Carl Gustaf — это легкий, не имеющий отдачи при выстреле ручной гранатомет с нарезным стволом, разработанный в Швеции в 1948 году. Оружие пехоты, появившееся сразу после Второй мировой, оказалось настолько удачной конструкцией, что, претерпев ряд существенных модификаций, успешно дожило до наших дней и стоит на вооружении многих стран. В версии M3 (1991 года) Carl Gustaf уже обладал легким стеклопластиковым корпусом, в который в виде тонкостенной вставки (лейнера) был вмонтирован в ствол. Все это позволило сократить вес шведского гранатомета до 10 кг. Такое легконосимое оружие с хорошей номенклатурой достаточно мощных боеприпасов было приобретено американской армией, но до сих пор использовалось исключительно силами специальных операций в горячих точках типа Ирака и Афганистана.
Уже принято решение, что с весны 2017-го «Карлом Густавом» будут усиливать обычные пехотные части. У них на вооружении появится доработанная производителем — концерном SAAB — модификация M3E1. Кроме стандартного оптического прицела с 3-кратным увеличением, модель может быть оснащена «интеллектуальной» системой прицеливания, которая умеет работать с «умными» боеприпасами. К числу последних относятся гранаты, которые взрываются только после того, как пробьют стену, и уничтожают укрывшийся за ней личный состав противника. С помощью M3E1, как утверждается, можно не только поразить укрытие, но и превратить в кирпич небольшое строение, а также атаковать бронетехнику.
Если переместиться с земли на небо, то тут приоритет отдается беспилотным новшествам. До сих пор все ударные «дроны» как, например, MQ-1 Predator представляют собой беспилотные самолеты. Это создает известные ограничения для их использования — самолету нужна взлетно-посадочная полоса, и не маленькая, если речь идет о тяжелых аппаратах, несущих вооружение. В минувшем году концерн Northrop Grumman обнародовал свой проект ударного БПЛА, созданного по схеме tailsitter, или «сидящий на хвосте». Машина получила название Tern, и ее первый прототип поднимется в воздух уже в 2018 году. На земле или на палубе Tern будет находиться в вертикальном положении (занимая относительно мало места) и в этом же положении взлетать с помощью сдвоенного винта, по‑вертолетному. Поднявшись на высоту, аппарат ляжет на крыло и отправится на задание в самолетном варианте. При этом беспилотник понесет на себе все то же разведывательное или ударное вооружение, которое сейчас используется с «Предейторами» и «Риперами». Таким образом, Tern можно будет базировать в местностях со сложным рельефом и при отсутствии ВПП, а также на палубе любого корабля с вертолетной площадкой, что автоматически превратит этот корабль в авианосец. Надо отметить, что идея гибридного летательного аппарата, «сидящего на хвосте», не нова. Нечто похожее, только в пилотируемом варианте, в Америке пытались создать еще в 1950-е, но дальше опытных образцов дело не пошло.
Программа разработки БПЛА Tern ведется в сотрудничестве с агентством оборонных исследований DARPA и Управлением военно-морских исследований США. DARPA также курирует программу Squad X, в рамках которой проектируется ведение боя небольшим пехотным подразделением, поддержанным летающими и сухопутными беспилотниками и прочими боевыми гаджетами. Предполагается, что американских военных оснастят небольшими дронами, которые смогут автоматически определять местоположение оружия и личного состава неприятеля, а в перспективе наносить удары по обнаруженным целям без участия оператора.
И наконец, еще одна экстравагантная идея, которая концептуально обсуждается уже давно. Как известно, в США списанные боевые самолеты не утилизируют, а консервируют, что предполагает возможность приведения их в состояние летной годности. Сейчас ВВС США рассматривают перспективу превращения некоторых «отставленных» F-16 в беспилотные ЛА. Стайка ветеранов будет сопровождать истребитель 5-го поколения F-35 и управляться с борта последнего. Программа повторного призыва получила название Loyal Wingman («верный ведомый»), а первые результаты должны появиться примерно в 2022 году. Таким образом, дорогостоящий истребитель F-35 получит дополнительную защиту и станет не отдельной боевой единицей, а «мозгом» целой ударной группы.
Еще одним примером усиления американской военной мощи является танк будущего Griffin, разработанный компанией General Dynamics, весом всего в 32 тонны.Его презентация состоялась на конференции Ассоциации армии США.
Танк получил новое орудие XM360 калибра 120 мм, которое по мощности не уступает орудию M1 Abrams, но гораздо легче и обладает меньшей отдачей. На разработку XM360 было потрачено 160 млн долларов в рамках отмененной программы «Future Combat Systems» (боевые системы будущего) .
Благодаря небольшой массе Griffin может перевозиться по воздуху, причем в транспортный самолет Boeing C-17 Globemaster III помещаются два таких танка. В будущем, если Griffin понравится военным США, он может стать основой американских экспедиционных сил. Griffin построен на шасси британской боевой бронированной машины AJAX, хорошо зарекомендовавшей себя на испытаниях в королевских Вооруженных силах.
Также, портал janes.com сообщил о том, что на конференции Ассоциации армии США (AUSA), проходящей в Вашингтоне в эти дни, корпорация BAE Systems показала прототип боевой машины, получившей название Next Generation Bradley Fighting Vehicle.
Боевая машина пехоты M2 Bradley была принята на вооружение американской армии еще в 1981 году. По данным на 2016 год, выпущено порядка 10 000 БМП Bradley в различных модификациях, а также созданы специализированные машины на их базе. Существует четыре основных модификации Bradley:
M2 – базовая версия;
M2A1 – установлены противотанковые ракеты и динамическая защита;
М2А2 – усилено бронирование, новая подвеска, более мощный двигатель;
М2А3 – боевая разведывательная машина (БРМ) на базе M2. Установлено новое радиолокационное оборудование, увеличен боекомплект, изменена компоновка десантного отделения. Эту модификацию часто называют M3 Bradley. Ключевая особенность Next Generation Bradley Fighting Vehicle – модернизированная подвеска, которая существенно улучшает маневренность машины. Кроме того, новая модификация Bradley оснащена башней нового поколения, на которой установлены современные электронные датчики, существенно улучшающие осведомленность экипажа на поле боя, а также бронирование (в частности, усилена защита днища). Кроме того, Next Generation Bradley Fighting Vehicle оснащен мощным электрогенератором, рассчитанным на питание внутренних и внешних электронных систем. Эксплуатация новой БМП будет существенно дешевле, чем использование предыдущих модификаций. При этом BAE Systems готова как производить новые машины, так и модернизировать БМП M2 Bradley, уже состоящие на вооружении американской армии.
Отметим, что армия США использует несколько типов внедорожников. Однако они имеют несколько общих недостатков. Одним из главных военные называют относительную шумность машин — работу двигателей внутреннего сгорания слышно издалека. Кроме того, ремонт и техническое обслуживание автомобилей требуют специального оборудования.
Новый водородный внедорожник компании General Motors будет тихим. Машина способна перемещаться при помощи электромоторов, питающихся от водородных топливных элементов. Кроме того, в Chevrolet объявили, что Colorado ZH2 будет ремонтопригодной — некоторые поломки, включая неисправность топливных элементов, можно будет устранить в поле.
К преимуществам водородного внедорожника разработчик и военные отнесли возможность подключения его к общей электросети полевого лагеря или аванпоста. Colorado ZH2 может выдавать мощность до 25 киловатт в устоявшемся режиме и до 50 киловатт — в пиковом. Продуктом работы водородных элементов является вода. Ее можно будет использовать, например, для мытья, а при добавлении солей — для питья. Новый внедорожник разработан на основе обычных автомобилей семейства Colorado. Эти машины продаются в США с бензиновыми атмосферными и турбированными двигателями объемом от 2,5 до 3,6 литра.
Кроме того, американская армия продолжает развивать свою программу по созданию принципиально новых боеприпасов и облегчённого стрелкового оружия. Портал military.com сообщил о том, что в рамках специализированной выставки Modern Day Marine корпорация Textron Systems показала карабин калибра 6,5 мм, стреляющий телескопическими патронами.
В 2004 году специальная служба ВС США Joint Service Small Arms Program (JSSAP), созданная для стандартизации вооружения американской армии, запустила программу Lightweight Small Arms Technologies (LSAT). Целью LSAT является разработка принципиально новых боеприпасов и стрелкового оружия, которые будут более лёгкими и компактными, чем образцы, состоящие на вооружении американской армии сегодня.Поговорим немного о легком пулемете LSAT. LSAT (аббр. от англ. Lightweight Small Arms Technologies — «технологии облегчённого стрелкового оружия») — это перспективный американский ручной пулемёт, разрабатываемый в рамках одноименной программы разработки пехотных вооружений для перевооружения Армии США, а в перспективе и других видов вооружённых сил, родов войск и служб. Опытно-конструкторские работы по созданию пулемёта были начаты в 2004 году. Общее руководство программой работ осуществляется Научно-техническим инженерным центром Армии США
Ввиду того, что стандартный пулемёт является самым тяжёлым элементом индивидуального военного снаряжения пулемётчика, перед разработчиками пулемёта было поставлено тактико-техническая задача, включающая в себя следующие основные требования:
снижение веса оружия на 35 % по сравнению с текущим ручным пулемётом, состоящим на вооружении (M249);
снижение веса боеприпаса на 40 % по сравнению с текущими применяемыми боеприпасами (M855);
снижение веса носимого боекомплекта за счёт снижения веса применяемых боеприпасов, конфигурации и материалов элементов системы боепитания и средств сцепки гибкой пулемётной ленты;
упрощение программы подготовки пулемётчика и процесса эксплуатации и технического обслуживания оружия;
сохранение или увеличение боевой эффективности оружия;
сохранение или снижение стоимости оружия, боеприпасов и технического обслуживания.
И в заключение, нельзя не упомянуть об A-10 Thunderbolt II (Фэйрчайлд/Рипаблик A-10 «Тандерболт» II) — американском бронированном одноместном двухдвигательном штурмовике, разработанным для уничтожения танков, бронемашин и прочих наземных целей. Он был азван в честь истребителя-бомбардировщика Второй мировой войны P-47 «Тандерболт».
После поступления A-10 на вооружение ВВС США к нему долгое время относились как к «гадкому утёнку», что было обусловлено не только ограниченностью его применения, но и внешним видом, за который A-10 получил прозвище «Уортхог» (Warthog) — бородавочник. Самолёт подвергался критике, и ВВС даже подумывали о том, как от него можно избавиться, предполагая использовать в роли штурмовика F-16 (точнее, его модификацию A-16). В 1990 году Конгресс США принял решение о начале передачи «Тандерболтов» в состав Армии, однако в ноябре того же года было решено оставить в ВВС два авиакрыла A-10. Неожиданно успешное применение A-10 в ходе войны в Персидском заливе поставило точку в спорах о судьбе самолёта и доказало его необходимость.
A-10 не поставлялся на экспорт. В разное время им интересовались Австралия, Великобритания, Бельгия, ФРГ, Южная Корея, Япония, однако военные бюджеты этих стран не позволяли закупать узкоспециализированный тяжёлый штурмовик. Один полетный час «Тандерболта» обходится американскому бюджету в 17 564 долларов.
Первое боевое применение штурмовика A-10 произошло во время войны в Персидском заливе 1991 года. Всего в операции было задействовано 144 самолёта этого типа, выполнивших примерно 8100 боевых вылетов при потере 6 машин (в среднем одна потеря на 1350 вылетов). К удивлению многих наблюдателей, неказистый дозвуковой штурмовик стал одним из «героев» войны наряду с истребителем F-15 и ударным самолётом-«невидимкой» F-117.
По американским данным, «Тандерболты» уничтожили более 1000 иракских танков (больше, чем любой другой американский самолёт), 2000 других единиц военной техники и 1200 стволов артиллерии; даже если принять во внимание, что первоначальные оценки понесённого иракской армией ущерба были завышены, A-10 всё равно оказался в числе наиболее эффективных американских самолётов этой войны, превзойдя специализированный противотанковый вертолёт AH-64 «Апач». Уровень боеготовности A-10 составлял 95,7 %, что также являлось рекордом для тактических самолётов ВВС США в ходе операции «Буря в пустыне». В одном вылете пара «Тандерболтов» уничтожила 23 иракских танка и повредила 10; во время охоты за пусковыми установками оперативно-тактических ракет «Скад» A-10 за одну ночь уничтожили 6 стационарных, 3 временные и 3 мобильные пусковые установки. За время боевых действий штурмовиками было сбито два иракских вертолёта.
В операции «Буря в пустыне» впервые была продемонстрирована и живучесть A-10. Один из «Тандерболтов» получил тяжёлое повреждение крыла; по словам наземного техника, «Ни один другой самолёт не вернулся бы на базу (с таким повреждением)».
С авиабаз на территории Италии «Тандерболты» принимали участие в военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии 1999 года. Потерь не было, однако вновь подтвердилась высокая живучесть «Уортхога», когда 2 мая самолёт этого типа совершил аварийную посадку в аэропорту Скопье (Македония) на одном двигателе. Второй двигатель был начисто отстрелен и позднее демонстрировался по югославскому телевидению. Последствия применения A-10 на Балканах дали себе знать в начале 2001 года, когда разгорелся скандал вокруг снарядов с урановым сердечником, используемых авиапушкой GAU-8. Как выяснилось, над Косово «Тандерболты» выпустили более 30 тыс. этих снарядов, и высказывались предположения, что эти снаряды могут представлять угрозу для здоровья размещённых в Косово миротворцев стран НАТО.
С 2001 года A-10 принимают участие в операции международной коалиции в Афганистане. Некоторое время они базировались на аэродроме Баграм под Кабулом. В операции «Свобода Ираку» в марте—апреле 2003 года принимали участие в общей сложности 60 штурмовиков A-10. Один самолёт был сбит 7 апреля в районе Багдадского международного аэропорта. Другой «Тандерболт» получил тяжёлые повреждения (повреждён один двигатель, отказ гидравлической системы, сотни пробоин в крыле, оперении и фюзеляже самолёта), однако пилот капитан Ким Кэмпбелл сумела успешно посадить самолёт на авиабазе.
Литература:
Сайт www.3mx.ru
Сайт www.wikipedia/LSAT.org
Сайт www.topwar.ru