Возможность человека реализовывать свои права в сфере юридической защищенности также является показателем конституционных прав.
Ст. 27 Конституции РФ1 закреплено право граждан на получение бесплатной юридической помощи. Это право отнесено к числу основных и естественных прав человека и гражданина.
В процессе изучения большой части литературы по данной теме, мною была определена цель курсовой работы, которая заключается в рассмотрении и обобщении норм Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов устанавливающих право человека на получение юридической помощи и реализацию данного права.
Для достижения желаемой цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть права человека, а именно их сущность, понятие и классификацию;
Раскрыть понятие права на юридическую помощь и конституционные гарантии реализации данного права;
Изучить организационно-правовые основы и принципы организации и деятельности адвокатуры;
Детально исследовать оказание адвокатами юридической помощи по гражданским делам и делам об административных правонарушениях.
Научная новизна представленной нами работы заключается в результатах, полученных при решении ее основных задач.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов при усовершенствовании действующего законодательства, касающегося права граждан на юридическую помощь.
Нормативной основой исследования являются основные положения Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.
В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический, исторический и системный методы научного познания, описание, сравнение, анализ и синтез.
Объект исследования: Нормы Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов устанавливающих право человека на получение юридической помощи и реализацию данного права.
Предмет: Право граждан на юридическую помощь.
Курсовая работа состоит из двух глав, четырех параграфов, введения и заключения, в рамках которых раскрывается тематика курсовой работы и делаются выводы на основе полученной информации.
Теоретическую базу данного исследования составили труды следующих ученых: Чумаковой О.В., Яшина О.Н., Кудрявцева В.Л. и других.
Права человека - это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе. Такие права, как право человека на жизнь, право на свободу и неприкосновенность личности, на достаточный уровень жизни, на участие в политической жизни и другие, являются необходимыми условиями полноценной жизни каждого человека в любом обществе.2
Словосочетания «права человека» и «свободы человека» получили широкое распространение в эпоху революций XVII – XVIII вв., во время которых были выдвинуты политические требования, основанные на идеях свободы, равенства и братства всех слоев общества.
Основу всех прав человека составляет свобода. Она представляет собой внутреннее и внешнее состояние независимости человека от природных и социальных сил. Внутренняя свобода предполагает свободу мыслей, убеждений, свободу слова, веру и т.д. Внешняя свобода – это свобода выбора человека, свобода его реального, сознательного действия во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, духовной. Внешняя свобода – это отсутствие, каких бы то ни было искусственных ограничений деятельности человека, прежде всего со стороны государства.
Права и свободы человека тесно связаны с его достоинством. Достоинство человека, с одной стороны, представляет собой субъективную оценку самим человеком своей ценности и значимости в обществе. Другую сторону человеческого достоинства составляет оценка его обществом. Чем выше достоинство человека, тем больше у него возможностей для осуществления своих прав.3
В наше время права человека охраняются одновременно международным и внутригосударственным правом. При этом международному праву принадлежит особая роль. Особое место международного права в общем процессе защиты прав человека объясняется тем, что именно оно устанавливает минимальный перечень прав и свобод, которые должны быть гарантированы всеми государствами - участниками международных договоров, оно определяет принципы, условия и порядок отхода от минимальных требований и формирует некое видение прав человека. Принятая в 1948 г. Декларация прав человека4 изменила существовавшие ранее отношения между отдельным лицом и государством. Человек перестал быть всего лишь послушным подданным своевольного правителя, он стал личностью, существующей в свободном пространстве - пространстве частной жизни, свободном от вмешательства государства, - сфере личной свободы, защищенной правом на неприкосновенность частной жизни, свободу слова, совести и вероисповедания, правом на справедливое судебное разбирательство, а также правом на эффективные средства защиты этих прав и свобод.5
Само понятие «права человека» менялось и меняется со временем. Не случайно создатели Всеобщей декларации прав человека отказались от попытки установить неизменный перечень прав, признали возможность появления новых прав человека. Концепция прав человека исходит их того, что, с одной стороны, права человека представляют собой объективные принципы, на которых базируется правовая система и государственное устройство в целом. Они определяют в позитивном смысле главные направления деятельности государства и его органов и ограничивают влияние государства на социальные процессы. С другой стороны, это субъективные права личности. Это означает, что каждая личность - субъект комплекса принадлежащих ей прав и сама решает, как ими пользоваться. При этом каждый вправе требовать от государства защиты своих прав.
В доктрине конституционного права и решениях конституционных судов ряда стран права и свободы человека рассматриваются прежде всего как служащие защите человека от государственной власти. Их основное свойство заключается в том, что они обеспечивают каждому возможность действовать в определенных пределах и пользоваться сферой частной жизни, в которую не может вмешиваться государство. Отсюда свободы человека не устанавливаются государством, а являются по отношению к нему первичными.
Конституционное регулирование прав человека формируется в каждой стране под влиянием таких факторов, как исторические и государственные традиции, уровень экономического развития, принятая и приемлемая для общества концепция прав личности, уровень общественного сознания в политической и правовой областях. Все это приводит к различиям между отдельными странами как в содержании перечня прав личности, так и в методах их регулирования и подборе механизмов их защиты.6
Понятие «права человека» в жизни общества имеет следующие основные значения: как основное условие для того, что6ы, человек стал человеком; как основная потребность, удовлетворение которой делает человека человеком; как развитие и реализация человеческих способностей; как способ существования человека.
Философское осмысление феномена прав человека дает основание для следующих выводов:
1. Права человека являются проявлением жизненных потребностей, выражают насущную необходимость в создании человеку благоприятных материальных, социальных, политических и культурных условий для всестороннего развития, проявления его творческих сил и способностей.
2. Права человека являются абсолютными и исторически определенными, ибо отражают конкретный период развития народа и особенности развития данного региона. Данные обстоятельства имеют существенное значение для понимания прав человека как сложного явления, которое включает разные уровни: всеобщий, особенный и частный. Это выражается в том, что права человека необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи с правами отдельных социальных общностей, народов и всего человечества. Их нельзя отождествлять и в то же время противопоставлять друг другу.
3. Важной особенностью прав человека является также то, что они выступают в качестве определенных отношений между человеком и другими людьми, обществом и государством по поводу обеспечения жизненно важных условий его существования.7
Понятие «права» имеют смысл только в социальном контексте. Они возможны только в обществе, ибо природа человека социальна. Их не может быть у человека, полностью изолированного от других людей.
Таким образом, исходя из вышесказанного, на наш взгляд более приемлемым является следующее определение понятия «права человека»:
Права человека — это права, присущие ему с рождения, это такие права, которые не привязаны к одному какому-либо способу производства, одному общественному строю, не зафиксированы «намертво» только в одной какой-либо системе и типе права и только им свойственны.
1.2. Понятие права на юридическую помощь и конституционные гарантии его реализацииКак известно, для того чтобы создать демократическое государство недостаточно просто вписать в Конституцию нормы о правах и сводах личностей.8 Необходимо, чтобы данные нормы выражались в практическом исполнении. Если в данной ситуации обратиться к Конституции РФ, то можно в статье 2 получить доказательство того, что российское государство не просто прописывает законодательные нормы, но является гарантом их исполнения, ведь в данном документе сказано о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Что же касается защиты прав и свобод то в данном случае речь идет о прямых обязанностях государства. Гарантия защиты осуществляется посредством судебного законодательства, а также каждому предоставляется право на защиту своих прав, с оговоркой о том, что осуществляться они должны законным способом.9 В некоторых случаях государство в отдельных случаях в силу особой значимости сразу же законодательно оформляет гарантирование конкретного права в одной части соответствующей статьи.
В данном случае в качестве примера можно привести положение ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, где говорится о том, что каждый имеет право на гарантию защиты его прав и свобод, получение квалифицированной юридической помощи.
В действительности право на получение юридической помощи имеет особую значимость, ведь в научной литературе данный вид прав относят к особой группе Право на получение квалифицированной юридической помощи относят к особой группе, как выражающие юридические права-гарантии человека и гражданина либо конституционно-процессуальные права-гарантии или конституционные права-гарантии с процессуальным характером или группа прав по защите других прав и свобод.
В данной ситуации хотелось бы сказать о позиции Н.С. Бондарь по данном у вопросу, который указывает на следующие особенности выделение указанных прав в отдельную группу.10
В данном случае речь идет об:
Относительно самостоятельном конституционном оформлении, наличия собственного нормативного содержания;
В большей степени процессуального наполнения, что не исключает материальных элементов;
Детальная нормативная конкретизация данного конституционного института в отраслевом законодательстве;
Как правило, непосредственно реализационной связи соответствующих прав-гарантий с деятельностью судебной власти.
Возможность рассмотрения данного права с учетом особенностей получения квалифицированной юридической помощи в качестве права-гарантии говорит о её диалектической природе.
Ведь в данной ситуации государство предоставляет каждому нуждающемуся право на получение квалифицированной юридической помощи, при этом обеспечивая создание и реальное выполнение данного права путём его гарантированности.
Что касается понятий гарантий на получение квалифицированной юридической помощи, то в данном случае речь идет о совокупности социальных, экономических, политических и правовых приёмов и методов, которые позволяют реализовывать право на получение квалифицированной юридической помощи.11
При этом необходимо отметить отличительные особенности, которые связаны с тем, что общие экономические, политические и социально-нравственные гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.12 Эта ситуация позволяет говорить о юридических гарантиях которые установлены государством в результате правотворческой деятельности. Их реализация направлена на конкретное осуществление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их охрану от противоправных посягательств и нарушений.
Сегодня в научной литературе представлено множество вариантов к определению понятия юридической гарантии, тем не менее, их отличие друг от друга является незначительным, особенно это касается «детализации содержательного наполнения.13
Главное в данной ситуации является то, что это правовые средства и способы, благодаря которым возможна реализация гражданских прав и свобод.
Необходимо отметить, что положения ст. 48 Конституции РФ как юридической гарантии можно рассматривать в двух аспектах:
Как формально-юридическую гарантию, то есть закрепление права на получение квалифицированной юридической помощи в таком нормативно-правовом акте как Конституция РФ;
Как юридически-организационную гарантию, когда существует и функционирует институт, специально предназначенный для обеспечения права на получение квалифицированной юридической помощи.
В данной ситуации под таким институтом понимается институт адвокатуры, на который возложены достаточно важные и при этом конструктивные возможности по оказанию квалифицированной юридической помощи каждому желающему.
Как было сказано ранее, таким способом адвокатура была введена в поле конституционного законодательства.
В центре института адвокатуры находится профессиональный юрист – адвокат, именно он и оказывает непосредственно всем желающим квалифицированную юридическую помощь.
В качестве критерия, который позволяет определить есть ли необходимость в предоставлении преимуществ, при допуске, является определение наличия публичных интересов у адвокатов.14
В том случае, когда у адвоката отсутствуют какие-либо преимущества, которые могут быть закреплены законом, то лицо, которое нуждается в юридической помощи, может самостоятельно выбирать своего представителя, будет ли это адвокат, иное лицо, обладающее или не обладающее специальными познаниями в области права.
Как показывает анализ законодательства, никаких особых требований законодатель не предъявляет к иным лицам и поэтому «представлением юридической помощи могут заниматься… индивидуальные предприниматели, юридические фирмы, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы и т.п. Любой гражданин по доверенности может вести гражданские и арбитражные дела, а по определению суда - и некоторые уголовные дела в судах»15 и т. д.
Из ответа на вопрос № 10 в информационном письме Президиума Высшего арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что: «в соответствии с частью 3 статьи 59 АПК РФ представителями граждан могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. Следовательно, представителями граждан в арбитражном суде могут быть и лица, не имеющие юридического образования».16
В заключении хотелось бы резюмировать следующее: законодательный орган является неким гарантом реализации правовых норм, которые прописаны в Конституции и в иных документах. Для реализации данных норм создаются определённые условия, в частности каждому нуждающемуся в защите его прав и свобод должен быть предоставлен квалифицированный специалист, который сможет оказать необходимую юридическую помощь.
Согласно ст.48 Конституции РФ государством каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.17 Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» № 63-ФЗ от 2002 г. является основным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения, возникающие как с адвокатурой, так и в ней.18
Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.
Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:
Обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
Социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
Доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
Контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;19
Установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
Свободный выбор гражданином государственной или негосударственной юридической помощи;
Объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
Равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;20
Обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.
Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
Правового консультирования в устной и письменной форме;
Составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
Представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;
Органы управления государственных внебюджетных фондов;
Государственные юридические бюро.
Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.21
Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 ФЗ от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма сводного отчета утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.22
Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.23
Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут создаваться государственные юридические бюро.24
Государственные юридические бюро вправе оказывать все виды бесплатной юридической помощи, являясь юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации, и привлекать для осуществления данного вида помощи адвокатов.
Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что на сегодняшний день российским законодательством четко определены категории граждан, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи, а так же виды предоставляемой государством юридической помощи. Само оказание бесплатной юридической помощи основывается ФЗ от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
2.2. Оказание адвокатами юридической помощи по гражданским делам и делам об административных правонарушенияхВ производстве по делам об административных правонарушениях адвокаты выступают в качестве защитников и представителей. Согласно ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.25 При этом в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Таким образом, в производстве по делам об административных правонарушениях нет такой монополии адвокатов по оказанию юридической помощи, как в уголовном процессе. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Адвокат, выступающий в качестве защитника или представителя, допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.26 В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением адвокат-защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.27
Специфика деятельности адвоката в арбитражном судопроизводстве в настоящее время обусловлена принятием и вступлением в силу двух основополагающих законов – Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”.
Однако независимо от вида юридической ответственности право на получение юридической помощи является общим и должно распространять свое действие на производство по делам об административных правонарушениях. У гражданина должна быть реальная возможность получить юридическую помощь независимо от его материального положения.28
На сегодняшний день Российское законодательство, регулирующее порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, не соответствует международно-правовым стандартам бесплатной юридической помощи.29 Часть 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дел»30. Конечно, ч. 3 ст. 6 Конвенции устанавливает гарантии предоставления бесплатного защитника только обвиняемым по уголовным делам. Однако Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) расширил толкование данной статьи, добавив к уголовной сфере большинство административных правонарушений. ЕСПЧ возложил на государства ответственность за соблюдение принципа обеспечения права на юридическую защиту.31 С этой точки зрения лицу, привлекаемому к административной ответственности, должно быть обеспечено право на бесплатную юридическую помощь по назначению, например, когда у него нет средств, для оплаты услуг адвоката или иного лица.
В практике ЕСПЧ неоднократно акцентировалось внимание на том, что государство обязано принять меры к обеспечению права на реальную защиту, а не на формальное назначение защитника.32 Более того, в одном из решений ЕСПЧ указал, что если назначенный защитник допустил очевидное упущение, которое привело к лишению его подзащитного доступа к правосудию, то суд должен предоставить ему другого защитника.
Может, для кого-то такой подход к вопросу о бесплатной юридической помощи по делам об административных правонарушениях выглядит непривычно, поскольку он слишком отличается от правоприменительной практики, сложившейся в нашей стране. Тем не менее, подобный подход основан на требованиях европейских стандартов. С учетом того, что Российская Федерация признала эти стандарты, их следует учитывать.
По нашему мнению, отсутствие в КоАП РФ норм, предоставляющих судье право назначать защитника по делу об административном правонарушении, делает невозможным реализацию общих принципов правосудия, провозглашенных в международно-правовых актах. Кроме того, КоАП РФ лишает граждан возможности реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи. 33
По нашему мнению, данный вопрос должен быть разрешен законодательным путем в самом скором времени. Однако еще до того, как соответствующие изменения будут внесены в КоАП РФ, необходимо серьезно переосмыслить складывающуюся судебную практику. Следует внедрить в нее международные стандарты оказания бесплатной юридической помощи. Ситуация, при которой в КоАП РФ отсутствуют нормы, предоставляющие судье право назначать защитника по делу об административном правонарушении, абсолютно не способствует реализации общих принципов правосудия, провозглашенных в международно-правовых актах, к которым Россия присоединилась.
Обратим внимание на не давнюю судебную практику по данному вопросу. По делу обжалуется жалоба заявительницы, которая является пенсионеркой, на отказ в предоставлении бесплатного адвоката при рассмотрении в судах первой и второй инстанций ее дела об административных правонарушениях в ходе пикета против разгона «Марша несогласных». По делу допущены нарушения пункта 1 и подпункта «c» пункта 3 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
«Предусмотренного законом наказания в виде административного ареста продолжительностью 15 суток, которое было прямо применимо на основании статьи 19.3 КоАП РФ и косвенно применимо на основании статьи 20.2 КоАП РФ, достаточно, чтобы заключить, что заявительница, которая являлась пенсионеркой и не обладала юридическими познаниями, должна была получать юридическую помощь бесплатно, поскольку этого требовали «интересы правосудия»34. Этот вывод подкрепляется относительной сложностью предмета дела и тем фактом, что судья, рассмотревший дело, также осуществлял функции обвинения.
На основании вышесказанного ЕСЧП вынес решение, которое звучит так: «Чтобы компенсировать нарушение пункта 1 и подпункта «c» пункта 3 статьи 6 Конвенции и в полном объеме реализовать обязательства, вытекающие из статьи 46 Конвенции власти государства-ответчика должны предоставить средства правовой защиты как индивидуального, так и общего характера, как указано выше»35.
Подводя итоги, следует отметить, что важнейшей задачей российского законодателя является дальнейшее дополнение и детализация положений гл. 25 КоАП РФ путем включения в нее норм, определяющих случаи обязательного участия защитника в производстве по делам об административном правонарушении и процедуру привлечения его к участию в деле. До тех пор, пока КоАП РФ не начнет регулировать эти вопросы, практика ЕСПЧ будет идти вразрез с российской правоприменительной практикой. Отсутствие в КоАП РФ упоминания об обязательном участии защитника в производстве по делам об административном правонарушении нередко лишает граждан на защиту их прав и законных интересов. К примеру, лишение специального права на управление транспортным средством может навредить гражданину не меньше, чем привлечение его к уголовной ответственности, особенно если его профессиональная деятельность напрямую связанна с управлением транспортным средством. Человек в этом случае фактически лишается источника средств к существованию. Все это свидетельствует о том, что необходимо предусмотреть в КоАП РФ случаи пользования услугами защитника на безвозмездной основе.
ЗаключениеНа основе вышесказанного хотелось бы сделать следующие выводы. Принятие Конституции РФ в 1993 год стало своеобразной отправной точкой на пути развития конституционных прав и свод в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в условиях равноправия каждый имеет право на юридическую помощь в независимости от статуса и степени законности поступков того гражданина, который в этой помощи нуждается.
При этом существует необходимость в дальнейшей разработке данного направления. В данной ситуации речь идет о принятии таких мер, как:
Необходимость совершенствования российского законодательства с учетом современных реалий;
Более четкая регламентация вопросов, которые касаются оказания именно бесплатной помощи. Хотелось бы, чтобы у малообеспеченных граждан было больше шансов на получение высококвалифицированного специалиста. При этом средства, которые будут потрачены на реализацию данных мер должны обязательно пойти по назначению;
Принятие закона, в котором наиболее полно будет изложено понятие, виды, реализацию права граждан на юридическую помощь, с которым необходимо было бы увязать все действующее в этой области законодательство.
В целом, можно сказать, что на сегодняшний день, необходимо дальнейшее развитие и совершенствование организационных и правовых возможностей для того, чтобы не допустить нарушения и ущемления законных прав и интересов граждан.
Предложение о внесении изменений в ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Законодательно установлено
Статья 25.5 КоАП РФ «Защитник и представитель», гласит:
«Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель».
Недостатки
Согласно ст. 25.5 КоАП РФ, в производстве по делу «…может участвовать защитник», а так же «представитель», но исходя из текста статьи их присутствие необязательно. Так же данная статья не наделяет гражданина правом на получение юридической помощи бесплатно, что в свою очередь противоречит общим принципам правосудия, провозглашенным в международно-правовых актах.
Отсутствие в КоАП РФ норм, предоставляющих судье право назначать защитника по делу об административном правонарушении, так же делает невозможным реализацию общих принципов правосудия, провозглашенных в международно-правовых актах, и лишает граждан возможности реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи.
Предложение
Внести изменения в ст. 25.5 КоАП РФ, заменив словосочетание «может участвовать» на «обязан участвовать».
Добавить еще один пункт, в котором будет закреплена обязанность судебных органов, предоставить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, адвоката, для оказания ему бесплатной юридической помощи.
Добавить пункт наделяющий судью правом назначать защитника по делу об административном правонарушении.
Возложить в тексте Федерального закона от 21 ноября 2011 г № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» обязанность по финансированию мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена нормами КоАП РФ, на Российскую Федерацию, а по тем делам, где административная ответственность установлена законами субъектов Российской Федерации, - на соответствующие субъекты Российской Федерации.
Следует проработать действенный механизм возмещения расходов на оплату юридической помощи путем взыскания денежных средств, с того государственного или муниципального органа (должностного лица), который инициировал производство по делу об административном правонарушении, в последующем прекращенное в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения.
Обоснование
Указанные предложения позволят наделить граждан возможностью реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и устранить существующее противоречие между вышеуказанными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и общими принципам правосудия, провозглашенными в международно-правовых актах.
Библиографический списокЗаконы и иные нормативные акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445. - 2009. - №4. - Ст. 445.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета, N 137, 27.07.2002.
Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс»
Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
Судебная и другая правоприменительная практика:
Постановление ЕСПЧ от 19.11.2015 «Дело «Михайлова (Mikhaylova) против Российской Федерации» (жалоба N 46998/08) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://zakoniros.ru/?p=20038 (дата обращения: 05.12.2017).
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 (ред. от 01.07.2014) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».
Учебники, учебные пособия, комментарии:
Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации // М.; Проспект, 2017 – 78 с.
Гриненко А. В. Адвокатура в вопросах и ответах. Учебное пособие // М.; Проспект, 2017 – 144 с.
Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник // М.; Проспект, 2017 – 592 с.
Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров 3-е издание // Москва; Юрайт, 2015 – 454 с.
Никулин В. В. Конституционное право Российской Федерации // М.; Кнорус, 2014 – 472 с.
Радько Т. Н. Морозова Л.А. Лазарев В.В. Теория государства и права. Учебник для бакалавров // М.; Проспект, 2017 – 568 с.
Смирнов В. Н., Смыкалин А. С. Адвокатура и адвокатская деятельность. Учебное пособие // М.; Проспект, 2017 – 320 с.
Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в России (курс адвокатского права) // М.; Феникс, 2015 – 331 с.
Чашин А. Н. Адвокатура в России. Учебник // М.; Дело и Сервис, 2015 – 432 с.
Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права // М.: Остожье, 2015. – 214 с.
Чесноков А. А. Государственный механизм защиты прав личности: история, теория, практика // М.; Проспект, 2017 – 462 с.
Монографии, лекции, статьи, диссертации и авторефераты диссертаций:
Галушкин А. А., Тимошенко Д. Ю. Адвокатура в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2016. – №. 5. – С. 34-40
Комарова К. С. Защита от незаконного и необоснованного задержания и заключения под стражу в российском уголовном процессе: дис. // Краснодар, 2017 – 124 с.
Кручинин Ю.С., Арапов В.В. Вопросы реализации государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Адвокат. 2012. № 12. – С. 5-12.
Кудрявцев В.Л. Право на получение квалифицированной юридической помощи в системе защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина // Право и правосудие: теория, история, практика: Сборник научных статей: Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся 27 мая 2010 года в Северо-Кавказском филиале ГОУ ВПО РАП. В 3-х томах. Том 1. Краснодар, 2014. С. 93-97.
Морозова Н.А., Панченко В.Ю. Финансовая доступность юридической помощи по делам об административных правонарушениях // Российский судья. 2013. № 5. – С. 40-42.
Петикян С.Г. Доступность бесплатной квалифицированной юридической помощи // Юрист. 2014. № 4. С. 9-11.
Тарло Е. Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь // Российская действительность и мировой опыт). Автореф. дисс. к. ю. н. – 2016. – 142 с.
Чумакова О. В. Бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях. Научная статья // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – С. 112 – 119.
Яшина О.Н. Сравнительно-правовой анализ законодательных актов, принятых субъектами Российской Федерации и регулирующих оказание бесплатной юридической помощи на их территориях // Адвокат. 2013. № 4. С. 35-40.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445. - 2009. - №4. - Ст. 445.
2 Радько Т. Н. Морозова Л.А. Лазарев В.В. Теория государства и права. Учебник для бакалавров // М.; Проспект, 2017 – 568 с.
3 Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров 3-е издание // Москва; Юрайт, 2015 – 454 с.
4 Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс»
5 Радько Т. Н. Морозова Л.А. Лазарев В.В. Теория государства и права. Учебник для бакалавров // М.; Проспект, 2017 – 568 с.
6 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник // М.; Проспект, 2017 – 592 с.
7 Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров 3-е издание // Москва; Юрайт, 2015 – 454 с.
8 Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права // М.: Остожье, 2015. – 214 с.
9 Чесноков А. А. Государственный механизм защиты прав личности: история, теория, практика // М.; Проспект, 2017 – 462 с.
10 Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации // М.; Проспект, 2017 – 78 с.
11 Кручинин Ю.С., Арапов В.В. Вопросы реализации государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Адвокат. 2012. № 12. – С. 5-12.
12 Никулин В. В. Конституционное право Российской Федерации // М.; Кнорус, 2014 – 472 с.
13 Петикян С.Г. Доступность бесплатной квалифицированной юридической помощи // Юрист. 2014. № 4. С. 9-11.
14 Кудрявцев В.Л. Право на получение квалифицированной юридической помощи в системе защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина // Право и правосудие: теория, история, практика: Сборник научных статей: Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся 27 мая 2010 года в Северо-Кавказском филиале ГОУ ВПО РАП. В 3-х томах. Том 1. Краснодар, 2014. С. 93-97.
15 Яшина О.Н. Сравнительно-правовой анализ законодательных актов, принятых субъектами Российской Федерации и регулирующих оказание бесплатной юридической помощи на их территориях // Адвокат. 2013. № 4. С. 35-40.
16 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 (ред. от 01.07.2014) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».
17 Комарова К. С. Защита от незаконного и необоснованного задержания и заключения под стражу в российском уголовном процессе : дис. // Краснодар, 2017 – 124 с.
18 Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».
19 Чумакова О. В. Бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях. Научная статья // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – С. 112 – 119.
20 Петикян С.Г. Доступность бесплатной квалифицированной юридической помощи // Юрист. 2014. № 4. С. 9-11.
21 Чашин А. Н. Адвокатура в России. Учебник // М.; Дело и Сервис, 2015 – 432 с.
22 Тарло Е. Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь // Российская действительность и мировой опыт). Автореф. дисс. к. ю. н. – 2016. – 142 с.
23 Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в России (курс адвокатского права) // М.; Феникс, 2015 – 331 с.
24 Гриненко А. В. Адвокатура в вопросах и ответах. Учебное пособие // М.; Проспект, 2017 – 144 с.
25 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
26 Смирнов В. Н., Смыкалин А. С. Адвокатура и адвокатская деятельность. Учебное пособие // М.; Проспект, 2017 – 320 с.
27 Тарло Е. Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь // Российская действительность и мировой опыт). Автореф. дисс. к. ю. н. – 2016. – 142 с.
28 Морозова Н.А., Панченко В.Ю. Финансовая доступность юридической помощи по делам об административных правонарушениях // Российский судья. 2013. № 5. – С. 40-42.
29 Галушкин А. А., Тимошенко Д. Ю. Адвокатура в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2016. – №. 5. – С. 34-40
30 Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
31 Чумакова О. В. Бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях. Научная статья // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – С. 112 – 119.
32 Чумакова О. В. Бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях. Научная статья // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – С. 112 – 119.
33 Морозова Н.А., Панченко В.Ю. Финансовая доступность юридической помощи по делам об административных правонарушениях // Российский судья. 2013. № 5. – С. 40-42.
34 Постановление ЕСПЧ от 19.11.2015 «Дело «Михайлова (Mikhaylova) против Российской Федерации» (жалоба N 46998/08) – URL: http://zakoniros.ru/?p=20038 (дата обращения: 05.12.2017).
35 См. Постановление ЕСПЧ от 19.11.2015