Эмоциональный интеллект – это способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний, умение понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза. Эта совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей влияет на общую способность человека эффективно справляться с выставленными требованиями и давлением окружающей среды. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта, такие как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации, взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию [1].
Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 90-х годов ХХ века. Причины такой популярности связаны с попытками оценить более целостно адаптивные способности личности через ее умение эмоционально взаимодействовать с другими.
Следует учитывать, что при изучении эмоционального интеллекта появляется возможность выстроить стратегии поведения в различных видах социальной активности.
Группа сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус надежды» выбрана потому, что, работая с несовершеннолетними, люди должны обладать высоким эмоциональным интеллектом для правильного понимания своих эмоций и эмоций детей, для правильного реабилитационного взаимодействия.
Целью данной работы является исследование связи психологического благополучия и эмоционального интеллекта.
В рамках исследования будет проверяться следующая гипотеза: существует связь между психологическим благополучием и эмоциональным интеллектом.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих задач:
- провести теоретический анализ проблемы изучения психологического благополучия в психологической литературе.
- провести теоретический анализ эмоционального благополучия в психологической литературе.
- разработать методический комплекс для изучения психологического благополучия и эмоционального интеллекта.
- эмпирически исследовать психологического благополучие и эмоциональный интеллект у сотрудников социально реабилитационного центра «Парус надежды».
- провести анализ результатов.
- сделать выводы на основе анализа результатов.
Для исследования связи психологического благополучия и эмоционального интеллекта на первом этапе были выбраны методики: Опросник «Шкала психологического благополучия Рифф/ (адаптация Шевеленковой – Фесенко)», Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0).
Опросник «Шкала психологического благополучия Рифф (адаптация Шевеленковой – Фесенко)» – это теоретически обоснованный инструмент, предназначенный для измерения выраженности основных составляющих психологического благополучия. Сейчас многомерная модель Рифф К. принимается многими исследователями, и разработанная ею методика измерения психологического благополучия активно используется в работе исследователей многих стран для измерения актуального психологического благополучия [5].
Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0). Методика представляет собой тест, направленный на измерение эмоционального интеллекта. Данный тест состоит из 8 секций, из которых 2 представлены невербальным материалом, а 6 - вербальным. По структуре тест очень напоминает классические «тесты интеллекта», такие как Тест Векслера или Тест «Социальный интеллект» Гилфорда. Исследование с помощью этого варианта измерения эмоционального интеллекта состоит в том, что тест не является опросником, основанным на самоотчете [4].
Литература
Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. Ч.1. С. 22-26.
Джидарьян, И.А. Психология счастья и оптимизма/ И. А. Джидарьян. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 268 с.
Козьмина, Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: дисс. кнд. псх. наук: 19.00.01 / Козьмина Людмила Борисовна; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского"]. – Ярославль, 2014. – 174 с.
Сергиенко, Е.А., Ветрова, И.И., Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 176 с.
Шевеленкова, Т. Д., Фесенко, П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) //Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-129.
Bubnovskaya O.V. Special aspects of individual’s psychophysical well-being at student’s age //The International Scientific-Practical Conference on the Humanities and Natural Science ISPC 2013 (26 December, 2013). Printed and Bound by Berforts Information Press Ltd, UK. - Р. 230-236