ПРАВО ГРАЖДАН НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРАВО ГРАЖДАН НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

Лушин А.А. 1
1Южно-Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет) филиал в г. Миассе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы исследования. В соответствии с Конституцией РФ 1993 года никто не может лишить человека прав, предназначенных ему от рождения. В данном случае речь идет о праве на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. В современном мире довольно сложно представить себе бесправного человека, который не мог бы жить свободно, в равенстве, защищая свою честь и достоинство.

Возможность человека реализовывать свои права в сфере юридической защищенности также является показателем конституционных прав.

Ст. 27 Конституции РФ1 закреплено право граждан на получение бесплатной юридической помощи. Это право отнесено к числу основных и естественных прав человека и гражданина.

В процессе изучения большой части литературы по данной теме, мною была определена цель курсовой работы, которая заключается в рассмотрении и обобщении норм Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов устанавливающих право человека на получение юридической помощи и реализацию данного права.

Для достижения желаемой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть права человека, а именно их сущность, понятие и классификацию;

  2. Раскрыть понятие права на юридическую помощь и конституционные гарантии реализации данного права;

  3. Изучить организационно-правовые основы и принципы организации и деятельности адвокатуры;

  4. Детально исследовать оказание адвокатами юридической помощи по гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

Научная новизна представленной нами работы заключается в результатах, полученных при решении ее основных задач.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов при усовершенствовании действующего законодательства, касающегося права граждан на юридическую помощь.

Нормативной основой исследования являются основные положения Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.

В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический, исторический и системный методы научного познания, описание, сравнение, анализ и синтез.

Объект исследования: Нормы Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов устанавливающих право человека на получение юридической помощи и реализацию данного права.

Предмет: Право граждан на юридическую помощь.

Курсовая работа состоит из двух глав, четырех параграфов, введения и заключения, в рамках которых раскрывается тематика курсовой работы и делаются выводы на основе полученной информации.

Теоретическую базу данного исследования составили труды следующих ученых: Чумаковой О.В., Яшина О.Н., Кудрявцева В.Л. и других.

  1. Право на юридическую помощь в системе конституционных прав и свобод личности
1.1. Права человека: сущность, понятие, классификация

Права человека - это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе. Такие права, как право человека на жизнь, право на свободу и неприкосновенность личности, на достаточный уровень жизни, на участие в политической жизни и другие, являются необходимыми условиями полноценной жизни каждого человека в любом обществе.2

Словосочетания «права человека» и «свободы человека» получили широкое распространение в эпоху революций XVII – XVIII вв., во время которых были выдвинуты политические требования, основанные на идеях свободы, равенства и братства всех слоев общества.

Основу всех прав человека составляет свобода. Она представляет собой внутреннее и внешнее состояние независимости человека от природных и социальных сил. Внутренняя свобода предполагает свободу мыслей, убеждений, свободу слова, веру и т.д. Внешняя свобода – это свобода выбора человека, свобода его реального, сознательного действия во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, духовной. Внешняя свобода – это отсутствие, каких бы то ни было искусственных ограничений деятельности человека, прежде всего со стороны государства.

Права и свободы человека тесно связаны с его достоинством. Достоинство человека, с одной стороны, представляет собой субъективную оценку самим человеком своей ценности и значимости в обществе. Другую сторону человеческого достоинства составляет оценка его обществом. Чем выше достоинство человека, тем больше у него возможностей для осуществления своих прав.3

В наше время права человека охраняются одновременно международным и внутригосударственным правом. При этом международному праву принадлежит особая роль. Особое место международного права в общем процессе защиты прав человека объясняется тем, что именно оно устанавливает минимальный перечень прав и свобод, которые должны быть гарантированы всеми государствами - участниками международных договоров, оно определяет принципы, условия и порядок отхода от минимальных требований и формирует некое видение прав человека. Принятая в 1948 г. Декларация прав человека4 изменила существовавшие ранее отношения между отдельным лицом и государством. Человек перестал быть всего лишь послушным подданным своевольного правителя, он стал личностью, существующей в свободном пространстве - пространстве частной жизни, свободном от вмешательства государства, - сфере личной свободы, защищенной правом на неприкосновенность частной жизни, свободу слова, совести и вероисповедания, правом на справедливое судебное разбирательство, а также правом на эффективные средства защиты этих прав и свобод.5

Само понятие «права человека» менялось и меняется со временем. Не случайно создатели Всеобщей декларации прав человека отказались от попытки установить неизменный перечень прав, признали возможность появления новых прав человека. Концепция прав человека исходит их того, что, с одной стороны, права человека представляют собой объективные принципы, на которых базируется правовая система и государственное устройство в целом. Они определяют в позитивном смысле главные направления деятельности государства и его органов и ограничивают влияние государства на социальные процессы. С другой стороны, это субъективные права личности. Это означает, что каждая личность - субъект комплекса принадлежащих ей прав и сама решает, как ими пользоваться. При этом каждый вправе требовать от государства защиты своих прав.

В доктрине конституционного права и решениях конституционных судов ряда стран права и свободы человека рассматриваются прежде всего как служащие защите человека от государственной власти. Их основное свойство заключается в том, что они обеспечивают каждому возможность действовать в определенных пределах и пользоваться сферой частной жизни, в которую не может вмешиваться государство. Отсюда свободы человека не устанавливаются государством, а являются по отношению к нему первичными.

Конституционное регулирование прав человека формируется в каждой стране под влиянием таких факторов, как исторические и государственные традиции, уровень экономического развития, принятая и приемлемая для общества концепция прав личности, уровень общественного сознания в политической и правовой областях. Все это приводит к различиям между отдельными странами как в содержании перечня прав личности, так и в методах их регулирования и подборе механизмов их защиты.6

Понятие «права человека» в жизни общества имеет следующие основные значения: как основное условие для того, что6ы, человек стал человеком; как основная потребность, удовлетворение которой делает человека человеком; как развитие и реализация человеческих способностей; как способ существования человека.

Философское осмысление феномена прав человека дает основание для следующих выводов:

1. Права человека являются проявлением жизненных потребностей, выражают насущную необходимость в создании человеку благоприятных материальных, социальных, политических и культурных условий для всестороннего развития, проявления его творческих сил и способностей.

2. Права человека являются абсолютными и исторически определенными, ибо отражают конкретный период развития народа и особенности развития данного региона. Данные обстоятельства имеют существенное значение для понимания прав человека как сложного явления, которое включает разные уровни: всеобщий, особенный и частный. Это выражается в том, что права человека необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи с правами отдельных социальных общностей, народов и всего человечества. Их нельзя отождествлять и в то же время противопоставлять друг другу.

3. Важной особенностью прав человека является также то, что они выступают в качестве определенных отношений между человеком и другими людьми, обществом и государством по поводу обеспечения жизненно важных условий его существования.7

Понятие «права» имеют смысл только в социальном контексте. Они возможны только в обществе, ибо природа человека социальна. Их не может быть у человека, полностью изолированного от других людей.

Таким образом, исходя из вышесказанного, на наш взгляд более приемлемым является следующее определение понятия «права человека»:

Права человека — это права, присущие ему с рождения, это такие права, которые не привязаны к одному какому-либо способу производства, одному общественному строю, не зафиксированы «намертво» только в одной какой-либо системе и типе права и только им свойственны.

1.2. Понятие права на юридическую помощь и конституционные гарантии его реализации

Как известно, для того чтобы создать демократическое государство недостаточно просто вписать в Конституцию нормы о правах и сводах личностей.8 Необходимо, чтобы данные нормы выражались в практическом исполнении. Если в данной ситуации обратиться к Конституции РФ, то можно в статье 2 получить доказательство того, что российское государство не просто прописывает законодательные нормы, но является гарантом их исполнения, ведь в данном документе сказано о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Что же касается защиты прав и свобод то в данном случае речь идет о прямых обязанностях государства. Гарантия защиты осуществляется посредством судебного законодательства, а также каждому предоставляется право на защиту своих прав, с оговоркой о том, что осуществляться они должны законным способом.9 В некоторых случаях государство в отдельных случаях в силу особой значимости сразу же законодательно оформляет гарантирование конкретного права в одной части соответствующей статьи.

В данном случае в качестве примера можно привести положение ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, где говорится о том, что каждый имеет право на гарантию защиты его прав и свобод, получение квалифицированной юридической помощи.

В действительности право на получение юридической помощи имеет особую значимость, ведь в научной литературе данный вид прав относят к особой группе Право на получение квалифицированной юридической помощи относят к особой группе, как выражающие юридические права-гарантии человека и гражданина либо конституционно-процессуальные права-гарантии или конституционные права-гарантии с процессуальным характером или группа прав по защите других прав и свобод.

В данной ситуации хотелось бы сказать о позиции Н.С. Бондарь по данном у вопросу, который указывает на следующие особенности выделение указанных прав в отдельную группу.10

В данном случае речь идет об:

  1. Относительно самостоятельном конституционном оформлении, наличия собственного нормативного содержания;

  2. В большей степени процессуального наполнения, что не исключает материальных элементов;

  3. Детальная нормативная конкретизация данного конституционного института в отраслевом законодательстве;

  4. Как правило, непосредственно реализационной связи соответствующих прав-гарантий с деятельностью судебной власти.

Возможность рассмотрения данного права с учетом особенностей получения квалифицированной юридической помощи в качестве права-гарантии говорит о её диалектической природе.

Ведь в данной ситуации государство предоставляет каждому нуждающемуся право на получение квалифицированной юридической помощи, при этом обеспечивая создание и реальное выполнение данного права путём его гарантированности.

Что касается понятий гарантий на получение квалифицированной юридической помощи, то в данном случае речь идет о совокупности социальных, экономических, политических и правовых приёмов и методов, которые позволяют реализовывать право на получение квалифицированной юридической помощи.11

При этом необходимо отметить отличительные особенности, которые связаны с тем, что общие экономические, политические и социально-нравственные гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.12 Эта ситуация позволяет говорить о юридических гарантиях которые установлены государством в результате правотворческой деятельности. Их реализация направлена на конкретное осуществление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их охрану от противоправных посягательств и нарушений.

Сегодня в научной литературе представлено множество вариантов к определению понятия юридической гарантии, тем не менее, их отличие друг от друга является незначительным, особенно это касается «детализации содержательного наполнения.13

Главное в данной ситуации является то, что это правовые средства и способы, благодаря которым возможна реализация гражданских прав и свобод.

Необходимо отметить, что положения ст. 48 Конституции РФ как юридической гарантии можно рассматривать в двух аспектах:

  1. Как формально-юридическую гарантию, то есть закрепление права на получение квалифицированной юридической помощи в таком нормативно-правовом акте как Конституция РФ;

  2. Как юридически-организационную гарантию, когда существует и функционирует институт, специально предназначенный для обеспечения права на получение квалифицированной юридической помощи.

В данной ситуации под таким институтом понимается институт адвокатуры, на который возложены достаточно важные и при этом конструктивные возможности по оказанию квалифицированной юридической помощи каждому желающему.

Как было сказано ранее, таким способом адвокатура была введена в поле конституционного законодательства.

В центре института адвокатуры находится профессиональный юрист – адвокат, именно он и оказывает непосредственно всем желающим квалифицированную юридическую помощь.

В качестве критерия, который позволяет определить есть ли необходимость в предоставлении преимуществ, при допуске, является определение наличия публичных интересов у адвокатов.14

В том случае, когда у адвоката отсутствуют какие-либо преимущества, которые могут быть закреплены законом, то лицо, которое нуждается в юридической помощи, может самостоятельно выбирать своего представителя, будет ли это адвокат, иное лицо, обладающее или не обладающее специальными познаниями в области права.

Как показывает анализ законодательства, никаких особых требований законодатель не предъявляет к иным лицам и поэтому «представлением юридической помощи могут заниматься… индивидуальные предприниматели, юридические фирмы, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы и т.п. Любой гражданин по доверенности может вести гражданские и арбитражные дела, а по определению суда - и некоторые уголовные дела в судах»15 и т. д.

Из ответа на вопрос № 10 в информационном письме Президиума Высшего арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что: «в соответствии с частью 3 статьи 59 АПК РФ представителями граждан могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. Следовательно, представителями граждан в арбитражном суде могут быть и лица, не имеющие юридического образования».16

В заключении хотелось бы резюмировать следующее: законодательный орган является неким гарантом реализации правовых норм, которые прописаны в Конституции и в иных документах. Для реализации данных норм создаются определённые условия, в частности каждому нуждающемуся в защите его прав и свобод должен быть предоставлен квалифицированный специалист, который сможет оказать необходимую юридическую помощь.

  1. Деятельность адвокатуры по оказанию профессиональной юридической помощи гражданам
2.1. Организационно-правовые основы и принципы организации и деятельности адвокатуры

Согласно ст.48 Конституции РФ государством каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.17 Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» № 63-ФЗ от 2002 г. является основным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения, возникающие как с адвокатурой, так и в ней.18

Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:

  1. Обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

  2. Социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;

  3. Доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

  4. Контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;19

  5. Установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

  6. Свободный выбор гражданином государственной или негосударственной юридической помощи;

  7. Объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;

  8. Равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;20

  9. Обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

  1. Правового консультирования в устной и письменной форме;

  2. Составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

  3. Представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

  1. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

  2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

  3. Органы управления государственных внебюджетных фондов;

  4. Государственные юридические бюро.

Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.21

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 ФЗ от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма сводного отчета утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.22

Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.23

Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут создаваться государственные юридические бюро.24

Государственные юридические бюро вправе оказывать все виды бесплатной юридической помощи, являясь юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации, и привлекать для осуществления данного вида помощи адвокатов.

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что на сегодняшний день российским законодательством четко определены категории граждан, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи, а так же виды предоставляемой государством юридической помощи. Само оказание бесплатной юридической помощи основывается ФЗ от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

2.2. Оказание адвокатами юридической помощи по гражданским делам и делам об административных правонарушениях

В производстве по делам об административных правонарушениях адвокаты выступают в качестве защитников и представителей. Согласно ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.25 При этом в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Таким образом, в производстве по делам об административных правонарушениях нет такой монополии адвокатов по оказанию юридической помощи, как в уголовном процессе. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Адвокат, выступающий в качестве защитника или представителя, допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.26 В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением адвокат-защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.27

Специфика деятельности адвоката в арбитражном судопроизводстве в настоящее время обусловлена принятием и вступлением в силу двух основополагающих законов – Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”.

Однако независимо от вида юридической ответственности право на получение юридической помощи является общим и должно распространять свое действие на производство по делам об административных правонарушениях. У гражданина должна быть реальная возможность получить юридическую помощь независимо от его материального положения.28

На сегодняшний день Российское законодательство, регулирующее порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, не соответствует международно-правовым стандартам бесплатной юридической помощи.29 Часть 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дел»30. Конечно, ч. 3 ст. 6 Конвенции устанавливает гарантии предоставления бесплатного защитника только обвиняемым по уголовным делам. Однако Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) расширил толкование данной статьи, добавив к уголовной сфере большинство административных правонарушений. ЕСПЧ возложил на государства ответственность за соблюдение принципа обеспечения права на юридическую защиту.31 С этой точки зрения лицу, привлекаемому к административной ответственности, должно быть обеспечено право на бесплатную юридическую помощь по назначению, например, когда у него нет средств, для оплаты услуг адвоката или иного лица.

В практике ЕСПЧ неоднократно акцентировалось внимание на том, что государство обязано принять меры к обеспечению права на реальную защиту, а не на формальное назначение защитника.32 Более того, в одном из решений ЕСПЧ указал, что если назначенный защитник допустил очевидное упущение, которое привело к лишению его подзащитного доступа к правосудию, то суд должен предоставить ему другого защитника.

Может, для кого-то такой подход к вопросу о бесплатной юридической помощи по делам об административных правонарушениях выглядит непривычно, поскольку он слишком отличается от правоприменительной практики, сложившейся в нашей стране. Тем не менее, подобный подход основан на требованиях европейских стандартов. С учетом того, что Российская Федерация признала эти стандарты, их следует учитывать.

По нашему мнению, отсутствие в КоАП РФ норм, предоставляющих судье право назначать защитника по делу об административном правонарушении, делает невозможным реализацию общих принципов правосудия, провозглашенных в международно-правовых актах. Кроме того, КоАП РФ лишает граждан возможности реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи. 33

По нашему мнению, данный вопрос должен быть разрешен законодательным путем в самом скором времени. Однако еще до того, как соответствующие изменения будут внесены в КоАП РФ, необходимо серьезно переосмыслить складывающуюся судебную практику. Следует внедрить в нее международные стандарты оказания бесплатной юридической помощи. Ситуация, при которой в КоАП РФ отсутствуют нормы, предоставляющие судье право назначать защитника по делу об административном правонарушении, абсолютно не способствует реализации общих принципов правосудия, провозглашенных в международно-правовых актах, к которым Россия присоединилась.

Обратим внимание на не давнюю судебную практику по данному вопросу. По делу обжалуется жалоба заявительницы, которая является пенсионеркой, на отказ в предоставлении бесплатного адвоката при рассмотрении в судах первой и второй инстанций ее дела об административных правонарушениях в ходе пикета против разгона «Марша несогласных». По делу допущены нарушения пункта 1 и подпункта «c» пункта 3 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

«Предусмотренного законом наказания в виде административного ареста продолжительностью 15 суток, которое было прямо применимо на основании статьи 19.3 КоАП РФ и косвенно применимо на основании статьи 20.2 КоАП РФ, достаточно, чтобы заключить, что заявительница, которая являлась пенсионеркой и не обладала юридическими познаниями, должна была получать юридическую помощь бесплатно, поскольку этого требовали «интересы правосудия»34. Этот вывод подкрепляется относительной сложностью предмета дела и тем фактом, что судья, рассмотревший дело, также осуществлял функции обвинения.

На основании вышесказанного ЕСЧП вынес решение, которое звучит так: «Чтобы компенсировать нарушение пункта 1 и подпункта «c» пункта 3 статьи 6 Конвенции и в полном объеме реализовать обязательства, вытекающие из статьи 46 Конвенции власти государства-ответчика должны предоставить средства правовой защиты как индивидуального, так и общего характера, как указано выше»35.

Подводя итоги, следует отметить, что важнейшей задачей российского законодателя является дальнейшее дополнение и детализация положений гл. 25 КоАП РФ путем включения в нее норм, определяющих случаи обязательного участия защитника в производстве по делам об административном правонарушении и процедуру привлечения его к участию в деле. До тех пор, пока КоАП РФ не начнет регулировать эти вопросы, практика ЕСПЧ будет идти вразрез с российской правоприменительной практикой. Отсутствие в КоАП РФ упоминания об обязательном участии защитника в производстве по делам об административном правонарушении нередко лишает граждан на защиту их прав и законных интересов. К примеру, лишение специального права на управление транспортным средством может навредить гражданину не меньше, чем привлечение его к уголовной ответственности, особенно если его профессиональная деятельность напрямую связанна с управлением транспортным средством. Человек в этом случае фактически лишается источника средств к существованию. Все это свидетельствует о том, что необходимо предусмотреть в КоАП РФ случаи пользования услугами защитника на безвозмездной основе.

Заключение

На основе вышесказанного хотелось бы сделать следующие выводы. Принятие Конституции РФ в 1993 год стало своеобразной отправной точкой на пути развития конституционных прав и свод в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в условиях равноправия каждый имеет право на юридическую помощь в независимости от статуса и степени законности поступков того гражданина, который в этой помощи нуждается.

При этом существует необходимость в дальнейшей разработке данного направления. В данной ситуации речь идет о принятии таких мер, как:

  • Необходимость совершенствования российского законодательства с учетом современных реалий;

  • Более четкая регламентация вопросов, которые касаются оказания именно бесплатной помощи. Хотелось бы, чтобы у малообеспеченных граждан было больше шансов на получение высококвалифицированного специалиста. При этом средства, которые будут потрачены на реализацию данных мер должны обязательно пойти по назначению;

  • Принятие закона, в котором наиболее полно будет изложено понятие, виды, реализацию права граждан на юридическую помощь, с которым необходимо было бы увязать все действующее в этой области законодательство.

В целом, можно сказать, что на сегодняшний день, необходимо дальнейшее развитие и совершенствование организационных и правовых возможностей для того, чтобы не допустить нарушения и ущемления законных прав и интересов граждан.

Предложение о внесении изменений в ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Законодательно установлено

Статья 25.5 КоАП РФ «Защитник и представитель», гласит:

«Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель».

Недостатки

Согласно ст. 25.5 КоАП РФ, в производстве по делу «…может участвовать защитник», а так же «представитель», но исходя из текста статьи их присутствие необязательно. Так же данная статья не наделяет гражданина правом на получение юридической помощи бесплатно, что в свою очередь противоречит общим принципам правосудия, провозглашенным в международно-правовых актах.

Отсутствие в КоАП РФ норм, предоставляющих судье право назначать защитника по делу об административном правонарушении, так же делает невозможным реализацию общих принципов правосудия, провозглашенных в международно-правовых актах, и лишает граждан возможности реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи.

Предложение

  1. Внести изменения в ст. 25.5 КоАП РФ, заменив словосочетание «может участвовать» на «обязан участвовать».

  2. Добавить еще один пункт, в котором будет закреплена обязанность судебных органов, предоставить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, адвоката, для оказания ему бесплатной юридической помощи.

  3. Добавить пункт наделяющий судью правом назначать защитника по делу об административном правонарушении.

  4. Возложить в тексте Федерального закона от 21 ноября 2011 г № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» обязанность по финансированию мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена нормами КоАП РФ, на Российскую Федерацию, а по тем делам, где административная ответственность установлена законами субъектов Российской Федерации, - на соответствующие субъекты Российской Федерации.

  5. Следует проработать действенный механизм возмещения расходов на оплату юридической помощи путем взыскания денежных средств, с того государственного или муниципального органа (должностного лица), который инициировал производство по делу об административном правонарушении, в последующем прекращенное в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения.

Обоснование

Указанные предложения позволят наделить граждан возможностью реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и устранить существующее противоречие между вышеуказанными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и общими принципам правосудия, провозглашенными в международно-правовых актах.

Библиографический список

Законы и иные нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445. - 2009. - №4. - Ст. 445.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.

  3. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».

  4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета, N 137, 27.07.2002.

  5. Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс»

  6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

Судебная и другая правоприменительная практика:

  1. Постановление ЕСПЧ от 19.11.2015 «Дело «Михайлова (Mikhaylova) против Российской Федерации» (жалоба N 46998/08) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://zakoniros.ru/?p=20038 (дата обращения: 05.12.2017).

  2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 (ред. от 01.07.2014) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».

Учебники, учебные пособия, комментарии:

  1. Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации // М.; Проспект, 2017 – 78 с.

  2. Гриненко А. В. Адвокатура в вопросах и ответах. Учебное пособие // М.; Проспект, 2017 – 144 с.

  3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник // М.; Проспект, 2017 – 592 с.

  4. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров 3-е издание // Москва; Юрайт, 2015 – 454 с.

  5. Никулин В. В. Конституционное право Российской Федерации // М.; Кнорус, 2014 – 472 с.

  6. Радько Т. Н. Морозова Л.А. Лазарев В.В. Теория государства и права. Учебник для бакалавров // М.; Проспект, 2017 – 568 с.

  7. Смирнов В. Н., Смыкалин А. С. Адвокатура и адвокатская деятельность. Учебное пособие // М.; Проспект, 2017 – 320 с.

  8. Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в России (курс адвокатского права) // М.; Феникс, 2015 – 331 с.

  9. Чашин А. Н. Адвокатура в России. Учебник // М.; Дело и Сервис, 2015 – 432 с.

  10. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права // М.: Остожье, 2015. – 214 с.

  11. Чесноков А. А. Государственный механизм защиты прав личности: история, теория, практика // М.; Проспект, 2017 – 462 с.

Монографии, лекции, статьи, диссертации и авторефераты диссертаций:

  1. Галушкин А. А., Тимошенко Д. Ю. Адвокатура в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2016. – №. 5. – С. 34-40

  2. Комарова К. С. Защита от незаконного и необоснованного задержания и заключения под стражу в российском уголовном процессе: дис. // Краснодар, 2017 – 124 с.

  3. Кручинин Ю.С., Арапов В.В. Вопросы реализации государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Адвокат. 2012. № 12. – С. 5-12.

  4. Кудрявцев В.Л. Право на получение квалифицированной юридической помощи в системе защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина // Право и правосудие: теория, история, практика: Сборник научных статей: Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся 27 мая 2010 года в Северо-Кавказском филиале ГОУ ВПО РАП. В 3-х томах. Том 1. Краснодар, 2014. С. 93-97.

  5. Морозова Н.А., Панченко В.Ю. Финансовая доступность юридической помощи по делам об административных правонарушениях // Российский судья. 2013. № 5. – С. 40-42.

  6. Петикян С.Г. Доступность бесплатной квалифицированной юридической помощи // Юрист. 2014. № 4. С. 9-11.

  7. Тарло Е. Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь // Российская действительность и мировой опыт). Автореф. дисс. к. ю. н. – 2016. – 142 с.

  8. Чумакова О. В. Бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях. Научная статья // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – С. 112 – 119.

  9. Яшина О.Н. Сравнительно-правовой анализ законодательных актов, принятых субъектами Российской Федерации и регулирующих оказание бесплатной юридической помощи на их территориях // Адвокат. 2013. № 4. С. 35-40.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445. - 2009. - №4. - Ст. 445.

2 Радько Т. Н. Морозова Л.А. Лазарев В.В. Теория государства и права. Учебник для бакалавров // М.; Проспект, 2017 – 568 с.

3 Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров 3-е издание // Москва; Юрайт, 2015 – 454 с.

4 Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс»

5 Радько Т. Н. Морозова Л.А. Лазарев В.В. Теория государства и права. Учебник для бакалавров // М.; Проспект, 2017 – 568 с.

6 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник // М.; Проспект, 2017 – 592 с.

7 Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров 3-е издание // Москва; Юрайт, 2015 – 454 с.

8 Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права // М.: Остожье, 2015. – 214 с.

9 Чесноков А. А. Государственный механизм защиты прав личности: история, теория, практика // М.; Проспект, 2017 – 462 с.

10 Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации // М.; Проспект, 2017 – 78 с.

11 Кручинин Ю.С., Арапов В.В. Вопросы реализации государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Адвокат. 2012. № 12. – С. 5-12.

12 Никулин В. В. Конституционное право Российской Федерации // М.; Кнорус, 2014 – 472 с.

13 Петикян С.Г. Доступность бесплатной квалифицированной юридической помощи // Юрист. 2014. № 4. С. 9-11.

14 Кудрявцев В.Л. Право на получение квалифицированной юридической помощи в системе защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина // Право и правосудие: теория, история, практика: Сборник научных статей: Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся 27 мая 2010 года в Северо-Кавказском филиале ГОУ ВПО РАП. В 3-х томах. Том 1. Краснодар, 2014. С. 93-97.

15 Яшина О.Н. Сравнительно-правовой анализ законодательных актов, принятых субъектами Российской Федерации и регулирующих оказание бесплатной юридической помощи на их территориях // Адвокат. 2013. № 4. С. 35-40.

16 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 (ред. от 01.07.2014) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».

17 Комарова К. С. Защита от незаконного и необоснованного задержания и заключения под стражу в российском уголовном процессе : дис. // Краснодар, 2017 – 124 с.

18 Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».

19 Чумакова О. В. Бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях. Научная статья // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – С. 112 – 119.

20 Петикян С.Г. Доступность бесплатной квалифицированной юридической помощи // Юрист. 2014. № 4. С. 9-11.

21 Чашин А. Н. Адвокатура в России. Учебник // М.; Дело и Сервис, 2015 – 432 с.

22 Тарло Е. Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь // Российская действительность и мировой опыт). Автореф. дисс. к. ю. н. – 2016. – 142 с.

23 Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в России (курс адвокатского права) // М.; Феникс, 2015 – 331 с.

24 Гриненко А. В. Адвокатура в вопросах и ответах. Учебное пособие // М.; Проспект, 2017 – 144 с.

25 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.

26 Смирнов В. Н., Смыкалин А. С. Адвокатура и адвокатская деятельность. Учебное пособие // М.; Проспект, 2017 – 320 с.

27 Тарло Е. Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь // Российская действительность и мировой опыт). Автореф. дисс. к. ю. н. – 2016. – 142 с.

28 Морозова Н.А., Панченко В.Ю. Финансовая доступность юридической помощи по делам об административных правонарушениях // Российский судья. 2013. № 5. – С. 40-42.

29 Галушкин А. А., Тимошенко Д. Ю. Адвокатура в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2016. – №. 5. – С. 34-40

30 Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

31 Чумакова О. В. Бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях. Научная статья // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – С. 112 – 119.

32 Чумакова О. В. Бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях. Научная статья // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – С. 112 – 119.

33 Морозова Н.А., Панченко В.Ю. Финансовая доступность юридической помощи по делам об административных правонарушениях // Российский судья. 2013. № 5. – С. 40-42.

34 Постановление ЕСПЧ от 19.11.2015 «Дело «Михайлова (Mikhaylova) против Российской Федерации» (жалоба N 46998/08) – URL: http://zakoniros.ru/?p=20038 (дата обращения: 05.12.2017).

35 См. Постановление ЕСПЧ от 19.11.2015

Просмотров работы: 1894