ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Танасова А.Е. 1, Некрасова О.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире наблюдается повышения количества детей имеющих ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся дети, которые имеют дефекты в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни. - Одной из категорий таких детей, являются дети с ЗПР.

Дети с задержкой психического развития, как правило, имеют очень много проблем в своем развитии и это сказывается на их обучении и воспитании. Еще до недавнего времени такие дети обучались и воспитывались в специально-организованных классах, либо школах, но сегодня, в связи с ведением инклюзивного образования ситуация изменилась. Согласно концепции инклюзивного образования, дети с ограниченными возможностями здоровья могут посещать общеобразовательные учреждения, не зависимо от их индивидуальных, личностных и физических возможностей и потребностей. Это отмечается и в Федеральном законе РФ «Об Образовании в Российской Федерации, от 29.12.2012 №273-ФЗ». Где отмечается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ…. " [1].

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. includе –заключаю, включаю). Инклюзивное образование – это такая специфическая организация процесса обучения, при которой ВСЕ обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. Инклюзивное обучение в общеобразовательных учебных заведениях реализует права детей с особыми образовательными потребностями на образование по месту проживания, их социализацию и интеграцию в общество, привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе [2].

Широкое и стремительное введение инклюзивного образования ведет к необходимости введение инновационных технологий, средств для детей с задержкой психического развития. Одним из таких средств является игра в шахматы [5].

Игра в шахматы является не только игрой, но и очень эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста с ЗПР, что дает им возможность в дальнейшем не отставать в психическом развитии. Это некий тренажер для мозга, который значительно увеличивает его интеллектуальные способности, память, что в свою очередь так необходимо для ребенка с ЗПР. Доказано, что в процессе игры в шахматы происходит одновременная деятельность сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное формирование как логического, так и абстрактного мышления [2].

Так же, процесс обучения азам игры в шахматы содействует развитию у ребенка с ЗПР способностей ориентироваться на плоскости, что крайне важно для будущего обучения в школе, формированию аналитико-синтетической деятельности, совершенствованию мышления, суждений. Игра учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Способствует развитию таких качеств, как терпеливость, самостоятельность, внимательность, собранность и др. [7].

Во время занятий шахматами у ребёнка с ЗПР происходит тренировка памяти и концентрации внимания, вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы детей с нарушением поведения, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они, в процессе обучения шахматной игре, становятся спокойнее, уравновешеннее [2].

Рассматривая влияние игры в шахматы Эм. Ласкер считал, что данная игра не только воспитывает способность самостоятельно мыслить, но и формирует память в целом.

Рассматривая проблему влияния шахматной игры на формирование внимания ребенка, П. И. Зинченко утверждал, что процесс понимания, прежде чем стать средством произвольной памяти, должен формироваться как специальные целенаправленные познавательные действия [1]. Так, необходимым условием для произвольного запоминания, отмечает ученый, является трансформация процессов понимания логических методов совершенствования, обновления навыков. Формирование методов семантической и логической обработки хранимого материала является основным средством не только повышения эффективности памяти, но и ее развития [1].

Кроме того, шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями», быстро раскрываются и становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский нрав. У ребёнка развиваются такие черты, как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт [3].

Таким образом, игра в шахматы решает сразу несколько задач [4]:

1. Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает креативность и логическое мышление.

2. Образовательный: развивает не только решимость, терпение, волю, настойчивость, но также и внимательность и собранность. Ребенок становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать из-за неудач.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает выделять время для тренировок, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Корректировка: помогает гиперактивному ребенку стать спокойнее, сбалансированнее, учит ребенка долго концентрироваться на одной деятельности.

Как отмечает Эм. Ласкер при игре в шахматы используются следующие приемы помогающие ребенку запоминать учебный материал [1].

1. Прием повторения. С начало ребенок повторяет каждое запоминаемое слово, действие. Несколько раз произносит это про себя. Затем начинает повторять слова, действия группками [1].

2. Прием организации. Формируется умение создавать запоминаемый материал, систематизировать, связывать, ассоциировать [1].

3. Прием семантической обработки. Ребенок запоминает не только как ходит шахматная фигура, но и сам ход игры, где она может быть правильно использована [1].

4. Прием создания интеллектуальных образов. Ребенка учат запоминать необычные, особые факты, создавая их на его основе интеллектуального образа [1].

5. Прием поиска необходимой информации в памяти. Часто дети, пытаясь разобрать партию по ходам, ищут хранящиеся в памяти правильные ходы.

6. Прием создания сценариев. Для сохранения регулярно повторяющихся событий память можно организовать в виде набора. Его можно сохранить в виде стандартных событий вместе со «слотами» (Cake) для изменяемых элементов [1].

Таким образом, шахматы – это игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, также это эффективное средство их интеллектуального развития. Процесс обучения шахматной игре способствует развитию у детей дошкольного возраста с ЗПР, что крайне важно для будущего его обучения в школе. Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок с ЗПР получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Список литературы

  1. Гиббазова, А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего возраста в процессе обучения шахматной игре/ А.Я. Габбазова. – Ульяновск:УлГТУ,2008.-95с.

  2. Гришин, В., Ильин, Е. Шахматная азбука [Текст] / В. Гришин., Е.Ильин. -М.: Детская литература, 1980.

  3. Журавлев, Н. Шаг за шагом [Текст] / Н. Журавлев. - М.: ФиС, 1986.

  4. Коротовских Т.В., Некрасова О.А., Чуйкова И.В. Формирование толерантного отношения дошкольников к детям с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования [Текст] / Т.В. Коротовских, О.А. Некрасова, И.В. Чуйкова // European Social Science Journal. 2017. № 1. С. 326-329.

  5. Костров, В., Давлетов Д. Шахматы для детей и родителей [Текст] / В. Костров. - СПб, 1997.

  6. Лубовский, В.И. Психологические особенности детей с ЗПР [Текст] / В. И. Лубовский // Дефектология. – М.: Педагогика, 1972. -208с.

Просмотров работы: 128