МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»

Самойлова О.А. 1, Власов А.С. 1, Мишагина К.Р. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Математика вносит наибольший вклад в становление логического мышления у детей, а так же в их воспитание, безусловно, важнейших качеств научного мышления: критичности и обобщенности. Помимо этого, математика воспитывает и такие качества, как точность, четкость и ясность ума и речи.

Основной задачей, поставленной перед педагогом, является выбор правильной методики обучения. А правильной считается та методика, при которой возможно будет осуществление не только усвоения изученного материала, но и рост профессиональной компетентности обучающихся.

Целью данной работы является описание методики преподавания темы «Позиционные системы счисления».

В традиционном обучении учащимся даются уже готовые знания, конкретные примеры и иллюстрации, ценность которых в наше время является неоспоримой. Безусловно, должна проверяться степень их усвоения. Учащиеся воспроизводят полученные знания, но не всегда понимают, для чего конкретно им необходим полученный от преподавателя материал обучения.

Формирование деятельности учащихся всегда была и будет одной из основных образовательных и воспитательных задач в школе, независимо от изменения методов написания учебников, образовательных программ и прочей учебной литературы, которые предлагает современное образование. Под самой же учебной проблемой в составлении методики понимают задачу, решение которой невозможно получить по уже заранее готовому образцу. От учителя требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Основная суть этого метода состоит в том, что знания никогда не достанутся ученикам в уже заранее готовом виде. Перед учащимися ставится проблема, которую им необходимо решить самостоятельно, и в ходе процесса ее решения, ученики приходят к собственно полученным осознанным знаниям. Успех такой методики на уроках математики достигается только при проведении практического занятия, когда учитель остаётся непосредственно один на один со своими учениками. И от деятельности педагога, от его поведения и способов подачи информации ученикам зависит степень интереса учащихся к учёбе, их уровень знаний и готовность к постоянному самообразованию и личностному росту, которые дают необходимую базу ученикам для их взрослого, самостоятельного будущего.

В начале изучения темы «Позиционные системы счисления» необходимо рассказать учащимся о ее важности, и что она связана с тем фактом, что различная информация в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а шестнадцатеричную или восьмеричную используют для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти.

Позиционные системы счисления можно рассмотреть как некие формальные языки, имеющие алфавиты и позволяющие именовать объекты, а также выполнять над ними арифметические операции по определенным правилам. Хотя такое понятие, как «система счисления» имеет прямое отношение к математической теории чисел, в школьном курсе информатики его изучают как искусственную систему, которую человек создал для более удобного способа записи чисел.

Изучение позиционных систем счисления начинается с десятичной системы. Это делается для демонстрации механизма построения чисел и для проведения аналогии с другими системами счислениями. Основное внимание здесь уделяется двоичной системе счисления, а также возможности перевести любое число в эту систему счисления, таким образом можно единообразно представить числовую информацию. Аналогично рассматриваются 8-ричная и 16-ричная системы счисления, поскольку их используют для внешнего представления содержимого памяти и адресов памяти компьютера. Учащиеся в ходе изучения темы должны понять возможность и преимущества двоичного представления данных в компьютере, а также целесообразность использования 8-ричной или 16-ричной системы счисления для внешнего представления содержимого и адресов ячеек памяти.

Перед тем как начать излагать новую тему, нужно детям дать знать для чего система счисления и как она возникла, а потом вводить понятие «система счисления».

Введем понятие позиционной системы счисления и виды.

Позиционная система счисления:

Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Десятичная

10

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Двоичная

2

0,1

Восьмеричная

8

0,1,2,3,4,5,6,7

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A (10), B (11), C (12), D (13), E (14), F (15)

Десятичная система счисления – позиционная система счисления по основанию 10. В ней используются цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0, называемые арабскими цифрами. Предполагается, что основание 10 связано с количеством пальцев рук у человека.

Двоичная система счисления – позиционная система счисления с основанием 2. Благодаря непосредственной реализации в цифровых электронных схемах двоичная система используется практически во всех современных компьютерах и прочих вычислительных электронных устройствах.

Восьмеричная система счисления – позиционная система счисления с основанием 8. Для представления чисел в ней используются цифры от 0 до 7.

Шестнадцатеричная система счисления – позиционная система счисления по основанию 16. В качестве цифр этой системы счисления обычно используются цифры от 0 до 9 и латинские буквы от A до F. Буквы A, B, C, D, E, F имеют значения 1010, 1110, 1210, 1310, 1410, 1510 соответственно.

С методической точки зрения бывает очень эффектным прием, когда учитель подводит учащихся к самостоятельному открытию, чтобы учащиеся сами подошли к формулировке различия между позиционным и непозиционным принципом записи чисел.

На основе полученных данных, можно утверждать, что активизировать способность учеников к собственному изучению и решению тех или иных проблем в большей степени по данной теме помогает именно данная методика. Она способствует развитию мышления и самостоятельности учеников, которые будут полезны им в будущем.

Просмотров работы: 378