Если рассмотреть уровни решения вопросов профориентации, то можно заметить, что наиболее примитивным является взаимоотношение психолога и его подопечного по схеме субъект - объектных отношений. Потому что обучающийся это объект и можно сказать о традиционной профориентации, когда его просто ориентируют. А профессиональное становление личности предполагает перевод к наиболее усложненным решениям профориентационных вопросов.
Второй уровень решения предполагает диалог, который представляет собой взаимодействие подопечного и психолога о решении профориентационных вопросов. В этом уровне осуществляется активизация схемы субъект - субъектных отношений и вероятен разговор о некой активизации подопечного через сознательно - основанное сотрудничество и взаимодействие.
Третий уровень предполагает развитие готовности самому находить решение проблемы и на свое усмотрение принимать решения, имеющие отношение к профориентационной работе. В этот период совершается вырабатывание духовной активности, при помощи которой подопечный сам учится находить выходы из ситуаций без сторонней помощи. Связь между подопечным и психологом на этом уровне отмечается как субъект - субъектная. При развитии данной схемы подопечный вполне способен самостоятельно принимать решения без помощи психолога, так как он активизировался при помощи специально сформированного сотрудничества и взаимодействия.
Ввиду того, что основной целью профориентационной работы является формирование у субъекта самоопределения в профессиональной сфере, необходимо уметь понимать, что понимается под этим самым субъектом. Для исследования проблемы становится важным выделение по крайней мере двух характеристик субъектности. Первой, наиболее важной характеристикой, является готовность к спонтанным действиям и решениям. Второй характеристикой является готовность ответить и осмыслить свои действия. Иными словами, субъект способен провести рефлексию и дать самостоятельно оценку своим действиям.
Как отмечают Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков, именно рефлексия является важнейшим фактом индивидуальности человека. Поэтому термин рефлексия подразумевает специфическое свойство, позволяющее субъекту показать свои мысли, идеи, состояния, действия и отношения и в целом себя сутью специализированного исследования и критики в реальном изменении.
Любопытные мысли о развитии субъектности и личности ведает В.А. Петровский. Развивается ли личность? Такое сомнение возникает потому, что без другой личности никакое персональное формирование не происходит. Человек включен в интересы другого человека и через эту связь совершенствуется как личность. Формирование личности - это формирование личности в четырех формах персональности: субъект жизненного расположения к миру (Природа); субъект реальной связи с миром (Реальный мир); элемент коммуникации (Мир людей); субъект рефлексии (Я сам). Личность входит во все эти формы, а значит и важность для человека меняется на каждом этапе его совершенствования.
Интересны также соображения о развитии персональности В.А.Татенко. Субъект психической активности рассматривается как направляюще - улучшающий центр на всех уровнях психологического. Основу субъекта составляет субстанциональное самопричинное и самодействующе основание активности человека как субъекта психики. Существенные интуиции основы субъекта - объединенные онтопсихические образования, носящие в себе определенные формулы онтопсихических превращений личности индивида в направлении достижения им признанного бытия в мире людей.
Состав субстанциональной интуиции основы субъекта составляет: экзистенциальная (я присутствую, живу); интернациональная (я хочу, жажду, стараюсь); допустимая (я могу, умею, способен); условная (я предпочитаю, предполагаю, принимаю решение); современная (я осуществляю, исполняю, добиваюсь); рефлексивная (я спрашиваю, меряю, сопоставляю); исследовательская (я располагаю, храню, имею).
Выделяются механизмы психической активности субъекта: самовопрошание — возглавляет и завершает формирование, основное переживание: (я существую, которое снимает экзистенциальную интуицию субъектного ядра); антиципирующее целеполагание — основное переживание: (хочу быть человеком, реализуя инерциальную интуицию); само потенцирование — переживание: (я могу быть человеком, снимая потенциальную интуицию); самоопределение — способность к соотнесению поставленных целей, избранных средств и ситуации и действий, основное переживание: (я уверен в успехе, принимая решение и начиная действовать, которое смещает виртуальную интуицию); самоактуализация — превращает намерение в действие, идеальное в реальное, цель в результат, основное переживание: (я должен достичь поставленную цель, снимая актуальную интуицию); самооценивание — устанавливает факт достижения или не достижения цели, это интеграция всех названных механизмов, основное переживание: (я доволен/недоволен полученным результатом, снимая рефлексивную интуицию); само апперцепция - воспроизводство индивидуального психологического опыта, переживание: (я обретаю необходимый опыт субъектной активности в становлении себя человеком, снимая интуицию).
В ходе совершенствования высказывание о формировании личности происходит долговременно, но развитие субъекта, с точки зрения профессионального определения постоянно усваивается через поворотные моменты, надлежащие общественной рефлексии, чтобы в дальнейшем проверять и поправлять процесс протекания процесса формирования. Потому что если переломные моменты неотвратимы, то важнейшим условием формирования профессиональной личности является готовность преодолеть эти моменты, оттого и гуманные качества, и нравственно-волевая сторона встают на первое место в формировании субъекта. Сама же нравственно-волевая сторона выступает одной из основных ролей при целесообразном выборе жизненной цели и пути склонности к ней.
В связи с этим можно встретиться с отдельными несоответствиями. Первое и наиболее неприятное несоответствие - это несогласие субъекта со свойскими отдельными потребностями, несоответствующие его позиции о жизни. Тут доводится ставить под сомнение требование учесть вожделения и пожелания личности.
Есть и иные обстоятельства, связанные с несогласием некоторых возможностей личности для того, чтобы путь к успеху был существенно легче. Поэтому способности и возможности меняются в ходе развития личности со всех сторон, включая окружающих, то тут же ставится под сомнение традиционное «могу». Здесь акцентируется внимание на свои рассуждения о морально-волевой составляющей субъектности, вариант ориентирования на неизбежное изменение имеющихся способностей в результате волевых усилий становящегося субъекта профессионального самоопределения становится наиболее актуальным.
В конечном результате под колебанием определяется традиционно объединяемое в профориентации «надо», то есть учет надобностей общества в предпочитаемом призвании. Не очень ясны обстоятельства того, что определяется «надо» и постоянно ли оно поднято беспристрастной социально-экономической ситуацией, но, возможно предположить, что сформированная личность обязана независимо устанавливать, что возникает соответствующе и органически как для личного развития, так для развития общества, а не просто подстроиться под состояние рынка труда и существующие социальные иллюзии. Все это также предусматривает у субъекта развитую волю, точнее готовность спонтанно сориентироваться в общественных процессах, слабо осиливая стандарты массового разума.
Процесс активности студента требует специализированное представление психолога-практика. Потому что профконсультант во взаимодействии с студентом сам должен выступать в роли субъекта. Г. Мюнстенберг писал, что личность педагога и учеников — это некоторые сильные стороны и то, что «когда мы входим в класс и заинтересовываемся учениками, мы в их глазах являемся волей, а они являются волей в наших глазах». Значительным этапом является объединить сильные стороны и направить на разумное решение профориентационных вопросов.
Однако и здесь появляется противоречивое положение: профконсультант может не занимать инициативное положение в своей работе. Есть возможность отказа от права быть полноценным субъектом своей профессиональной деятельности, поэтому на практике вероятность наблюдать такую картину велика. В общем, возможно выделить группы профориентационной поддержки самоопределяющемуся субъекту:
1. Профконсультация в традиционной форме. Психолог является объектом, честно исполняющим свои должностные инструкции, а студент- объектом действий психолога. В данной группе реальным субъектом представлен руководитель, который определяет порядок и ход выполнения работы, либо методист, который предлагает разработанные методические разработки с технологией и порядком выполнения работы.
2. Коммерческая профориентация. Психолог является объектом, который следит за ситуацией, связывающей его работу и рынок труда. Студент в данной группе- объект, который вынужден выбирать профессию, наиболее востребованную на рынке труда, нежели той, на которую хотел по своей воле идти учиться. В данной группе руководители и методисты, разрабатывающие методические разработки, тоже могут быть объектами потому, что будут вынуждены делать то, что легче продать.
3. Стимулирующая профконсультация. В данной группе психолог является субъектом, который является организатором взаимодействия с студентом-субъектом. Руководители и методисты данной группы предоставляют свою работу на рынок труда, подстраиваясь под него и даже предлагая иные альтернативы, направленные на будущее формирование личности и общества в целом.
Противоречие вышеизложенного заключено в том, что все группы правильны в оказании профориентационной помощи, потому что даже работа психолога будет бесполезной, если субъект сам не захочет применить усилия и волевой характер для развития полноценной личности. Секрет личности состоит в том, что личность должна сама выбирать путь своей персонализации, а психолог-это поддержка в сложном подборе.
Список использованных источников
Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности Текст. /Л.И. Анциферова. М.: Наука, 1981. 212 с. 7.
Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
Гузеёв B.B. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. -240с. (Серия "Системные основания образовательной технологии").
Ермолаева H.A. Проблемы в становлении профессионализма педагога / H.A. Ермолаева, Е.А. Майорова // Журнал прикладной психологии. -2005. -№4. -С. 2-7.
Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3, перераб, и доп. / А.Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1969. - 391 с.
Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. -496 с.
Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: «Просвещение», 1976. — 158с.