ЖЕНЩИНА-УЧЕНЫЙ НА АЛЛЕЯХ ПАРКА. КОГДА ЖЕ НА ПРОСТОР? - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЖЕНЩИНА-УЧЕНЫЙ НА АЛЛЕЯХ ПАРКА. КОГДА ЖЕ НА ПРОСТОР?

Туманова К.А. 1, Терентьева И.Н. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Дзержинский политехнический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задача социологии состоят не только в описании, но и в объяснении жизни общества и человека. А в объяснении социология обращается не только к статистическим выкладкам, но и к художественным образам. Таков подход современного социолога Пера Монсона [1]. Он использовал парадоксальный образ лодки на аллеях парка, чтобы наглядно показать особенности социального бытия человека. Попробуем использовать познавательные возможности образов Монсона в объяснении и понимании современного положения женщины в науке.

Итак, «Парк» иллюстрирует свободу человека. Индивид чувствует себя свободно, эти ощущения создаются широкими аллеями. НО! У этой свободы есть границы, человек свободен в неком пространстве, которое ограничивают нормы, порядки, законы. И, по мнению большинства членов общества это правильно. Пусть индивид чувствует себя вольготно, но в пределах норм. Это позволяет избежать преступлений, скандалов и страданий. Именно «газон», определяющий границы дозволенного движения, иллюстрирует нормы. Всякая тропинка и аллея должна быть без ответвлений, не вилять. В противном случае можно «заблудиться и запутаться». Парк вместе со своими аллеями, тропами задает нужно направление людям, идущим по нему. То есть можно сказать, что аллеи являются социальными институтами общества.

Гораздо сложнее ориентироваться в «море». «Море» тоже свобода, но ничем не ограниченная. Да, человек вправе выбирать сам свой путь, ставить цели, выбирать себе ориентиры. Но здесь много подводных камней, только кажется, что «море» красиво и также красива наша жизнь. Невидимые глазом подводные рифы не только сбивают с пути, но могут и потонуть судно.

Однако если вдуматься, то море – это тот же парк со структурными элементами. Только в данном случае, вместо троп – фарватеры. Некоторые идут по проложенному общепринятому пути, некоторые хотят придти к цели коротким путем, не обращая внимания на заданные фарватеры. Но возникает опасность утонуть.

Более полное представлением о структуре общества дает наложение одной модели на другую. Таким образом, создается образ «лодки на аллеях парка».

Что проблема парка, что проблема моря – они едины. Это проблемы структурирования социума, когда совместная жизнедеятельность предлагает индивидам свободу в рамках допустимого. Но никуда не деться от любопытства, желания посмотреть, что же находится за «рамками», за границами дозволенного сегодня! Значит, проблема заключается в ориентирах человека? Эти ориентиры должны лежать на тропах, фарватерах.

Парк – динамичная система. Как говорилось, люди могут идти по тропам, общепринятым путем. Другие люди ищут новые пути, пытаются пройти сквозь заросли и кусты, ищут короткий путь для достижения цели. Или же они просто исчезают в глуши парка, теряются на жизненном пути. Другие, несознательные или не сформировавшиеся личности, просто топчут клумбы.

Над парком и морем кружит вертолет. «Вертолет» и представляет собой способ понимания проблемы взаимоотношений людей в «парке», на «море». Вертолет позволяет посмотреть на жизнь со стороны, выявить проблемы, т.е. он символизирует позицию исследователя общества, имеющего возможность рассмотреть его на разных уровнях. Мы, теоретически поднимаясь над парком на достаточную высоту, видим общество «в целом», а ведь это невозможно в повседневной жизни. Модель «моря» соответствует картине общества, которое создается самими людьми. Вертолет позволяет изучить общество и на макро-, и на микроуровнях, набирая высоту или, наоборот, снижаясь.

5) Еще одной проблемой является сложность в представлении общества как предмета изучения. Общество постоянно меняется, в нем разные взаимодействия людей. Поэтому трудно создать такое общество и взаимодействия людей, которые бы являлись образцом, стандартными (референтным). Нельзя просто выделить, например, человека из общества и начинать его изучать. Можно изучать отдельного индивида в системе общества.

6) Современная социология демонстрирует интерес в исследовании свободы личности и в рамках законов и норм, с точки зрения потенциальных источников изменений.

А теперь представим, что на аллеи социального парка выходит женщина-ученый. Она, как и большинство посетителей парка, двигается по асфальтовым аллеям и согласно регламенту поведения в парке (т.е. согласно нормам социального института). Если женщина захочет прогуляться по аллеям науки, то, прежде всего, возникает вопрос: должна ли она вообще здесь находиться? Долгое время так и считалось: не должна! И если сейчас такие прогулки по научной карьере вошли в норму, то не стоит думать, что так было всегда! Первые женщины-ученые были бунтарями, не признававшими канву аллей и тропинок привычных норм и смело пробирались сквозь колючий кустарник дискриминации, протаптывая новые дорожки возможностей получить образование и заняться любимым делом. А если следом за ними шли новые и новые энтузиастки познания, то именно благодаря им парк науки стал более открытым для женщин.

Эти энтузиастки, женщины-ученые, были свободными личностями и творцами собственной жизни. Они прокладывали себе путь собственными силами, невзирая на препятствия, которые создавало общество. С давних времен женщины в науке оставались в стороне, существовала и до сих пор существует, но уже в меньшей степени, половая дискриминация женщин в науки. Образованные, одаренные женщины вынуждены были становиться, в лучшем случае, помощницами, которые не получали признания в обществе. Женщинам приходилось бороться за равноправия в получении образования. В эпоху Средневековья образование было доступно только мужчинам, вход женщин в систему образования был недоступен. Женщинам Нового времени образование формально также было доступно. Но они получали знания в процессе самообразования, проходили «подпольные» курсы, или от своих отцов, братьев, мужей. В процессе долгого времени это стремление женщин к общедоступному образованию привело к феминизации науки в настоящее время.

Таким образом, благодаря женщинам-ученым, которые прошли впервые не по аллеям, существующих в данное время, а в колючий кустарник, зная, что впереди еще много преград, создавалась непроглядная тропа. К этой тропе подтягивались всё большее количество женщин. Так создалась в будущем аллея, аллея для женщин в науке. Хочется упомянуть правило, сформированное Х. Болтон еще в 1898 г.: у женщины-ученого должно хватить сил на то, чтобы быть готовой к одиночеству и преодолеть сарказм и насмешки мужчин, которые ревниво относятся к посягательству на то, что они считают своей прерогативой (занятие наукой) [2].

С позиции исследователя видно, что общество динамично, оно исторически изменяемое. Рассматривая поведение женщин – ученых, мы наблюдаем картину «лодки на аллеях парка». Для понимания образа «лодки на аллеях парка» необходимо выявить, что влияет на поведение человека. Это могут быть мотивы и потребности, желание изменить общественные отношения. Женщины-ученые желали изменить свое положение в обществе, стремились к равноправию в научном обществе. До сих пор эта проблема наблюдается в обществе. Несмотря на то, что процесс феминизации является общей тенденцией развития современной науки, по-прежнему сохраняются основные формы половой дискриминации женщин в науке в пользу мужчин. Это наглядно демонстрирует тот факт, что отношение среднемесячной номинально начисленной заработной платы женщин в науке и научном обслуживании России к заработной плате мужчин в России составила 68 % [3]. Женщины добились определенных успехов в академическом секторе, но продолжают занимать преимущественно низшие академические степени. И по мере движения вверх по ступеням карьерной иерархии диспаритет между мужчинами и женщинами нарастает. Таким образом, очевидно, что "чем выше по карьерной лестнице поднимается женщина, тем меньше для нее остается воздуха" [3].

Итак, смелые энтузиастки науки добились не только «доступа» в ее парк, не только получили право свободно прогуливаться по ее аллеям, но, можно сказать, стали активными и успешными садовниками, вырастила прекрасные цветы познания! И вновь оказавшись перед фактами сохраняющейся иерархии и сохраняющихся диспропорций представительства мужчин и женщин в науке, женщины-ученые должны решить задачу выхода на морской простор, простор самоопределения: чему посвятить себя? Какие направления исследований избрать? Как не потеряться в бурном море целеполагания и не потерять фарватера собственной жизни. Но ведь прекрасный морской простор стоит того, чтобы рисковать!

Список литературы

1. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. Пер. со швед. — М.: Весь Мир, 1994. – 96 с.

2. Рулев, А., Воронков М. Жемчужины химической науки// Наука и жизнь, 2012. № 10. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/21189/

3. Богданова, И.Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра// Социологические исследования, 2004. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://topuch.ru/i-f-bogdanova-jenshini-v-nauke-vchera-segodnya-zavtra/index.html

 

 

Просмотров работы: 368