ВАРИАТИВНОСТЬ ЗАДАНИЙ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВАРИАТИВНОСТЬ ЗАДАНИЙ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Гузенко Е.А. 1, Молозина М.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность этой темы состоит в необходимости обеспечения первоначального становления личности ребёнка, выявлении и развитии его особенностей, формировании желания учиться, развиваться, что достигается через реформирование образования, опираясь на принципы демократизации, вариативности.

Цель: обеспечение первоначального становления личности ребенка, выявление и развитие его способностей, формирование желания учиться.

Усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляется в курсе математики в процессе выполнения упражнений различных видов: решение примеров, задач, сравнение выражений, заданий на логическое мышление, на внимание и т. д

Вариативность заданий позволяет разнообразить познавательную деятельность учащихся и тем самым включать их в активную работу.

С этой целью можно использовать задания на классификацию. Данный приём тесно связан с анализом, синтезом, обобщением.

Хороший урок, отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность учащихся. Такой урок оказывается эффективным не только в усвоении знаний и формировании умений и навыков, но и способствует умственному развитию учащихся.

Учитель связывает многообразие учебных ситуаций с различными средствами наглядности, устными упражнениями, с демонстрационным и индивидуальным дидактическим материалом, с наборным полотном, с учебником, с тетрадью, самостоятельная, групповая работа, работа в парах и у доски.

Если будет развиваться самостоятельность мышления школьников, то учебно-воспитательный процесс будет более успешным. Для этого необходимо использовать личный опыт учащихся, обобщение вариативного материала по изучаемому вопросу, взаимосвязь теории и практики.

Методы работы: психолого-педагогическое и методическое обоснование выбора форм, методов и приемов вариативности:

1) Изучение и исследование литературы;

2) Анкетирование и анализ работ учащихся;

3) Организация опытно – экспериментальной работы.

Опираясь на принцип научности, вариативности, доступности, прочности знаний, через использование элементов передовых технологий с применением занимательного материала, игры, карточек, заданий вариативного характера, работы в группах, парах с проведением тестирования, контроля: выработать у детей умение трудиться с самого раннего возраста – первейшая задача школьного обучения.

Педагог должен создавать атмосферу, которая может вдохновлять детей, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало.

Процесс воспитания самостоятельности мышления школьников – сложный и длительный, поэтому уже в начальной школе целесообразно уделять этому должное внимание. Для этого рекомендуется использовать личный опыт учащихся, обобщение вариативного материала по изучаемому вопросу, взаимосвязь теории и практики.

В результате использования метода вариативности заданий для познавательной деятельности учащихся повысилось качество успеваемости; повысилась уверенность в себе при изучении данного предмета, появилась заинтересованность, творческие задатки, мыслительная деятельность, умение работать самостоятельно.

Важное условие эффективности обучения математике – умение учителя организовать на уроке внимание детей. Внимание – основное условие успешного обучения. Внимательно слушая объяснение урока, ученик легче воспринимает, запоминает содержание нового материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу. Одного обращения не всегда бывает достаточно, чтобы привлечь внимание. Поэтому в своей повседневной работе, наряду с решением многих задач, нужно придавать большое значение воспитанию произвольного внимания учащихся. Для этого нужно постоянно включать в урок специальные упражнения и задания для устного счёта, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.

Для развития активности и внимания учащихся нужно проводить устный счёт с элементами игры. Стараться делать его доступным, интересным для каждого ученика используя для этого дифференцированные и индивидуальные задания в соответствии с целями и требованиями к современному уроку. Будет интерес, будет и внимание.

Учащиеся очень любят упражнения, в которых им приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это ведёт к выработке устойчивого внимания, что, естественно, не может положительно не сказаться на организации самого урока, на усвоение знаний, на формирование умений и навыков.

Каждую работу необходимо завершать подведением итогов. Обязательным поощрением детей, которые хорошо работали и были внимательны.

Каждый учитель знает, как трудно подготовить урок, в полной мере отвечающий тем современным требованиям, которые к нему предъявляются.

Это и целенаправленность урока на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, и продумывание его структуры, содержания, методов, средств, форм обучения.

Подготовка к уроку математики имеет свою специфику. Продумывая содержание урока, учитель в первую очередь должен ориентироваться на задания, которые предлагаются в учебнике.

Большую помощь при подготовке урока оказывают методические указания к учебнику и методические рекомендации (планирование уроков), составленные в соответствии с ним. Ориентируясь на эти пособия, учитель, во-первых, может представить себе весь объём и содержание работы по каждой теме, и распределение этой работы по урокам. Во-вторых, содержание фронтальных бесед, самостоятельных работ, математических диктантов, проверочных и контрольных работ, которые даны в методических рекомендациях, помогают конкретизировать требования, предъявляемые к усвоению знаний, формированию умений и навыков, правильно ориентировать к выбору методов, приёмов, средств и форм работы. Тем не менее, необходимо иметь в виду, что ни учебник, ни методические указания, ни поурочные методические разработки не определяют однозначно методы, средства и формы работы на уроке, не учитывают при формулировке целей уроков, особенностей учебника и учителя данного класса, не формируют конкретных задач каждого этапа урока. Поэтому подготовка учителя к уроку – процесс творческий, который требует от него не только хорошего знания программы и учебника, но и умения выбрать оптимальные методы, средства и формы обучения

Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Учителю необходимо формировать учебную мотивацию у детей на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно, но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задания самостоятельно, это привлечет в их деятельность повысит их интерес к уроку.

Эти задания должны быть разнообразными на уроке, они должны способствовать формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.

Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Благодаря разнообразным заданиям учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Просмотров работы: 400