КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА В РОССИИ

Усова А.С. 1
1ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства государственной службы при Президенте Российской Федерации» Среднерусский институт управления – филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема качества аудита в настоящее время считается очень актуальной как для России, так и для других экономически развитых стран. Это приводит к тому, что повышается необходимость проведения контроля над результатами деятельности аудиторов.

В ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ст. 1 подп. 3 дается определение аудита. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.[1]

В настоящее время существуют различные мнения по поводу понятия «качество аудита.

Так, С.В. Панкова считает, что качество аудита стоит определять как обобщенный эффект аудиторской проверки, выраженный в степени соответствия мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности аудируемого лица.[6]

По мнению, И.Д. Демина, Т.И. Кришталева под контролем качества в аудите понимают систему организационных мер, методик и процедур, применяемых для проверки со­блюдения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и других нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации [5].

О.В. Филлиповская утверждает что, под качеством аудита как элемента рыночной инфраструктуры следует понимать степень соответствия результатов аудита, представленных заинтересованным пользователям в форме мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, интересам пользователей этой отчетности. При этом ожидания пользователей могут существенно изменяться под влиянием разнообразных факторов и требуют изучения взаимоотношений всех участников аудиторской деятельности.

В России вопросы повышения качества аудиторских услуг рассматриваются на различных уровнях. (Таблица 1)

Таблица 1 – Уровни осуществления качества аудиторских услуг

Уровень

Характеристика

Аудиторская организация

Должны быть установлены правила внутреннего контроля качества, а руководство организации должны обеспечивать их соблюдение

Саморегулируемая организация аудиторов

образование СССР. На развалинах Российской империи. Общность интересов народов России в борьбе с социальным и национальным рабством привела их к единству. В социалистической революции, в гражданской войне. Началась новая эпоха в мировой истории национальных отношений. Свергнув царизм и буржуазию, одолев интервентов, освобожденные народы должны были учиться не только искусству самоуправления, но и искусству жить вместе. Без этого неизбежен был возврат прежних хозяев. Нельзя было позволить, чтобы оставшееся от прошлого недоверие вспыхивало пожарами конфликтов. Наследие было тяжелым. Более ста проживавших в стране народов находились на различных ступенях общественного развития. Из 134 около 40 млн. представителей различных национальностей находились на докапиталистической стадии развития, в том числе примерно сохранялись пережитки родового строя. На территории гигантской страны возник ряд самостоятельных и автономных республик, часть которых образовалась по национальному принципу (УССР), а часть - по территориальному (Дальневосточная республика, Туркестанская АССР). Они развивались, меняли границы, конституции. Некоторые исчезали, другие рождались. Но при этом господствовала одна тенденция: строительство народами своей национальной государственности. Движение было стремительным: вырвались на свободу творческие силы, томившиеся веками. Не все увидели в этом быстро меняющемся процессе его главную организующую черту. Лила безутешные слезы по «единой, неделимой России» белогвардейская эмиграция. Многие западные политики, напротив, с удовлетворением наблюдали распад грозного «евразийского колосса». На малые, слабые страны они смотрели как на разменную монету в политической игре великих держав. А Россия не только выбыла из их «клуба», но и превратилась в пирог, который, как им казалось, можно расчленять. Но на деле в результате противоречивых и острых национальных движений на месте старой России постепенно рождалось новое, невиданное единство народов, не исключавшее, а предполагавшее развитие всего многообразия языков, культур, способностей Лениным. Она была создана в борьбе, в сложных дискуссиях до революции, затем развивалась в ходе обобщения опыта решения национального вопроса после Октября. Краеугольный камень национальной программы составляло право каждого народа. При этом, разумеется, нельзя смешивать право ха самоопределение с целесообразностью отделения той или иной нации. Вопрос о6 этом, подчеркивал Ленин, партия должна решать применительно к каждому конкретному случаю, руководствуясь интересами общественного развития. Революция стала началом удивительно быстрых и глубоких изменений в национальных отношениях. Большинство на обломках Российской империи, были национальными. Они были тесно связаны и экономически, и традициями совместной борьбы, и решением общих оборонных, внешнеполитических задач, и общностью политического строя, судеб, интернационалистских принципов, единой Коммунистической партией. Таким образов имело и объективную основу, и огромный потенциал, что придавало национальным движениям на территории бывшей России в основном объединительный характер. Но действовали и сепаратистские, националистические силы. Однако они исторически и политически были связаны со свергнутыми режимами и широкой социальной почвы не имели. Актуальной для всей страны проблемой являлась хозяйственная консолидация трех Закавказских республик, нарушенная братоубийственными войнами периода гражданской войны. Укрепление национального мира, дружбы народов было очень важно. Так возникла идея - новой формы федеративного объединения: государственного союза самостоятельных республик. Предпосылки для него были: еще со времен подполья здесь действовал единый краевой комитет партии большевиков. В 1921-1926 гг. его возглавлял член, ставший вскоре одним из крупнейших партийных и государственных деятелей страны. Проект Закавказской федерации разрабатывался в жарких спорах. Их смысл не ограничивался различиями в подходах к региональным проблемам. Разногласия касались сути перемен, начавшихся в стране. Задачи восстановления экономики требовали объединения республик. Но не поведет или это к утрате их суверенитета (независимости)? Возникла и другая, тоже осознанная в то время и столь же важная проблема: применимы ли требования нэпа (хозрасчет, принцип продналога) в отношениях между республиками? Речь шла, следовательно, о преломлении в межнациональных отношениях тех изменений, которые нэп вносил в само понятие социализма. В ходе объединительного движения народов Закавказья столкнулись, таким образом, противоположные взгляды по наиболее существенным для страны в целом экономическим, политическим и теоретическим проблемам. Первые шаги политической и хозяйственной консолидации Закавказских республик были сделаны сразу после победы в них Советской власти (апрель 1920 г. - в Азербайджане, ноябрь - в Армении - в Грузии). Вначале было образовано, затем стало координироваться развитие других. Создавала условия для быстрого расцвета Закавказья с его благодатными внутренними ресурсами и международными связями. Однако некоторые руководители Закавказья, не умея рационально использовать богатые возможности края, стремились перенести решение многих сложных вопросов в Москву. Иждивенческие настроения в руководстве сопровождались подавлением инициативы снизу. То и другое было следствием командно-административной психологии, противоречив шей духу социалистического предпринимательства. Несмотря на трагическое состояние российской экономики, Ленин принял ряд мер по оказанию помощи Закавказским республикам, находящимся с РСФСР в договорных отношениях. Вместе с тем он указал эффективные экономические, «нэповские», средства кардинального решения проблем на месте. В неразрывной связи с ними Ленин высказал мысль и о необходимости «создать областной хозяйственный орган для всего Закавказья». Иной подход был бы бюрократическим извращением объединительного движения республик. А такая опасность проявилась. Будучи руководителем Закавказского крайкома партии, Орджоникидзе начал форсировать организацию федерации республик, забыв об осторожности в политике, о которой предупреждал Ленин. Это вызвало критику со стороны большинства руководителями республики: Ф. И. Махарадзе, П. Г. Буду-Мдивани, М. С. Окуджавой. Среди коммунистов Грузии эти опытные революционеры, подпольщики были не менее известны, чем Орджоникидзе, с которым недавно они горячо дружили, а теперь так непримиримо разошлись. Разногласия касались прав республик в будущей федерации, и прежде всего их возможностей самостоятельно управлять своей экономикой. Обе стороны заняли крайние позиции. Райком партии выражал инерцию государственного и партийного аппарата, фактически лишавшую республики самостоятельности. Руководители же Грузии допускали порой сепаратистские ошибки (задержка в снятии таможенных барьеров на границах с другими советскими республиками и т. п.). Но как будто достигнут компромисс собравшиеся в Тифлисе представители высших органов власти Азербайджана, Армении н Грузии. Его высшим органом должна была стать Полномочная конференция представителей республики, а исполнительным органом - Союзный совет. Они предполагались в основном. как совещательные органы. Основные полномочия решено было оставить в руках республик. Это был очередной проект конфедерации. Однако дискуссия не утихла. Она оживилась с новой силой, в свою очередь началось обсуждение тех же вопросов, но уже в масштабе готовившегося дела. Сталин, определявший на первых порах характер этой работы, был сторонником жесткой централизации. Он решительно поддерживал Орджоникидзе. Положение грузинских руководителей оказалось тяжелым. Ленин имел все меньше возможностей из-за болезни заняться этим делом, которое сорвалось с орбиты политических дискуссий, превратилось в недостойную коммунистов групповую борьбу с взаимными личными оскорблениями. Дело дошло до рукоприкладства: Орджоникидзе у себя на квартире ударил одного из своих оппонентов, вынужден был заняться «грузинским делом». Ленин требовал политических выводов. Однако посланная в Тифлис оказалась не на высоте положения: она фактически обошла случай рукоприкладства, а линию Орджоникидзе признала правильной. Ленина глубоко встревожили эти факты. Он увидел в них проявление великорусского шовинизма. Ленина не все сразу поняли: ведь Орджоникидзе грузин! Это ничего не меняет, отвечал Ленин, ибо «Орджоникидзе был властью по отношению ко всем остальным гражданам на Кавказе. Орджоникидзе обыкновенны и гражданин». Позиция Ленина позволила несколько нормализовать обстановку. В первой половине, в Баку Федеративный Союз с общими органами власти и управления. Вместе с тем сохранялась самостоятельность входивших в федерацию трех республик: Азербайджана, Армении и Грузии. Это был новый тип федерации, прототип. Однако для того, чтобы это произошло, Ленину пришлось решить сложнейшую политическую и теоретическую проблему. «Революция» и «культура»... Этим понятиям впервые придал программный характер Ленин, дав лозунг культурной революции». Новый термин был одновременно научным н образным. Он помогал не только осмыслить, но и почувствовать основное содержание нового этапа в духовном развитии общества, начавшегося после Великого Октября. Предпосылки культурной революции сформировались раньше - в ходе тех глубочайших перемен, которые вносил в жизнь человечества ХХ в. Новые процессы в обществе, новые ритмы и формы жизни требовали новых понятий и образных средств, меняли сознание людей и эстетические нормы. Призвана была создать новый тип культуры, отвечающий изменениям в мире и в своей стране. Ее главные задачи были таковы: ликвидация культурной отсталости, доставшейся в наследство от старого строя; открытие простора развитию творческих сил трудящихся; формирование социалистической интеллигенции; обеспечение господства идеологии

Осуществляется контроль качества работы аудиторских организации или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа

Продолжение таблицы 1

Государство

Разрабатывается и устанавливается система проверки качества аудита , а федеральными органами осуществляется проверки качества аудита проверки.

В общем, на всех уровнях осуществления контроля регулируется нормативно-правовыми документами:

  • ФЗ «Об аудиторской деятельности;

  • Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (далее ФСПСАД) №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»

  • ФСПСАД №34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов, проведенных СРО аудиторов и Росфиннадзором в 2014–2016 гг., представлено на рисунке 1.

В 2014 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Росфиннадзором и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 5966 проверок, в том числе 1366 проверок аудиторских организаций и 4600 проверок аудиторов, включая 110 проверок индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 30 % всех аудиторских организаций, свыше 14 % всех индивидуальных аудиторов и свыше 20 % всех иных аудиторов, которые участвовали (вели) в аудиторской деятельности в Российской Федерации.[9]

В 2015 г. проведены 5370 проверок, в том числе 1244 проверки аудиторских организаций и 4126 проверок аудиторов, включая 73 проверки индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 28 % всех аудиторских организаций, свыше 9 % всех индивидуальных аудиторов и свыше 18 % всех иных аудиторов, которые участвовали (вели) в аудиторской деятельности в Российской Федерации.[10]

В 2016 г. соответственно в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 7529 проверок, в том числе 1550 проверок аудиторских организаций и 5979 проверок аудиторов, включая 184 проверки индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 35 % всех аудиторских организаций, 26 % всех индивидуальных аудиторов и 28 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности (вели ее) в Российской Федерации.[11]

Рисунок 1 – Динамика количества внешних проверок, качества работы аудиторских организаций и аудиторов

Таким образом, за анализируемый период ситуация стабильная без сильных колебаний.

Без качественной работы аудиторов не будет качественной работы аудиторской организации, качественного аудита в целом и качественной информации для пользователей. Качество аудита можно представить в виде схемы, представленной на рис.2

 

Профессиональная подготовка

Качественная информация для пользователей

 

 

Качество аудита

 

 

Качественная работа аудиторов

Каче- ственная работа аудиторской организации

 

Рисунок 2 – Схема формирования качества аудита

Таким образом, правильно сформированная и организованная система контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов позволит эффективно осуществлять аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги, следовать основным принципам и процедурам при осуществлении контроля качества работы и из бежать в дальнейшем судебных издержек.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2. Постановление Правительства РФ от 23.09.02 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

3. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.99, Протокол № 6).

4. Приказ Минфина России от 24.02.10. № 16н «Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».

5. Демина, И.Д. Формирование системы контроля качества аудита в соответствии с национальными и международными стандартами аудиторской деятельности / И.Д. Демина, Т.И. Кришталева // Международный бухгалтерский учет. – 2011. – № 42

6. Панкова, С. В. Сущность аудита маркетинга и процедуры его проведения [Электронный ресурс] / С. В. Панкова, Л. В. Пасечникова // Международный бухгалтерский учет,2013. - № 7. - С. 22-30

7. Парушина Н.В. Автоматизация процедур анализа данных в системе внутреннего аудита. В сборнике: Актуальные задачи математического моделирования и информационных технологий Материалы Международной научно-практической конференции. Научные редакторы Ю.И. Дрейзис, И.Л. Макарова, А.Р. Симонян, Е.И. Улитина. 2017. С. 62-65.

8. Парушина Н.В., Соловьева Н.С. Методика и процедуры, применяемые в системе внутреннего аудита на предприятии. В сборнике: Современные концепции учета, анализа и аудита в развитии предпринимательства сборник научных трудов международного экономического форума. ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли». 2016. С. 39-43.

9. Отчет за 2014 год «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.minfin.ru (дата обращения 26.12.2017г.)

10. Отчет за 2015 год «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.minfin.ru (дата обращения 26.12.2017г)

11. Отчет за 2016 год «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.minfin.ru (дата обращения 26.12.2017г.)

Просмотров работы: 98