РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Мелетиева В.С. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из задач современной школы является воспитание людей активных, творчески мыслящих, инициативных. Однако приобрести эти качества обучающиеся могут только в процессе собственной деятельности. И одним из путей развития их личности является путь развития их творческого потенциала. Творчество доступно каждому ребенку, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее (Л.С.Выготский). Но творчество без творческой свободы – невозможно. А следовательно, нужно развивать ее.

Вопросы о развитии свободы в детях как качества личности были рассмотрены как в педагогических трудах (идеи свободного воспитания, гуманно-личностное направление в педагогике, труды педагогов-философов Ш. А. Амонашвили, С. Л. Соловейчика, Ю. П. Азарова, считавших свободу и любовь – важнейшими принципами воспитания детей), так и в психологических трудах (Г. Голошумова, разрабатывавшая свою методику, позволявшую «ощутить полную свободу» ради «гармонизации личности учащегося»).

В музыкальном образовании дирижер-новатор Д. Е. Огороднов утверждает, что – «без свободы на репетициях – идешь только назад», и многие другие музыканты в этом с ним соглашаются. О свободе упоминает также Ю. Б. Алиев. Например, он говорит, что свобода учеников на уроке – насущная необходимость для учителя.

В методике музыкального воспитания состояние свободы освещается преимущественно со стороны физического раскрепощения, либо освещается в его психолого-педагогическом значении. Только Ю. Б. Алиев упоминает именно о свободе, другие же исследователи хоть и подразумевают, но не говорят о ней.

Вместе с тем, в методике музыкального образования вопрос о развитии творческой свободы в музыкальной деятельности является недостаточно разработанным. Что и обусловило актуальность данной проблемы.

Развитие внутренней свободы личности и творческой свободы происходит не только само по себе. Это происходит также в процессе обучения и воспитания, воздействия на человека различных явлений, волнующих его факторов, в процессе приобретения индивидуального и общественного опыта. Следовательно, система педагогической работы должна затрагивать всю личность школьника в целом: с миром ее побуждений и интересов, мотивов и желаний, идеалов и переживаний.

Для того чтобы в ходе обучения эффективно развивать творческую свободу, педагогу-музыканту необходимо решить следующие основные задачи:

  • раскрыть позитивные представления о связи музыкального искусства с жизнью человека и общества;

  • стимулировать у учащихся способность чувствовать, мыслить, творить;

  • формировать у учащихся эмоционально-образную сферу мышления;

  • развивать их внутреннюю личностную свободу.

Педагогическая деятельность педагога-музыканта, направленная на развитие творческой свободы личности обучающихся, должна опираться на принципы музыкального образования.

1. Принцип увлеченности, разработанный Д. Б. Кабалевским, предполагает эмоциональное переживание каждого конкретного произведения, «заряжающее» детей интересом к данному произведению. Следовательно, этот принцип реализуется через актерское «вживание в образ» произведения самого исполнителя (используя, например, «Если бы» К. С. Станиславского), а настроение педагога – по независящим от него факторам всегда передается обучающимся.

2. Принцип импровизации, импровизационности (Б. В. Асафьев) на уроке также исходит от педагога. Импровизационно может быть построен как сам урок, так и его части, например, в разучивании песни, в беседе о произведении вполне возможна некоторая незаданность, творчество как детей, так и учителя.

3. Принцип художественной обогащенности музыкального сознания, поскольку, чем больше человек знает, тем шире у него кругозор и больше вариантов творчества. Данный принцип предполагает постоянное обогащение знаний как учителя, так и учеников. Этот принцип можно реализовать в беседе о произведении, во включении в нее многих фактов, в незаметном «наталкивании» на собственные поиски; заинтересовать, но не досказывать – пусть сами найдут.

4. Принцип ориентации на ученика (В. Г. Ражников), предполагающий тесное взаимодействие с педагога и обучающегося.

В процессе такой музыкально-педагогической деятельности могут быть использованы следующие методы:

1. Метод стимулирования музыкальной деятельности применяется для создания той эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для уроков музыки. Этот метод имеет большое значение, так как от правильной организации во многом зависит ход всего урока. Этот метод позволяет подбодрить детей, настроить их на серьезную работу.

2. Метод эмоционального воздействия, определяемый Д. Б. Кабалевским как умение учителя выражать свое отношение к музыкальному произведению словом, мимикой, жестами. Это раскрепощает детей, стимулирует их на ответную реакцию.

Данная совокупность принципов и методов создает условия для возникновения и успешного развития творческой и личностной свободы ребенка.

Список использованных источников

  1. Азаров, Ю. П. Радость учить и учиться / Ю. П. Азаров. – М. : Политиздат, 1989. – 335 с.

  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 336 c.

  3. Амонашвили, Ш. А. Гуманная педагогика / Ш. А. Амонашвили. – М. : Книга по требованию, 2010. – 288 с.

  4. Асафьев, Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. Асафьев. – Л. : Музыка, 1973. – 142 с.

  5. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Искусство, 1968. – 572 с.

  6. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления : избр. ст. и докл. / Д. Б. Кабалевский. – М. : Педагогика, 1986. – 188 с.

  7. Ражников, В. Г. Резервы музыкальной педагогики / В. Г. Ражников. – М. : Знание, 1980. – 94 с.

  8. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей / С. Л. Соловейчик. – М. : Детская литература, 1989. – 367 с.

Просмотров работы: 64