработанной программы самовоспитания.
Способность человека отмечать даже незначительные сдвиги в работе над собой имеет исключительное значение для развития процесса самовоспитания. Подкрепляется уверенность человека в своих силах, в возможностях самовоспитания, что активизирует человека и содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания.
Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок других. Действительно, один из способов самооценки – это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих. Но расхождения в этих оценках и различные критерии, которыми руководствуются люди, делают необходимым сопоставление получаемых оценок, мнений, суждений о человеке с данными анализа самим человеком собственных поступков, результатов деятельности, в которых проявляются, в определенной степени обусловливая их, те или иные качества личности.
Самоконтроль – это способность человека устанавливать отклонение реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности – непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости деятельности по самовоспитанию.
Сравнение постоянно используется людьми в их размышлениях о себе, в оценке поступков и проявляющихся в них качеств личности. Оценивая свое поведение, отношение к окружающим, курсант проводит сравнение с аналогичными поступками товарищей; оценивая себя в настоящем, сравнивает себя с самим собой, каким он был в прошлом. А.Я. Арет выделяет следующие виды сравнения: «тотальное, глобальное, или полное (когда сравниваем себя с кем-то в целом, во всем), и парциальное, или частичное (когда сравниваем себя в отдельной области, скажем, в знаниях, умениях, чертах характера, способностях, качестве работы и т. д.), презентное (сравнение себя с кем-то в современности, в данный момент) и ретроспективное (сравнение себя с кем-то в прошлом, или сравнение «сегодняшнего я» с тем, каким мы были в прошлом, год, пять и т. д. лет тому назад). Для понимания того, кем мы являемся в настоящем, какие особенности имеет наш путь развития, очень полезно применить методику ретросказания».
Самооценка – результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие.
Правильное использование сравнения в процессе формирования самооценки зависит от мировоззрения, нравственного идеала человека. Отсюда очевидно значение усвоения каждым человеком нравственных норм советского общества, его ценностных ориентаций, формирования у каждого личностных образцов, адекватных этим нормам.
Разумеется, выделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимосвязью. Так, наблюдение над собой уже сопровождается определенными элементами самоанализа, самоконтроль не может существовать без наблюдения над собой и т.д. Между тем такая формализация процесса самопознания и выделение в нем известной поэтапности, последовательности представляются допустимыми и целесообразными для изучения этого процесса.
Несомненно, что в повседневной жизненной практике самопознание подвергается воздействию самых различных внутренних и внешних факторов. Прежде всего, на него влияют те оценки, которые в процессе совместной деятельности и общения дают человеку окружающие.
Литература
1. Арет А.Я. Краткий обзор специфических методов и приемов самовоспитания. Труды Киргизского государственного университета. Фрунзе, 1968, вып. 2, с. 64.
2. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. – М.: Просвещение, 1982. – 143 с.