Сегодняшние тенденции развития психологии как науки включают исследования проблем формирования и развития субъективного мировосприятия личности, содержания восприятия реальности сознанием, индивидуальных особенностей процессов внутри личности к интеграции с миром как способности отражения реальности [8; 13; 14; 12; 7; и др.].
В этой связи особой категорией общества, наиболее чувствительной к изменениям в мире и способной формировать новые ценности и смыслы, являясь потенциалом нового общества и будущего его развития, по мнению исследований психологов и социологов, является студенчество. Ценности и смыслы жизни сформированные у молодого поколения, формирующиеся в период получения высшего профессионального образования как периода личностного становления, определяют будущее, влияют в дальнейшем на формирование ценностей общества.
Личностное становление восприятия реальности студентов сопровождается процессом поиска смысла жизни и определения для себя основы ценностей. Поскольку данная категория проживает период кризиса перехода от юношества к молодости и «ранней зрелости», то именно этот период можно характеризовать формирующим систему ценностей человека, в содержание которой входят элементы восприятия осмысливания жизни, появления новых потребностей, жизненных ориентаций, стремлений, развития воли и активности в проявлении себя на основе глубокого переосмысления жизни, что определяет смысложизненные ориентации личности и ее социально-психологические установки.
Традиционное определение смысла жизни сведено к пониманию наиболее значимой идее или цели, обуславливающей поведение, активность и жизнедеятельность личности, особенно проявляющейся в периоды жизненного кризиса [3].
Смысложизненная ориентация личности в психологических исследованиях определяется через опыт осознания ценностей своей жизни, ее целей и при этом близка к категориям «ценностные ориентации», «жизненные цели» и «смысл жизни».
Социально-психологическая установка понимается как готовность субъекта действовать на основании определенных потребностей и влияния объективной реальности на личность где социальные объекты, на которые это отношение распространяется, являются достаточно сложными с социально-психологической точки зрения ситуациями (Д.Н. Узнадзе) [9].
Подходы исследования смысложизненных ориентаций и социально-психологических установок в зарубежных психологических исследованиях строились на основании психоанализа и гуманистической парадигмы (Адлер А., Франкл В., Юнг К. и др.).
К.Г. Юнг определил поиск смысла жизни как потребность, присущую только человеку, осознанное движение к воплощению замысла которой делает человека ближе к его сущности, при этом потеря смысла жизни приводит человека к потерянности и утраты веры в себя [4]. Основным источником индивидуального смысла жизни Юнг называет архетипы в надсознании личности.
В. Франкл провел более глубокое исследование понимания смысла жизни человека. Его центральный труд «Человек в поисках смысла» направлен на описание и анализ истоков и тенденций стремления к смыслу жизни, поиска в своей жизни смысла и осуществления его. Важной в этой связи ролью наделено стремление к обретению универсальных ценностей, являющихся ориентиром в переживании смысла. В. Франкл в исследовании проблемы смысла жизни человека ставил в основу его осуществления ответственность за свою жизнь. По его мнению на сам процесс становления смысла жизни значительно влияют социальные факторы [10, C.115-116].
В. Франкл указывает на свойство смысла жизни – его уникальность и неповторимость для каждого человека в конкретный период времени. Утрата смысла ведет к стремлению заполнить «экзистенциальный вакуум» с помощью ложных смыслов, таких как успех, власть, материальное потребление и т.д. Однако ученый также указывал, что существуют общие смыслы, разделяющиеся между определенными обществами, заложенные в их культуре и менталитете, формирующиеся на протяжении истории существования этих обществ. Речь идет об формировании психологии этносов, социальных классов, определенных стран, наций, профессиональных сообществ и т.д., присвоение которых делает человека носителем этих ценностей, делая эти смыслы универсальными в проявлении типичных ситуаций, кризисов с которыми сталкивается человек на протяжении жизни, а также преодоление трудностей обществом, опираясь на сформированные ценности социума. Присвоив эти ценности и смысложизненные ориентации, человек может, опираясь на них, найти свой уникальный смысл жизни в определенный отрезок времени [10, C.60].
В. Франкл также подтверждает необходимость исследования экзистенциальной фрустрации в период кризиса жизни в особенности среди «думающей» молодёжи, которой свойственны экзистенциальные изыскания [10, C.73].
Э. Фромм указал условия поиска смысла жизни – активность в поиске смысла жизни, при том, что желание покоя не дает человеку вести эти поиски и тормозит развитие личности [11, c.146]. Важно, чтобы личность могла активизировать способности применимо к своим жизненным ориентациям и смыслам для ощущения ответственности за свою реализацию и свой труд, который при этом обретет смысл и цель в решении человеческих задач [15, С. 13-14]. Э. Фромм считает, что в этом есть специфическое проявление потребности к обретению смысла жизни и реализации внутреннего потенциала человека и его интеграции в реальности, в соответствии с которой он живет [11, С.95].
В российской психологической науке проблема смысложизненных ориентаций и социально-психологических установок была исследована Л.С. Выготским, Д.А. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, и многими другими учеными психологами.
Л.С. Выготский видит в поиске смысла жизни духовное развитие человека и его жизни в целом.
Вместе с тем С.Л. Рубинштейн в 1936 г. определил понятие «события жизненного пути» как жизненные кризисы, в период которых происходит личностный рост и формируются смысложизненные ориентации.
Б.С. Братусь выделяет такие смысловые образования, как формирование личностью образа своего будущего и этим определяет свою активность и опору для принципов ведения данной активности, возможности внутренней оценки своих поступков и развития внутренних ориентиров [2, С. 285-286].
В свою очередь К.А. Абульханова-Славская видит смысложизненные ориентации как основу для воплощения жизненных стратегий [1, С.72].
А.Н. Леонтьев был один из первых, кто ввел понятие «личностный смысл» [5, С.128], выделив такие составляющие личностного смысла, как: смысложизненные ориентации в виде целей жизни, ее насыщенности и удовлетворение от самореализации; локус контроля как интернальность личности, складывающейся из способности контролировать собственную жизнь [6, С. 88].
Итак, по нашему определению, смысл жизни – это интегративное понятие, в содержание которого, входят: духовно-нравственная часть (духовное развитие, стремление к преобразованию мира, экологичное отношение к природе и людям, стремление к продолжению рода, ответственное родительство, самоотдача, деятельность с пользой людям и обществу, ценности любви и дружбы); креативно-личностная часть (охрана здоровья, возможность самоактуализации и самореализации в творчестве, самообразование, самосовершенствование, жизнь ради жизни); социально-прагматическая часть (образование; профессиональный рост; карьера; материальное обеспечение; образ жизни, включающий качество жизни, стиль жизни, уровень жизни, условия жизни).
Применительно к студенческой среде роль смысловых установок определяется А.Г.Асмоловым как способ стабилизации и устойчивости личности.Стабилизация как результат видна через предметно-практическую и познавательную деятельность студентов [5].
Многочисленные исследования смысложизненных ориентаций и социально-психологических установок современной молодежи представлены влиянием социальных факторов на изменение внутренних ценностей личности. В исследованиях прослеживаются общие тенденции трансформации ценностно-смысловой сферы молодежи в различных социальных условиях и временных периодах [16].
Исследования социально-психологических установок и смысложизненных ориентаций студентов позволяют подтвердить выводы о ведущей роли как культуры, так и социально-экономических факторов в формировании и развитии ценностно-потребностной сферы личности, определить степень и особенности влияния происходящих в обществе перемен, которые отражаются в содержании ценностно-смысловой сферы современной молодежи.
Таким образом, рассмотренные подходы к пониманию смысла жизни, смысложизненных ориентаций и социально-психологических установок человека образуют довольно широкий спектр исследований. Тем не менее, большинство исследователей едины в том, что ценности и смысложизненные ориентации людей не существуют сами по себе, вне контекста общества, обусловлены потребностями личности и интересами определенных обществ, имеют объективную природу и субъективное выражение, обусловлены историческими рамками.
Литература
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 2001. - 158 с.
2. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Б. С. Братусь // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. - М.: Смысл, 1999. - С. 285-298
3. Быкова, Н. Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей: автореф. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук : 19.00.05 / Н.Л. Быкова; Самарский государственный педагогический ун-т. – Самара ; 2008. – 95 с.
4. Каунова, Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи [Электронный ресурс] / Н.Г. Каунова // - Режим доступа: http://md.openet.ru/index.php?option=com_content&task =view&id=267
5. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 196 с.
6. Леонтьев, Д. А. Тест cмысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1992. – 128 с.
7. Стрельцова, В. П. Концепция «психологии отношений личности» В. Н. Мясищева и ее методологическая, научно-теоретическая и практико-психологическая значимость: диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук / В. П. Стрельцова. – Ярославль, 2002. – 180 с.
8. Сычева, Т. Ю. Социально-психологические установки как фактор, определяющий моральное сознание личности / Т. Ю. Сычёва // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2009. - № 14. – С.36-42
9. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Унадзе. – М.: Наука, 1966. - 451 с.
10. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
11. Фромм, Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу. Человек и его ценности. / Э. Фромм; пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышевой. – Минск.: Коллегиум, 1992. - 156 с.
12. Хватова, М. В. Личностные и средовые детерминанты развития студентов: монография / М. В. Хватова, Е. С. Дьячкова. – Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2007. – 185 с.
13. Шадрин, Н. С. Потерянный и возвращенный мир: Об отчуждении личности и путях его преодоления: монография / Н. С. Шадрин. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2014. - 124 с.
14. Шадрин, Н. С. Структура детерминаций мира личности и возможности методов «Понимания» в психологии / Н. С. Шадрин // Символ науки. – 2016. - № 1. – С. 205-214
15. Эльконин, Б. Д. Психология развития (по мотивам Выготского Л.С.) / Б. Д. Эльконин, В. П. Зинченко // Психологическая наука и образование. – 2002. – № 1. – С. 13-19.
16. Bubnovskaya, O.V. Gender Features of Motivational and Personality Sphere of the Youth // World Applied Sciences Journal. 2013. T.27. №13 A. – P. 48-52.