ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Матвеева Е.Ю. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как отмечается в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, компетентности учащихся в познавательной сфере (умения учиться) [56]. Одним из структурных компонентов компетентности учащихся в познавательной сфере является познавательная активность.

Проблема развития познавательной активности школьников – одна из важнейших проблем педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования младших школьников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования.

Вопрос о природе познавательной активности занимает одно из центральных мест в образовании человека и волновал многие научные умы начиная еще с этапа зарождения философии как науки.

Так, во времена античности, познавательную активность изучал Пифагор. Он понимал ее как «страстное и сочувственное созерцание» как интеллектуальное созерцание, к которому мы прибегаем в познании чего-либо, при этом она присутствует на протяжении всего «колеса рождения», во время прохождения душой всех видов перерождений.

Познавательная активность интерпретируется Сократом как культура сомнения, как искренняя увлеченность творческим научным поиском. Описывая познавательную активность, Сократ исходил из того, что критерием познания является философская грамотность, умение рассуждать, а познавательная активность – находить это рассуждение.

Таким образом, именно в античной эпохе впервые дается ориентир для методологии обучения (в том числе детей), творчески активного освоения знания.

В дальнейшем проблема познавательной активности рассматривается учеными в самых различных аспектах: психологическом, педагогическом и др.

Так, формирования познавательной активности рассматривались в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконина и др. Они определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию [24].

Д. Локк в работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути. Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, например, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента полного утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство – регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся.

Достаточно популярна и другая точка зрения, выдвинутая Я.А. Коменским. В его взглядах познавательная активность понимается как характеристика деятельности школьника: ее интенсивность и напряженность. Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора [24].

А.С.Макаренко рассматривая проблему познавательной активности отмечал, что для того чтобы воспитать активного человека, содержанием воспитательной работы должен быть «... не метод благополучного непротивления, не метод умеренности и тишины, а организация коллектива, организация требовании к человеку, организация реальных, живых, целевых устремлений человека вместе с коллективом...» [31].

Воспитание активности, надо начинать с самого раннего возраста ребёнка: «С первого года нужно так воспитывать, - писал А.С.Макаренко,- чтобы он мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться...» [31]. Активность успешно формируется, если есть объективная необходимость в её проявлении. Взрослые не должны сами удовлетворять все (разумные) желания и потребности ребёнка, а создавать такую ситуацию, которая требовала бы от него активного поиска путей их удовлетворения. Иногда взрослые без участия детей разрабатывают план работы детского коллектива, продумывают способы его осуществления. Детям же отводится роль исполнителей. Это ведёт к спаду активности, детей, к разочарованию их в собственных силах. Требования, которые предъявляются к ребёнку, должны усложняться, ибо иначе может наступить такой момент, когда всё будет даваться ему слишком легко, не требовать новых знаний, новых умений, постановки новых целей. Но нельзя предъявлять непосильные требования. Это может привести ребёнка в состояние подавленности, пассивности. Проявления активности только тогда становятся для ребёнка объективно необходимыми, когда его труд, его учебные усилия оказываются нужными и полезными. Ребёнок на уроке нуждается в помощи, чтобы завершить начатое дело. Важно, чтобы педагоги, взрослые, сумели своевременно оказать им эту необходимую помощь. Дети убедятся в плодотворности своих усилий, и это будет стимулировать их активность в дальнейшем. Иногда непосредственное стремление ребёнка живо реагировать на всё окружающее, откликаться на многие воздействия жизни принимают за активность. Однако это лишь естественная предпосылка развития активности, но еще не подлинная активность. Если у детей не воспитывают умение доводить начатое дело до конца, то это может привести к развитию не активности, а суетливости.

Д.Б. Эльконин отмечает, что «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни их них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствие с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [67].

Познавательная активность являлась предметом исследований и в трудах С.М. Потапенко, Р.М. Юлоновой, П.П. Груздева, Ш.Н. Ганелина, Э.А. Красновского, Р.Г. Ламберга, А.М.Матюшкина, Т.П.Михневич, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной и др.

Так, по мнению С.М. Потапенко, Р.М. Юлоновой познавательная активность выступает и как сильное средство обучения. Характеризуя интерес как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание – это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т.д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному – все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т.е. содействовать устойчивости интереса. Быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям – в этом задача учителя, формирующего познавательную активность. [43].

П.П. Груздев и Ш.И. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовав проблему активности сделали вывод, что высшим уровнем сформированности познавательной активности и активизации мышления учащихся в процессе обучения является появление самостоятельности учащихся [9]

Т.И. Шамова изучая проблему познавательной активности пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [64].

Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. [65]

Т.П.Михневич в своем диссертационном исследовании отмечает, что познавательная активность может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как сильное эмоциональное средство обучения, влияющее на ов­ладение учащимися учебными умения­ми и мыслительными операциями [33].

Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения».

Для исследования познавательной активности важное значение имеет решение вопроса о ее структуре. Согласно точке зрения Т.Л.Павловец [37, с. 78], основными компонен­тами познавательной активности выступают:

  1. познавательная потребность;

  2. саморегуляция познавательной дея­тельности

Ш.А.Амонашвили [2] выделяет структурные компоненты познава­тельной активности исходя из структуры деятельности:

  • мотив как движущая эту активность сила;

  • объект познания, имеющий дидакти­чески организованную форму;

  • способы и средства действия собъектом с целью его усвоения;

  • посредническая роль педагога между познавательными силами школьника и объектом усвоения;

  • результат познавательной активности.

В диссертационном исследовании Т.П.Михневич [33] структура позна­вательной активности представляет совокупность таких компонентов, как:

  1.  
    1.  
      1.  
        1. мотивационный (он отличается нали­чием познавательных мотивов);

        2. содержательный (предполагает нали­чие знаний, прежде всего ведущих идей и понятий учебного материала, а также степень овладения учебным материалом);

        3. процессуальный (характеризуется ов­ладением способами познавательной деятельности, т.е. учебными умения­ми и мыслительными операциями);

        4. эмоциональный (предполагает поло­жительный эмоциональный фон по­знавательной деятельности).

Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ педагогической литературы, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.

Таким образом, в нашем исследовании мы будем опираться на то, что познавательная активность может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как сильное эмоциональное средство обучения влияющее на овладение учащимися учебными умениями и мыслительными операциями. За основу была взята структу­ра познавательной активности выделенная Т.П.Михневич, включающая мотивационный, со­держательный, процессуальный и эмоциональный компоненты.

Список литературы:

  1. Активизация познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Под ред. М.П.Осиповой, Н.И. Кочановской. — Мн.: Народная асвета, 1987. — 111 С.

  2. Аристова, Л.П. Активность учения школьника [Текст]/Л.П.Аристова . — М.: Просвещение, 1968. - 138 С.

  3. Запорожченко, Л.И. Развитие познавательной активности младшего школьника[ Текст ] / И.Л. Запорожченко– М.: 2005 – 206 С.

  4. Михневич, М.П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дифференциации обучения: / М.П. Михневич - Дис. ... канд. пед. наук: 13. 0. 01. — Мн., 1989. — 151 С.

  5. Низамов, Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся [Текст] / Р.А. Низамов — Казань: Татарское книжное изд-во, 1989. — 64 С.

  6. Харламов, И.Ф. Педагогика: [Текст] Учеб. пос. / И.Ф. Харламов — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1997. — 512 С.

Просмотров работы: 736