ЦЕПНЫЕ ПЕШЕХОДНЫЕ МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦЕПНЫЕ ПЕШЕХОДНЫЕ МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Санкт-Петербург один из самых красивых городов в России. Славится множеством красивых мостов. Висячие системы простейших их видов известны ещё с древних времен, но идея создания постоянных более совершенных висячих систем возникла именно в Петербурге задолго до Западной Европы. Именно в этом городе она родилась, была научно обоснована.

По висячей системе были построены такие как Пантелеймоновский и Египетский мосты через Фонтанку, Безымянный – через один из каналов Екатерингофского парка, Банковский и Львиный пешеходные мосты через Екатерининский канал и Почтамтский пешеходный мост через Мойку. Из этих мостов сохранились лишь последние три, вошедшие в историю Петербурга, как уникальные памятники архитектуры[1].

Банковский мост соединяет Казанский и Спасский острова через канал Грибоедова и был построен в 1825-1826 годах.

Оформлением моста в XIX веке занимался знаменитый скульптор П.П. Соколов. Выполненные им фигуры зверей или мифических существ «охраняют» многие мосты , соединяющие берега канала Грибоедова. Для Банковского моста он создал четыре скульптуры грифонов с огромными позолоченными крыльями. Мало кому известно, что эти грифоны не просто служат украшением моста, а еще и скрывают в себе важные, но не слишком красивые элементы его конструкции.

Цепи, примененные при строительстве этого моста, вставлены в пасти грифонов так, словно последние стараются его удержать (рис.1). Грифоны не случайно были избраны в качестве «охранников» моста у здания Ассигнационного банка, ведь по древнегреческой мифологии именно грифоны являлись лучшими стражами кладов. Конструкция подвесного моста была спроектирована инженерами Вильгельмом фон Треттером, создателем ряда мостов через канал Грибоедова, Фонтанку и Мойку и

В.А. Христиановичем. Общее руководство строительством моста осуществлял полковник Е. А. Адам[2].

В 1951-1952 годах пролётное строение моста было заменено металлическим, закамуфлированным по фасадам под деревянное; восстановлены фонари и кованое металлическое ограждение, в 1967 и 1988 годах восстановлена позолота львиных крыльев. В 1997 году были произведены ремонт скульптур и реставрация перильной решётки. В 2007-2008 годах был проведён ремонт прилегающей к ФИНЭКу набережной канала Грибоедова от Казанского до Банковского моста.

Рис.1. Банковский мост в Санкт-Петербурге

Висячий Львиный мост через канал Грибоедова против Малой Подъяческой улицы сооружен по проекту инженера Г. Треттера в 1825-1826 годах. За мостом установилось название Львиный, потому что его украшают сидящие на пьедесталах чугунные фигуры львов (скульптор П.П. Соколов). При этом львы не только украшают, но и «удерживают» переправу при помощи идущих из пасти каждого цепей данного висячего моста [2].

В.Треттер разработал оригинальный узор чугунной ограды моста, использованный впоследствии и в оформлении Иоанновского моста, ведущего в Петропавловскую крепость. Несмотря на техническую сложность проекта, мост был построен в сжатые сроки. Торжественное открытие состоялось в июле 1826 года. Горожане стали называть переправу «Мостом о четырех львах», лишь позднее за мостом закрепилось его нынешнее имя. Ширина моста 2, 5 метра, а его длина превышает 27 метров.

В 1954 году при реставрации по проекту А.Л. Ротача на Львином мосту были установлены новые ограждения и фонари. В 2000 годах проходил капитальный ремонт моста. Львам был возвращён первоначальный цвет, они были перекрашены под мрамор. Новое торжественное открытие Львиного моста состоялось 25 декабря 2000 года.

Цепной Почтамтский мост является «братом» двух других сохранившихся до наших дней цепных мостов Санкт-Петербурга: Банковского и Львиного. Их примерно в одно и тоже время строили Христианович и Треттер. Почтамтский мост выделяется тем, что его конструктивные элементы не спрятаны в декоративные фигуры, а открыты для обзора. Цепи переправы через Мойку держатся за счёт четырёх пилонов, увенчанных бронзовыми позолоченными шарами. Опоры моста являются одним целым со стенками набережных, в основании которых забиты свайные ростверки. Ограждение Почтамтского моста было изготовлено на заводе Берда[3].

Первое название переправы – Малый цепной мост через Мойку. Вероятно, оно связано с тем, что большим цепным считали Пантелеймоновский мост. В 1829 году его стали называть Цепным пешеходным мостом, с 1849 года - Прачечным мостом. Мост получил нынешнее название в 1851 году по находящемуся рядом зданию Главного Почтамта, также как и расположенные поблизости Почтамтская улица и Почтамтский переулок[1].

Этот мост был построен путём обшивки досками деревянных свай, забитых в дно реки. Со временем эта переправа пришла в негодность, появилась необходимость её замены. При участии архитектора В. Л. Христиановича осенью 1823 года был разработан проект висячего однопролётного цепного моста. Проект был утверждён, и 10 сентября 1823 года на месте деревянного началось строительство под руководством инженера Г.М. Треттера. Строительство продолжалось одиннадцать месяцев, и 4 августа 1824 года мост начал эксплуатироваться явочным порядком: местные жители, не дожидаясь окончания строительства, стали переходить Мойку по строящемуся мосту. Некоторые детали моста, в том числе перила, на тот момент не были установлены, и мост достраивался в процессе эксплуатации. Опоры моста, сложенные из бутовой кладки с гранитной облицовкой, выполнены со стенками набережных как единое целое. На опорах моста для крепления цепей установлены чугунные обелиски, увенчанные бронзовыми золочёными шарами. Обелиски удерживаются в равновесии чугунными дугами (квадрантами), расположенными с противоположной от мостового полотну стороны. Как обелиски, так и дуги закреплены на опорах анкерными болтами, глубоко заделанными в каменной кладке. Деревянное пролётное строение подвешено на железных кованых цепях и крепится к береговым устоям посредством шарниров. Эти цепи крепятся к обелискам-пилонам специальными шарнирными замками. В качестве ограждения моста установлена кованая железная художественная решётка[3].

Ошибки при расчетах и первоначальном строительстве моста привели к его быстрой деформации, поэтому в начале XX века Почтамтский мост был подвергнут серьезной реконструкции и укреплению за счет специальных опор. Дефекты привели к просадке настила и наклону в сторону реки трёх из четырёх пилонов.

В 1901-1902 годах чугунная кованая решётка была заменена на более простую и лёгкую, но это не спасло от дальнейшей деформации конструкций. После обрушения цепного Египетского моста было принято решение о реконструкции всех подобных переправ. Под Почтамтский мост по проекту инженера Б. Б. Бальди были подведены две деревянные опоры. С этого времени пилоны и цепи перестали носить конструктивное значение, стали только декоративными элементами[2].

Деревянные пролётные строения были заменены металлическими в 1953 году. Опоры обшили досками «под камень». Ещё через три года по инициативе инженера

П.П. Степанова на Почтамтский мост были установлены заново отлитые перила, являющиеся точной копией прежней ограды. Их изготовили в литейном цехе трамвайного парка им. М.И. Калинина. В 1981-1983 годах Почтамтскому мосту по проекту инженеров Б.Э. Дворкина и Р.Р. Шипова вернули первоначальный облик. Промежуточные опоры были убраны, заменены пролётные строения. Новое пролётное строение изготовили на судоремонтном заводе в Шлиссельбурге, цепи - на Канонерском заводе, а веерообразные сектора пилонов - на Кировским заводе (рис.2).

Рис.2. Почтамтский мост в Санкт-Петербурге

В 2002 году оборвалась одна из поддерживающих Почтамтский мост цепей. При обследовании конструкций оказалось, что пешеходной переправой воспользовались для проезда на автомобиле. Здесь были обнаружены следы протектора. Ширина моста составляет 2,2 метра, что позволяет здесь проехать легковой машине. Ремонт Почтамтского моста был осуществлён в 2003 году. Для увеличения расчётной нагрузки здесь были установлены новые цепи, толще прежних.

Почтамтский мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Список литературы:

  1. Информационное агентство России [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа : http://tass.ru/

  2. http://www.most-spb.ru/

  3. https://localway.ru/saint_petersburg/guide/52

Просмотров работы: 113