ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аксютина А.В. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В психологии познавательных процессов не выработано единого определения творческие способности. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами творческих способностей, отличающими его от других психических процессов. Основным содержанием процесса творческих способностей большинство авторов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. Ю. Субботина, О. М. Дьяченко, И. В. Ильенков, Л. С. Коршунова) считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание [5].

Отличительной чертой творческих способностей можно считать то, что оно обязательно протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности, причем эти образы невозможно получить ни эмпирическим, ни логическим путем. В качестве материала творческих способностей обычно выступают образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является представление, «направленное на воспроизведение того или иного представления и на мысленное изменение его» [2].

Существует и другая точка зрения, согласно которой творческие способности не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку, по мнению сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков творческих способностей, являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов [3].

Данное понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им [1].

Творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческая деятельность является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны [3].

В процессе жизнедеятельности человека творческие способности выполняют ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция творческих способностей связана с мышлением и органически в него включена [3].

Вторая функция творческих способностей состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего творческой деятельности человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция творческих способностей связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция творческих способностей состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией творческих способностей является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью творческих способностей человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции [4].

Основой творческих способностей является воображение. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой. [5]

Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности человека. В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть опредмеченную, воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту [2].

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой.

Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [2].

Характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком, что касается и детской деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то. Существует в действительности. Но не воспринималось ранее непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. «В творчество как деятельность, направленная на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения» [3].

Таким образом, воображение это основа творческих способностей человека.

Творческие способности развиваются в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Начиная от простых элементов проявления воображения до сложных творческих способностей.

Так, начало развития детского творчества связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие творчества ребенок получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и спомощью разнообразных средств и примеров [1].

Обладая недостаточным практическим опытом, младшие дети ещё плохо дифференцируют образы и представления о действительно воспринятых предметах и явлениях.

Младший дошкольник иногда смешивает воображаемое с действительным; то, что он выдумал, с тем, что он действительно видел и пережил.

В среднем дошкольном возрасте воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает творческий характер. Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее. В них ребёнок отображает уже не только то, что происходит в его ближайшем окружении, но и значительно более далёкие события из жизни. В своём воображении ребёнок этого возраста достигает значительно большей самостоятельности и инициативы, способности. Он уже не просто воспроизводит с некоторыми вариантами темы, заимствованные у взрослых или старших детей. Он творчески способен их видоизменяет, дополняет новым, сам начинает искать способы осуществления своих творческих замыслов [2].

У детей старшего дошкольного возраста творчество поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребёнка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности.

Становясь более творческим и целенаправленным (что выражается, например, в подчинении своего воображения требованиям взятой на себя роли, правилам игры и т. п.), творчество постепенно приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребёнка [4].

О развитии детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков [1].

Дальнейшее развитие творческих способностей в дошкольном возрасте успешно протекать лишь в том случае, когда оно непосредственно связано с внешней деятельностью ребёнка. Ведь для развития творческих способностей необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

Кроме того, творческая деятельность, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. И. Дьяченко (1990) показала, что детское творческая деятельность в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из не произвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное [2] .

Развитие творческих способностей у ребёнка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое творческой деятельности.

Творческие способности развиваются не сами собой, а требуют определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие творческих способностей сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении. Лишь под влиянием воспитания может сформироваться то творческое воображение, которое характерно для деятельности рабочего, учёного, художника.

Воспитывая детское творческую деятельность, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности [1].

Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что творческие способности дошкольника развиваются в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для его развития [5].

Важную роль в развитии творческих способностей имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, таким образом, у него развиваются творческие способности.

Таким образом, на основании анализа литературных источников мы можем сделать вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно успешно развивать его творческие способности и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. Это необходимо знать каждому педагогу и использовать для своей работы при формировании личности учащегося.

Список литературы:

  1. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведения / Т.А. Куликова, С.А. Козлова. 9-е издание. - М.:Издательство центр «Академия», 2008.-416с.

  2. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока: психологические механизмы формирования [Текст]: монография / Н.Н. Палагина. - М.: МПСИ, 1997.-136с.

  3. Стрелянова, Н.И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изо-деятельности [Текст]:автореф. дис. кан. пед. наук. - М., 1964.-19с.

  4. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ Л. Ю. Субботина. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

  5. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, 2-ое изд.-М.: Академия, 1997.-334с.

Просмотров работы: 182