Оценка имущества уходит своими корнями в классическую и современную экономику. К 40-м гг. XX столетия во многих странах были разработаны в основном схожие между собой принципы и методики оценки, однако лишь во второй половине века начал развиваться подход к понятию оценки как к профессиональной дисциплине .
На протяжении 60-70-х гг. ряд национальных организаций оценщиков разработали и опубликовали стандарты профессиональной практической деятельности для своих членов. Этому примеру последовали другие. Содержание стандартов сочетало соображения профессионального порядка с практическими потребностями рынка. В некоторых странах стандарты были инкорпорированы полностью или частично в национальные законы и нормативные акты. Некоторые организации выработали контрольные и исполнительные процедуры, позволяющие выражать осуждение и лишать профессионального статуса члена организации в случае серьезного нарушения им стандартов или связанных с ними этических норм.
Анализ содержательной деятельности авторитетных зарубежных профессиональных объединений оценщиков однозначно свидетельствует о том, что решение их основной функциональной задачи в рамках рыночной экономики — обеспечение потребителей профессиональными услугами высокого качества — достигается путем стандартизации процедур оценочной деятельности. Другими словами, стандартизация является стержнем всей деятельности объединений оценщиков как в национальном, так и в международном масштабе.
Международные стандарты оценки разрабатываются Международным комитетом по стандартам оценки (International Valuation Standards Committee - IVSC), международной организацией, объединяющей профессиональные организации оценщиков более чем 50 стран мира. Российскую Федерацию в данной организации представляет Российское общество оценщиков.
Ни в США, ни в Европе "нормативы" или "стандарты" оценки не рассматриваются в качестве незыблемого свода законов. Вот почему одной из основных задач IVSC является достижение согласованности между национальными стандартами оценки и стандартами, которые наиболее подходят для нужд международного сообщества.
Стандарты и связанные с ними нормативные материалы на данный момент выражают общее мнение около 50 государств членов.
Многолетняя деятельность IVSC по разработке стандартов привела к осознанию того факта, что сама стандартизация на международном уровне существенно отличается от процесса создания национальных стандартов.
Во многих странах торговое право и соответствующий комплекс регулирующих процедур предопределяют некоторое направление, иногда весьма специфическое, для стандартизации оценочной деятельности. Фонд оценки США, различные организации в рамках ЕЭС и регулирующие учреждения стран Центральной и Восточной Европы - вот далеко не полный перечень национальных организаций и властных структур, которые на национальном уровне закладывают фундамент стандартов практической оценки. [1]
Национальные стандарты отражают:
внутреннюю политику и установившиеся принципы практической деятельности;
национальные политические и общественные цели;
влияние самых разнообразных обычаев и языковых особенностей.
Международные стандарты оценки имеют некоторую единую основу, прочный фундамент, представляющий единство экономических принципов и не зависящий от политических границ.
В настоящее время IVSC в своей деятельности уделяет особое внимание взаимной увязке Стандартов оценки и Стандартов финансовой отчетности, разрабатываемых Международным комитетом по стандартам финансовой отчетности.
Исчерпывающее обсуждение области знаний, включающей в себя методы и практические процедуры оценки, выходит за рамки задач, стоящих перед Стандартами. Однако для обеспечения лучшей согласованности между различными профессиональными дисциплинами и для уменьшения трудностей, связанных с языковыми барьерами, Стандарты включают в себя вступительный раздел, озаглавленный "Общие понятия и принципы оценки", который служит основой для каждого из Стандартов. Рыночная стоимость и базы, отличные от рыночной стоимости, рассматриваемые в Стандартах 1 и 2, соответственно, являются основой для Стандарта 3 - "Оценка в целях финансовой отчетности и смежной документации".[4]
Российские стандарты оценкиПравовые основы стандартизации в Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации".
Стандартизация представляет собой деятельность по установлению норм, правил, характеристик продукции, услуг, процессов.
Начиная с сентября 1999 г., в соответствии с поручением Правительства РФ от 20.09.99 г. № 932 Министерством государственного имущества России совместно с другими заинтересованными ведомствами и в тесном сотрудничестве с профессиональными организациями оценщиков и по сегодняшний день ведется разработка проектов стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности.
Исходя из общих целей стандартизации, основными задачами Системы стандартизации услуг в области оценки являются:
обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми сторонами - участниками процесса оценки имущества;
формирование нормативной базы для обеспечения проведения сертификации услуг по оценке;
установление единых требований к методам оценки, содержанию и форме отчетов по оценке;
создание и ведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой при оценке;
гармонизация терминологии, классификации услуг, методов оценки с международными стандартами;
содействие соблюдению законодательства Российской Федерации средствами и методами стандартизации;
создание условий для формирования эффективной системы информации (баз данных) для оперативного представления членам РОО периодической информации.[2]
В Международном комитете по стандартам оценки (IVSC) полномочным представителем Российской Федерации является Российское общество оценщиков (РОО), поэтому содержание основного перечня стандартов РОО составили международные стандарты этого комитета.
В настоящее время общее число утвержденных и разрабатываемых стандартов РОО составляет более 30. Их использование призвано обеспечить процесс оценки имущества и проведения сертификации услуг.
Рассмотрим перечень стандартов Российского общества оценщиков.
Система нормативных документов Российского общества оценщиков включает в себя следующие составляющие:
- Классификатор услуг по оценке имущества;
Декларация Российского общества оценщиков;
- Кодекс профессиональной этики;
- Общие понятия и принципы оценки;
- Базы оценки, отличные от рыночной стоимости;
- Оценка в целях финансовой отчетности и смежной документации;
- Оценка ссудного обеспечения, залога и долговых обязательств;
- Стандарты профессиональной деятельности в области оценки недвижимого имущества;
- Оценка производственных средств, машин и оборудования;
- Стоимость действующего предприятия как база оценки;
- Оценка нематериальных активов;
- Оценка объектов интеллектуальной собственности;
- Оценка минерального сырья;
- Оценка лесных ресурсов и лесных земель;
- Учет в процессе оценки факторов окружающей среды.
Система нормативных документов Российского общества оценщиков (РОО) создается в соответствии с экономическими условиями развивающихся рыночных отношений и структуры управления в Российской Федерации на базе действующего законодательства, норм, правил и государственных стандартов инвестиционной сферы экономики.
Главная направленность разрабатываемых нормативных документов РОО - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы организаций, предприятий и специалистов-оценщиков.
Одним из основных средств решения этой задачи является использование методических принципов, которые находят все большее распространение в международной и отечественной практике стандартизации. В отличие от ранее используемого подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание методов обоснования и расчета, создаваемая система нормативных документов РОО должна содержать, в первую очередь, характеристики оценки, основанные на требованиях потребителей. Разрабатываемые в соответствии с настоящим подходом, нормативные документы должны устанавливать, прежде всего требования к результатам оценки как услуги, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты на основе использования результатов оценки.[3]
Библиографическое описание .
Алпатов, Ю. М. Землепользование в России и особенности правового регулирования земельных отношений в городе Москве / Ю.М. Алпатов. - М.: Юркомпани, 2016.
Боголюбов, С.А. Земельное право: Учебник / С.А. Боголюбов. - М.: Высшее образование, 2015
Германов А.В. Земельный участок и системы вечных прав. - М.: Статут, 2017.
Завьялов А. Земельные отношения. - М.: Статут, 2017