Отличительной чертой творческих способностей можно считать то, что оно обязательно протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности, причем эти образы невозможно получить ни эмпирическим, ни логическим путем. В качестве материала творческих способностей обычно выступают образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является представление, «направленное на воспроизведение того или иного представления и на мысленное изменение его» [2].
Существует и другая точка зрения, согласно которой творческие способности не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку, по мнению сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков творческих способностей, являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов [3].
Данное понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".
Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им [1].
Творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческая деятельность является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны [3].
В процессе жизнедеятельности человека творческие способности выполняют ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция творческих способностей связана с мышлением и органически в него включена [3].
Вторая функция творческих способностей состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего творческой деятельности человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция творческих способностей связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция творческих способностей состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией творческих способностей является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью творческих способностей человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции [4].
Основой творческих способностей является воображение. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой. [5]
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности человека. В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть опредмеченную, воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту [2].
Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой.
Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [2].
Характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком, что касается и детской деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то. Существует в действительности. Но не воспринималось ранее непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. «В творчество как деятельность, направленная на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения» [3].
Таким образом, воображение это основа творческих способностей человека.
Творческие способности развиваются в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Начиная от простых элементов проявления воображения до сложных творческих способностей.
Так, начало развития детского творчества связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие творчества ребенок получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и спомощью разнообразных средств и примеров [1].
Обладая недостаточным практическим опытом, младшие дети ещё плохо дифференцируют образы и представления о действительно воспринятых предметах и явлениях.
Младший дошкольник иногда смешивает воображаемое с действительным; то, что он выдумал, с тем, что он действительно видел и пережил.
В среднем дошкольном возрасте воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает творческий характер. Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее. В них ребёнок отображает уже не только то, что происходит в его ближайшем окружении, но и значительно более далёкие события из жизни. В своём воображении ребёнок этого возраста достигает значительно большей самостоятельности и инициативы, способности. Он уже не просто воспроизводит с некоторыми вариантами темы, заимствованные у взрослых или старших детей. Он творчески способен их видоизменяет, дополняет новым, сам начинает искать способы осуществления своих творческих замыслов [2].
У детей старшего дошкольного возраста творчество поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребёнка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности.
Становясь более творческим и целенаправленным (что выражается, например, в подчинении своего воображения требованиям взятой на себя роли, правилам игры и т. п.), творчество постепенно приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребёнка [4].
О развитии детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков [1].
Дальнейшее развитие творческих способностей в дошкольном возрасте успешно протекать лишь в том случае, когда оно непосредственно связано с внешней деятельностью ребёнка. Ведь для развития творческих способностей необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.
Кроме того, творческая деятельность, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. И. Дьяченко (1990) показала, что детское творческая деятельность в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из не произвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное [2] .
Развитие творческих способностей у ребёнка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое творческой деятельности.
Творческие способности развиваются не сами собой, а требуют определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие творческих способностей сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении. Лишь под влиянием воспитания может сформироваться то творческое воображение, которое характерно для деятельности рабочего, учёного, художника.
Воспитывая детское творческую деятельность, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности [1].
Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.
Необходимо помнить, что творческие способности дошкольника развиваются в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для его развития [5].
Важную роль в развитии творческих способностей имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, таким образом, у него развиваются творческие способности.
Таким образом, на основании анализа литературных источников мы можем сделать вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно успешно развивать его творческие способности и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. Это необходимо знать каждому педагогу и использовать для своей работы при формировании личности учащегося.
Список литературы:
Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведения / Т.А. Куликова, С.А. Козлова. 9-е издание. - М.:Издательство центр «Академия», 2008.-416с.
Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока: психологические механизмы формирования [Текст]: монография / Н.Н. Палагина. - М.: МПСИ, 1997.-136с.
Стрелянова, Н.И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изо-деятельности [Текст]:автореф. дис. кан. пед. наук. - М., 1964.-19с.
Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ Л. Ю. Субботина. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, 2-ое изд.-М.: Академия, 1997.-334с.