ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) ВЫГОРАНИЕ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ И УТРАТЫ СМЫСЛОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) ВЫГОРАНИЕ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ И УТРАТЫ СМЫСЛОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в рамках исследований благополучия личности в организации актуальным является рассмотрение такого явления, как синдром выгорания, а также факторов, обуславливающих его развитие. Данный синдром отрицательно сказывается на личности сотрудника, его социальных связях и профессиональных достижениях, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на работу всей организации. Изучению этого вопроса посвящено исследований, имеющих своей целью выяснить основные причины выгорания и разработать способы его профилактики.

Синдром профессионального выгорания – совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей работы, личных достижений и субъектов делового общения, и являющихся результатом длительных стрессов.

Понятие выгорания («burnout») впервые было использовано в 1974 году американским психологом Г. Фройденбергером, который описывал феномен выгорания как состояние эмоционального истощения, потери мотивации и снижение вовлечённости в деятельность среди сотрудников, находящихся в интенсивном общении с клиентами.

На сегодняшний день существует множество различных интерпретаций и подходов к изучению и определению понятия выгорания. В.Е. Орёл в своей работе, посвящённой исследованию синдрому психического выгорания личности, предлагает рассмотрение синдрома выгорания с точки зрения двух подходов: результативного и процессуального. Результативный подход рассматривает данный феномен как «специфическое состояние умственного, эмоционального и психического истощения» у людей в профессиональной сфере, которые ранее успешно справлялись со своими профессиональными обязанностями. Представители данного подхода изучают данный феномен в нескольких относительно независимых составляющих.

Именно такой подход мы находим у К. Маслач и С. Джексон, разработавшими первый инструментарий для измерения выгорания (The Maslach Burnout Inventory), который остаётся сегодня одним из наиболее часто применимых в исследованиях данного феномена. Они обозначили профессиональное выгорание как «синдром» и выявили три главных его признака: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений. Эмоциональное истощение характеризуется исчерпыванием эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может больше вкладываться в работу. При этом эмоциональное истощение также характеризуется рядом соматических симптомов, таких как хроническая усталость, нарушение сна и т.п. Деперсонализация характеризуется негативным и циничным отношением к людям, с которыми приходится работать, автоматическим выполнением своих обязанностей. Редукция персональных достижений проявляется в негативном оценивании собственной личности и выполняемой работе, в неудовлетворённости результатами своего труда. Использование авторами понятия «синдром» указывает на независимость элементов и симптомов выгорания, которые могут существовать независимо друг от друга, но лишь в совокупности образуют «выгорание».

В противоположность результативному подходу процессуальный подход прослеживает стадиальное развитие синдрома выгорания, в котором оно проходит несколько следующих друг за другом этапов. В отечественной психологии данный подход представлен в работах В. Бойко, который определяет синдром выгорания как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» и определяет его как форму профессиональной деформации личности [5]. Вырабатываясь как определённый поведенческий стереотип в профессиональной деятельности, эмоциональное выгорание помогает сберегать энергоресурсы человека, однако при этом имеет отрицательное воздействие на выполнение профессиональных обязанностей и взаимоотношения в течение трудового процесса. Процесс развития выгорания Бойко прослеживает в рамках концепции развития стресса Селье, которое проходит три этапа: фазы «напряжение», «резистенция» и «истощение». Каждому этапу соответствуют специфические симптомы нарастающего эмоционального выгорания, на последнем этапе выгорание становится неотъемлемым атрибутом личности.

Эмоциональное выгорание связывают, в первую очередь, с профессиональной деятельностью человека. Можно определить выгорание как «разлад положительного взаимодействия личности и профессии» [1], затрагивающий эмоциональные, мотивационные, ценностно-смысловые, когнитивные, поведенческие, соматические нарушения. Традиционно лицами, подверженными риску синдрома выгорания, считались врачи, адвокаты, социальные работники, т.е. представители так называемых помогающих профессий. Со временем этот список расширился и в него вошли специалисты коммуникативных профессий системы «человек – человек»: учителя, полицейские, менеджеры и др. Эта тенденция связана с тем, что специалистам коммуникативных профессий приходится сталкиваться с большими эмоциональными нагрузками. В последнее время также проводятся исследования, изучающие синдром выгорания среди сервисных и управленческих профессий, что может указывать на то, что феномен выгорания обуславливает не специфика конкретной профессиональной деятельности, а совокупность организационных, статусно-должностных и личностных факторов риска. К. Маслач, М. Ляйтер и В. Шауфели подчеркивают, что синдром выгорания может встречаться у специалистов, чья деятельность требует творческого подхода, решения различных проблем, наставничества.

В данном ключе остаётся нерешённым вопрос о том, почему сотрудники одной и той же организации, выполняющие одни и те же профессиональные обязанности, обнаруживают выгорание либо вовсе его не обнаруживают. В связи с этим встаёт вопрос о факторе личностных особенностей как ведущих в развитии данного синдрома.

Современные исследования синдрома профессионального выгорания показывают, что его развитие связано с деформацией ценностно-смысловой сферы личности. Обнаружена связь эмоционального выгорания с уровнем самоактуализации, альтруизмом, дефицитарными или бытийными ценностями, самоотношением, внутренней или внешней мотивацией, локусом контроля (Н.Е. Водопьянова, А.Ю. Василенко, С.А. Наличаева). При рассмотрении аспекта ценностно-смысловой сферы личности в развитии синдрома выгорания Н.Е. Водопьянова отмечает, что синдром выгорания составляет «многоуровневая симптоматика душевных потерь», психологическое отчуждение, утрата смыслов, которые, в свою очередь, приводят к неудовлетворённости жизнью и самоактуализацией.

У. Виртц полагает, что базисом развития синдрома выгорания становится именно утрата человеком смысла, связывая данный процесс смыслоутраты с коллективным кризисом смысла в современном постиндустриальном обществе, в котором человек выпадает из системы связей между бытием и миром. Она характеризует данный синдром как «потерянность в лабиринте ценностей и смыслов, утрата смыслообразующих переживаний» [8]. В этой связи Виртц говорит о том, что симптомы завершающей стадии выгорания схожи с «экзистенциальным вакуумом», или «ноогенным неврозом», который описал В. Франкл. Автор отмечает, что причиной тому становится односторонняя установка человека на внешние факторы, такие как достижение успеха, результативность, потребление, бездумная активность без развития внутренних потребностей.

Подобную мысль высказывал и А. Лэнгле в своём исследовании, посвящённом изучению способов предотвращения выгорания посредством «экзистенциальной наполненности». По его мнению, выгорание становится следствием неправильного восприятия экзистенциальной реальности человеком. Подобно У. Виртц, он указывает на сходство синдрома выгорания с экзистенциальным вакуумом В. Франкла, а именно на два его конкретных симптома: чувство опустошённости и смыслоутраты. Согласно А. Лэнгле, синдром выгорания являет собой особую форму экзистенциального вакуума, которая одновременно включает в себя физические симптомы, например, усталость. Он объясняет развитие синдрома выгорания именно дефицитом экзистенциального смысла, отсутствием внутренней наполненности. Люди, заменяющие внутреннюю наполненность внешними отношениями (например, подъём по карьерной лестнице вне контекста самоактуализации) получают лишь внешнее вознаграждение, однако внутренне остаются неудовлетворёнными, и вследствие такого противоречия возникает стресс.

Процесс утраты связей личности с миром обозначают как отчуждение. Традиционно понятие «отчуждение» изучалась как философская категория (социальная философия К. Маркса, экзистенциальная философия Ж.П. Сартра), в психологии данный термин является малоизученным и неоднозначным.

В зарубежной психологии данное понятие наиболее полно раскрывается в работах Э. Фромма, К. Хорни, С. Мадди. Э. Фромм характеризовал отчуждение как чувство обособленности, одиночества, выражаемое в межличностных отношениях, отношении к труду и продукту труда, а также к самому себе. Согласно концепции Э. Фромма, отчуждение вызвано подчинением и конформизмом. Для К. Хорни отчуждение является в первую очередь самоотчуждением, отчуждением от самого себя, разрывом между чистым Я и реальным Я. С. Мадди в своих работах совершил попытку рассмотреть отчуждение через понятие экзистенциального невроза, когнитивным компонентом которого служит смыслоутрата. Таким образом, психологическое отчуждение можно определить как процесс утраты связи личности с социумом, собственными желаниями и потребностями, субъективное ощущение потери своего Я, сопровождающиеся чувством одиночества, отвержения и обособленности и связанное с утратой человеком смысла.

В. Одоноуэ считает, что отчуждение следует изучать как центральную проблему в нарушениях отношений человека в профессиональной деятельности. Он рассматривает данный концепт под углом марксисткой философии и экзистенциальной психологии. В. Одоноуэ указывает, что отчуждение коренится в конфликте между индивидуальными стремлениями личности к свободе и стремлением к контролю со стороны организации. По мнению В. Одоноуэ, исследования профессионального выгорания в основном направлены на изучение внешних факторов влияния на чувства, испытываемые человеком по отношению к выполняемой работе, в то время как такие симптомы выгорания, как деперсонализация и цинизм могут быть следствием внутренних переживаний. Он предлагает пересмотреть понятие выгорание во взаимосвязи с таким понятием как отчуждение, которое, по его мнению, было недооценено многими исследователями.

В понимании отечественного исследователя Е.Н. Осина, опирающегося на деятельностно-смысловой подход Д.А. Леонтьева, отчуждение является онтологическим основанием утраты смысла, оно есть «нарушение в структуре взаимоотношений индивида с миром, проявляющегося в переживании смыслоутраты», т.е. отчуждение выступает в качестве механизма смыслоутраты, благодаря которому можно понять связь субъективных психологических явлений с объективными процессами жизни человека. Осин вводит понятие «смысловое отчуждение», которое понимается как «нарушение смысловых связей в структуре жизненного мира личности, лежащее в основе смыслоутраты», при котором смысловая ориентация перестаёт быть ведущей в деятельности человека. Данный термин был введён с целью конкретизации конструкта, он применяется для характеристики субъективного отчуждения и потери смыслов в конкретных сферах деятельности при объяснении феноменов, присущих именно данной области. В качестве примера Осин указывает, что с помощью этого понятия можно описать такой феномен, как синдром выгорания в профессиональной деятельности.

Несмотря на большой интерес к исследованию синдрома профессионального выгорания, фактор ценностно-смысловой сферы личности по-прежнему остается малоизученным [14]. Отчуждение и утрата смыслов рассматриваются как следствие нарушений связей человека с миром, обусловленные потерей духовных ориентиров, неконтролируемым потоком информации, развитием технологий в постиндустриальном обществе. Данные факторы оказывают давление на личность во всех сферах жизни, что, в первую очередь, отражается на выполнении профессиональной деятельности, так как она занимает ведущее место в жизни взрослого человека. Именно это даёт ряду авторов основание полагать, что профессиональное выгорание становится следствием отчуждения и утраты смыслов.

Литература

1. Водопьянова, Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика / Н. Е. Водопьянова. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011. – 160 с.

2. Schaufeli, W., Leiter, M., Maslach C. Burnout: 35 years of research and practice // Career Development International. – 2009. – Vol. 14 № 3. – P. 204-220.

3. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / Орел В.Е. – М. : Когито-Центр, 2005. – 450 с.

4. Maslach, C., Jackson, S. The measurement of experienced burnout // Journal of Occupational Behaviour. – 1981. – Vol. 2. – P. 99-113.

5. Бойко, В.В. Психоэнергетика. Краткий справочник / В.В. Бойко. – СПб. : Питер, 2008. – 416 с.

6. Василенко, А.Ю. Возможности профилактики синдрома эмоционального выгорания: личностные факторы // Вектор науки ТГУ. – 2011. № 4 (7). – С. 53-55.

7. Наличаева, С.А. Самоактуализационный потенциал личности как детерминанта профессионального выгорания педагогов: автореф.дис. … канд. психол. наук / С.А. Наличаева. – М., 2011. – 26 с.

8. Виртц, У. Жажда смысла: человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии // У. Виртц, Й. Цобели. – М. : Когито-Центр, 2016. – 328 с.

9. Längle, A. Burnout – Existential Meaning and Possibilities of Prevention // European Psychotherapy. – 2003. – Vol. 4 № 1. – P. 107-122.

10. Одиночкина, Е.В. Особенности смысловой сферы личности, переживающей психологическое отчуждение // Интерактивная наука. – 2017. – №20. – С. 31-32.

11. O’Donohue, W., Nelson, L. Work engagement, burn-out, and alienation: linking new and old concepts of positive and negative work experience // 26th Annual Conference British Academy of Management: Management Research Revisited: Prospects for Theory and Practice Proceedings [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: https://research-repository.griffith.edu.au/handle/10072/53465

12. Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология. – 2007. – №4. – С. 68-77.

13. Осин, Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.Н. Осин. – М., 2007. – 23 с.

14. Бубновская, О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук / О.В.Бубновская. – М.: МПГУ, 2005. – 24 с.

7

Просмотров работы: 202