ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последние десятки лет вопрос психологического благополучия как психологического явления, которое выражает естественное стремление человека к комфорту, равновесию и счастью, все больше становится предметом исследования психологов. Комфорт, удовлетворение, равновесие, счастье – все эти понятия относятся к индивидуальному восприятию жизненных процессов человеком и определяют его социально-психологические характеристики.

Актуальность данной темы связана с тем, что в последнее время увеличиваются требования к качеству работы и к профессиональным навыкам, что ведет к увеличению эмоциональной нагрузки, усталости и снижению мотивации, что, в свою очередь, отражается на результатах не только трудовой деятельности, но и повседневной жизни [10].

Как отмечает М. Аргайл, «внутренняя мотивация обладает некоторыми обобщенными свойствами, одно из которых – ощущаемая человеком свобода от каких-либо ограничений» [1, С. 271]. Внутренняя мотивация является одним из значимых факторов в детерминантах позитивного функционирования человека. Но в настоящее время практически нет качественных исследований особенностей мотивационной сферы у людей с разным уровнем психологического благополучия личности.

Для исследования были использованы следующие методики: Шкала психологического благополучия личности (К. Риффа), Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), Методика диагностики личности на мотивации избегания неудач (Т. Элерс).

Рассмотрим, что же такое личность. Личность – это человек, который является представителем определенного общества, социальной группы, который занимается определенным видом деятельности, осознает свое отношение к окружающему миру и наделенный индивидуально-психологическими особенностями. Личность – это конструкция общественно важных качеств индивида, оценка освоения им социальными ценностями и его умение к применению этих ценностей.

Человека как личность с психологической точки зрения можно описать с помощью следующих характеристик:

  • постоянно развивающееся самосознание, которое является основой для формирования умственной активности, самостоятельные суждения и действия, ориентированность на самопознание, поиск смысла жизни и совершенствование себя;

  • активность как старание выйти за границы возможностей, увеличить сферу деятельности;

  • наличие Я-образа, представления человека о себе реальном, ожидаемом и идеальном, что обеспечивает целостность и идентичность его личности и раскрывается в самооценке, чувстве самоуважение и т.д.;

  • направленность как устойчивое построение мотивов;

  • способности, свойства и качества, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности;

  • характер, представляющий собой комплекс устойчивых личностных характеристик человека, определяющий классические для него методы поведения и эмоциональной реакции.

Для начала необходимо рассмотреть основные понятия, описывающие мотивационную сферу личности – «мотив» и «мотивация». На поведение человека влияют две взаимосвязанные функции: побудительная и регулятивная. Активность и направление поведения обеспечивает побуждение, а устойчивость и гибкость в поведении – регуляция. Регуляцию поведения обеспечивают процессы, свойства и состояния психики, побуждение же связано с мотивами и мотивацией.

Мотивационная сфера личности – это совокупность мотивационных образований: мотивов, целей, потребностей, аттитюдов, интересов и поведенческих паттернов. Мотивационная сфера личности является неявным образованием, в котором определенный мотивы появляются лишь как временные необходимые функциональные образования, постоянно сменяя друг друга.

В современной психологии понятие мотивации трактуется в двух смыслах: как «система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека» (сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.) [3, С. 67], а также как характеристика процесса, обеспечивающего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне. Таким образом, «мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [3].

Поведение можно объяснить внутренними и внешними причинами. К внутренним причинам можно отнести психологические свойства субъекта (мотивы, потребности, цели, намерения, желания), это личностные диспозиции. К внешним причинам – внешние условия и обстоятельства его деятельности (стимулы), это ситуационная мотивация.

Следует учитывать, что существует взаимосвязь между внутренней и внешней мотивацией. Определенные желания и потребности человека могут стать значительными в определенной ситуации, это приводит к изменению восприятия человеком данной ситуации, внимание становится избирательным, оценка ситуации происходит, исходя из текущих интересов и потребностей. Таким образом, настоящее поведение человека нужно рассматривать не как реакцию на внутренние и внешние стимулы, а как результат постоянного взаимодействия его диспозиций с данной ситуацией. Мотивация может быть представлена как постоянно повторяющийся процесс, в котором ситуация и человек влияют друг на друга, а результатом этого постоянного взаимного влияния является поведение.

Психологическое состояние личности – это особенности внутреннего мира человека, которые устанавливают состояние благополучности и поведение, которое воспроизводит и проявляет ситуативное благополучие.

Существуют базовые составляющие психологического благополучия: позитивное отношение с другими людьми; принятие себя; способность следовать своим собственным убеждениям (автономия); способность управлять своей жизнью, контроль над окружающей средой (компетентность); наличие целей, придающих жизни смысл и направление; самореализация и развитие.

Можно предположить, что психологическое благополучие личности связано с уверенностью, адекватной самооценкой, позитивным взглядом на жизнь, доброжелательностью, общительность и эмоциональной стабильностью.

Психологическое благополучие связано с такими понятиями, как осмысленность жизни и душевное здоровье. По мнению П. П. Фесенко, «… существующие в психологии личности исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос, однако, в своих исследованиях автор утверждает, что осмысленная жизнь и психологическое благополучие взаимосвязаны между собой, «все структурные компоненты психологического благополучия коррелируют с уровнем осмысленности жизни и смысложизненными ориентациями» [4, С. 195].

Как объект научного исследования психологическое благополучие получило широкое распространение в середине 20 века. Интерес к изучению психологического благополучия усилился с появлением позитивной психологии, основная мысль которой заключается в том, что изучение закономерностей благополучной деятельности и жизни должно быть выведено в отдельное психологическое поле.

И. Бонивелл отмечает три основных группы причин, из-за которых возрос интерес к изучению благополучия: «страны достигли того уровня благосостояния, при котором не выживание и экономические показатели, а качество жизни становится главной задачей; нарастающая тенденция к индивидуализму делает личное счастье более важным; наработан ряд достоверных и надежных методов измерения благополучия, благодаря которым эта область смогла превратиться в серьезную и признанную научную дисциплину» [5].

Также исследования в области позитивной психологии становятся все более актуальными в связи с общим снижением уровня удовлетворенности жизнью и психологического благополучия.

Термин «благополучие» в западной психологии понимается в широком смысле, как «многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов» [6]. У М. Селигмана понятие «благополучие человека» – это «положительная эффективность, сочетающаяся с деятельностью» [7, С. 320]. В.И. Даль определяет семантическое значение слова «благополучие» как «спокойное и счастливое состояние; жизнь в довольстве, полная обеспеченность» [8, С. 700]. Эксперты ВОЗ применили термин благополучие как основной критерий для определение здоровья: «здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия» [9]. Благополучие «в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма, и связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека» [9, С. 646].

Существует ли взаимосвязь между позитивным психологическим функционированием человека и его мотивационной сферой? Каковы особенности мотивационной сферы личности людей с разным уровнем психологического благополучия? Эти вопросы легли в основу проведенного исследования.

Исследование было проведено на группе испытуемых из 50 человек, работающих с сфере активных продаж, имеющих высшее образование.

Для исследования мотивации к успеху (по Т. Элерсу) в двух группах был произведен расчет среднего значения балла, который практически одинаков: у психологически ««благополучных»» – 16,9, у психологически «неблагополучных»» – 16,1, это средний уровень мотивации.

Для исследования мотивации к избеганию неудач (по Т. Элерсу) в двух группах также был произведен расчет среднего значения балла. Он составил у психологически ««благополучных»» 16,2 балла, а у психологически «неблагополучных»» – 19,2. Таким образом, личности с уровнем психологического благополучия ниже среднего значения («неблагополучные») более подвержены мотивации к избеганию неудач, чем психологически благополучные респонденты.

Исследование показало, что значимых различий между психологически благополучными и неблагополучными личностями в мотивационной сфере выявлены не были, но обнаружены определенные тенденции.

В мотивационном профиле личности у психологически благополучных личностей доминируют: регрессивный тип (для которого характерно превышение общего уровня мотивов поддержания над развивающимися мотивами), импульсивный тип (который отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности) и экспрессивный профиль с факторами развивающихся мотивов (который обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л. А. Гройсману), т.е. со стремлением субъекта к повышению уровня самоутверждения.

Психологически «благополучные» личности имеют тенденцию более реально оценивать свои возможности как в социальной, так и рабочей сфере жизнедеятельности.

Выраженными полимотивационными тенденциями «Я-концепции» личности у психологически «благополучных» являются: гедонестическая мотивация (которая выражает ориентацию на упрощенные способы существования, на веселую, легкую, радостью, счастливую жизнь и характеризует потребность в телесном и душевном комфорте), коммуникативная мотивация (которая выражает потребность в общении, в дружбе и отражает степень направленности субъекта на взаимодействие, коммуникацию), нравственная мотивация (которая отражает ориентацию на соблюдение нравственных норм, характеризует желание жить по правде, по совести, по справедливости, относится к духовной деятельности человека), мотивация позитивного отношения (отражает ориентацию на хорошее, положительное отношение к людям, веру в доброту людей), эгоцентрическая мотивация (которая показывает ориентацию человека на себя, желание думать о себе без ущерба для других, либо ориентацию на других, желание думать о других, без ущерба для себя). Таким образом, психологически «благополучные» личности проявляют гедонистическую, коммуникативную и нравственную мотивации, позитивное отношение к людям и эгоцентризм.

Выраженными полимотивационными тенденциями «Я-концепции» личности у психологически «неблагополучных» являются: материальная (аказитивная) мотивация (отражает отношение к материальному благополучию в жизни, к деньгам, определяет значимость для индивида материальной стороны жизни, вытекает из общей стороны благополучия), оптимистическая мотивация (отражает веру в хорошее, надежду на лучшее в жизни, характеризуется пассивным ожиданием благополучия в жизни, определяется как оптимистический фатализм), познавательная мотивация (отражает потребность в выполнении работы, направленность на труд, ориентацию на выполнение поставленной задача через преодоление трудностей), трудовая мотивация (говорит о потребности в выполнении работы, направленность на труд, ориентацию на выполнение поставленной задачи через преодоление трудностей), нормативная мотивация (отражает ориентацию на выполнение групповых и социальных норм, свидетельствует о социальной идентификации, характеризует степень ориентации индивида на долженствование, ответственность, необходимость), губристическая мотивация (подразумевает ориентацию на развитие, потребность в достижении, самоопределении; говорит о стремлении к превосходству, потребности в уважении, авторитете среди людей, признание, успехе), мотивация избегания неприятностей (отражает потребность в избегании неприятностей с внешним окружением, угроз, опасностей), мотивация индивидуализации (говорит либо о желании ориентироваться на себя, либо делать так, как другие хотят, вместе с другими), альтруистическая мотивация (отражает ориентацию на других, желание думать о других, даже в ущерб себе, либо ориентацию на себя, желание думать о себе, даже в ущерб другим). Таким образом, психологически «неблагополучные» личности проявляют материальную, трудовую и нормативную мотивации, склонны к альтуризму и индивидуализации, ориентированы на достижения (с доминированием желания превосходства, признания и авторитета), стремятся избегать неприятности.

Обнаружена значимая отрицательная (обратная) взаимосвязь между психологическим благополучием и мотивацией на избегание неудач, а между психологическим благополучием и мотивацией на успех взаимосвязи не обнаружено.

Проведенное исследование может стать основой дальнейших исследований мотивационной сферы в контексте психологического благополучия. Также полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности психологов.

Литература

  1. Аргайл М. Психология счастья. // Майкл Аргайл. СПб.: Питер. – 2003. – 271 с.

  2. Гуревич А. Мотивация эмиграции // А. Гуревич. М. – Речь., 2005. С. 272.

  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // Е. П. Ильин. – СПб.: Издательство «Питер»., 2000. С. – 67.

  4. Фесенко П. П. Журнал «Вопросы психологии» // П. П. Фесенко. - Выпуск №5. 1998.

  5. Бонивелл И., Ключи к благополучию: что может позитивная психология // Пер. с анг. М. Бабичевой. – М.: Время. 195 с.

  6. Экзистенциальная психология. Экзистенция// Пер. с анг. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. – М.: Апрель Пресс. Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001

  7. Селигман М. В. В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день // М.В. Селигман. - Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2010. – 320 с.

  8. Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка: избранные статьи. Под. ред. Л.В. Беловинского // В.И. Даль. – М.: ОЛМА ПРЕСС. ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004. – 700 с.

  9. Ежегодная конференция Российского психологического общества. Материалы 3-его всероссийского съезда психологов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. – С. 646.

  10. Bubnovskaya O.V. Special aspects of individual’s psychophysical well-being at student’s age //The International Scientific-Practical Conference on the Humanities and Natural Science ISPC 2013 (26 December, 2013). Printed and Bound by Berforts Information Press Ltd, UK. - Р. 230-236.

Просмотров работы: 222