ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Костюк Н.Г. 1, Костюк Н.Г. 1
1СОФ НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема педагогического просвещения родителей всегда была предметом внимания любого цивилизованного общества. Ею занимались выдающиеся педагога прошлого: А.Дистервег, Я.А.Коменскнй, К.Д.Ушинский и др. Она стала объектом научной разработки и практической организации деятелей образования: П.П.Блонского, Ф.П.Каптерева, Н.К.Крупской, П.Ф.Лесгафта, А.В. Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, СТ. Шацкого.

В последние годы проблеме педагогического просвещения родителей, формированию у них различных сторон педагогической культуры большое внимание уделялось в работах современных отечественных ученых: И.Д.Багаевой, Ю.В. Баскиной, И.Г.Безуглова Е.В.Бондаревской, А.Я.Варга, МЛ.Виленского, И.В.Гребенникова, Т.В.Иванова, И.Ф.Исаева, С.В.Ковалева,

А.К.Колосова, В.В.Краевского, А.И.Мищенко, А.В.Мудрика, Е.Г.Силяевой, В.А.Ситарова, ВА.Сластенина, В.Э.Тамарина, В.Я.Титаренко, А.Г.Харчева, Е.Н.Шиянова, Н.Е.Щурковой, Д.СЯковлевой и др.

Изучению проблемы формирования, повышения и совершенствования педагогической культуры родителей средствами образовательных учреждений посвящены работы Р.А. Анисимовой, Н.Н.Булановой, И.В.Гребенникова, И.В.Дубровиной, И.ДЛаданова, Р.В.Овчаровой и др., социальной сферой - Ю.Е.Алешиной, Л.С.Алексеевой, СА.Беличевой, В.Г.Бочаровой, А.Д.Кошелевой и других исследователей.

Вместе с тем в настоящее время отсутствует общепринятая концепция содержания и структуры педагогической культуры родителей, не раскрыты ее содержание, критерии и уровни проявления. Исследования по формированию педагогической культуры родителей в настоящее время достаточно малочисленны, фрагментарны и не отражают системного видения данной проблемы в современных условиях. При этом современные исследователи отмечают низкий уровень педагогической культуры родителей, который приходит в противоречие с возрастанием роли родителей в процессе воспитания детей.

Повышение педагогической культуры родителей – одна из важнейших задач ДОУ, которая решается на основе доверительно-делового общения воспитателя с родителями

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка, где воспитанник получает образование, навыки общения с детьми и взрослыми, обучается организовывать собственную деятельность. Однако эффективно овладеть такими навыками зависит, прежде всего, от отношения родителей к дошкольному учреждению. Без активного участия родителей в образовательном процессе развитие дошкольника будет не гармоничным.

Рассмотрим изучение опыта на примере МБОУ «ОК «Озерки» отделение дошкольного образования «Озерский детский сад «Ручеек».

Новую информацию до ребенка поможет донести четко налаженный контакт воспитателей и родителей. Манеру поведения ребенка очень трудно корректировать воспитателю, не зная особенностей его домашней жизни. Ради общей пользы родитель заинтересован в подробностях жизни своего малыша и может делиться с воспитателем своим видением процесса образования и воспитания. Диалог между родителем и детским садом строится при одновременном влиянии родителей и дошкольного учреждения, он происходит на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его способностей и веры в свои силы, его положительных качеств. В такой позитивной роли воспитатель является равноправным партнером в воспитании, к нему прислушиваются, ему доверяют. Необходимо так же учитывать желание родителей взаимодействовать с ДОУ, их возраст, наличие или отсутствие специальных знаний необходимых для воспитания детей. Для повышения педагогической культуры родителей педагог обязан владеть навыками организацией фронтальной, групповой и индивидуальной работой с родителями.

Каждый родитель должен ясно представлять себе, какие задачи решаются воспитателем, что входит в понятие дошкольное образование, детский сад, чем занимаются дети в течения дня, какие предъявляются требования к их поведению.

Привлекая родителей к активной жизни детского сада, держа их в курсе всех событий, они станут помощниками и единомышленниками воспитателя.

Работа с родителями является сложнейшей задачей как в психолого-педагогическом, так и в организационном плане.

С родителями в дошкольном учреждении воспитатель начинает работать при поступлении ребенка в детский сад. Собирается информация о родителях и его ребенке, выявляются проблемы, с которыми сталкиваются в развитии и воспитании ребенка дома, составляется «Социальный паспорт». В процессе совместных мероприятий и индивидуальных консультаций родители получают ответы на интересующие их вопросы.

Для изучения педагогической культуры родителей используют следующие методы: анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдение.

В современном мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование в нашем случае это формировать педагогическую культуру в современных требованиях. При этом образование родителей важно строить не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности. Все более востребованными становятся правовое, гражданское, художественно-эстетическое, национально-патриотическое, медицинское просвещение. Сохраняет свою актуальность научное просвещение, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.

О.Л. Зверева выделяла в качестве основных черт педагогической культуры, педагогический такт, умение быть чутким, справедливым, наблюдательным.

Основная задача ДОУ повышение педагогической культуры родителей в современных условиях.

Переходя к новому качеству формирования педагогической культуры родителей непросто, поскольку требуется другой, более сложный уровень мышления. Мыслить «по старому» значит сталкиваться с сопротивлением современных родителей.

На сегодняшний день идет поиск новых путей развития, педагогической культуры родителей, включая в себя современные требования.

Современная работа с родителями может строиться на следующих основных положениях, определяя его содержание, организацию и методику.

1.На основе доброжелательной критики и самокритики взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей. Укрепление авторитета педагога и родителей.

2.Индивидуальный подход к каждому ребенку и его родителю, учитывая их интересы и способности.

3.Системность и последовательность работы.

4. Цели и задачи воспитания ребенка хорошо поняты родителями.

Разностороннее педагогическое развитие родителя предусматривает ознакомление с основами теоретических знаний и практической работы с детьми.

Практикуется также формы повышения повышение культуры родителей, где принимают участие детей, педагоги и сотрудники учреждения. К ним относятся спортивные мероприятия, спектакли, концерты, совместные праздники и многое другое. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Первоочередная задача воспитателя побудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники. Все это в зоне особого внимания педагогического коллектива для самообразования родителей.

Формирование педагогической культуры родителей в современных требованиях зависит и от самого воспитателя детского сада. Чуткость, доверительный тон вызывает ответное желание поделиться своими переживаниями не только у ребенка, но и у их родителей.

Если родители обладают определенной педагогической культурой, знаниями и умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей, им удастся успешно воспитывать дошкольников.

Формирование педагогической культуры родителей в современных условиях необходимо, прежде всего, для детей.

Проводя исследования по формированию педагогической культуры родителей в условиях современных требований в дошкольном учреждении и проанализировав психолого-педагогических аспект по формированию педагогической культуры родителей, мы увидели ряд различных подходов к определению понятия педагогической культуры родителей. Обобщенный анализ которых позволил нам предположить, что под педагогической культурой родителей можно выделить и определить в понятие интегративное качество, представляющее единство ценностей, деятельностных проявлений, сущностных сил личности родителей, которые направлены на творческую реализацию процесса воспитания ребенка в семье, представленного мотивационно-потребностный (аксиологический), содержательно-информативный и деятельностно-технологический компонентами

Таким образом, описанные формы и методы помогут подвести родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые способы воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которые необходимо применять к индивидуальности ребёнка.

Самонаблюдение окажет помощь родителям определить эффективность используемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.

Главной ценностью педагогической культуры родителей является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.

Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру.

С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Использование разнообразных форм работы педагога с родителями в ДОУ с применением методов активизации родителей будет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.

Таким образом, проведенный анализ, проблем изучения педагогического опыта формирования культуры родителей: в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и родителей лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть воспитатели, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей. А разнообразные формы работы только помогут сделать это общение наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителей. В процессе сотрудничества формируется педагогическая культура родителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антонова Е.Л. Ценности народной культуры в историческом измерении. - Белгород, 2006.

2. Багдасарян В.Э. Цивилизационный альтерглобализм: традиционалистский проект // От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. Наброски проблемного анализа. / Якунин В.И., Сулакшин С.С., Межуев В.М. и др. // Под ред. Сулакшина С.С. – 2е издание. – М.: Научный эксперт, 2006.

3. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М., 1998.

4. Булгаков С.Н. Свет невечерний. - М., 1994.

5. Выготский Л.С. Избранные труды, т. 6. – М., 1974.

6. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М., - 1975.

7. Доман Г. и Д. Дошкольное обучение ребенка/ Пер. с англ. - М.: Аквариум, 1995.

8. Егоров В.К. Философия русской культуры. Издательство РАГС. – М., 2006.

9. Зеньковский В.В.О педагогическом интеллектуализме//Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Школа-Прес

Просмотров работы: 226