В статье 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального Закона.[1]
Стандарты оценочной деятельности состоят из документов и правил, которые регламентируют и определяют, как должна проводиться оценка, и выполняться деятельность по ней.
Следует отметить, что требования стандартов являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки.
Стандарты, действующие в настоящее время на территории России, были утверждены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 256 от 20.07.2007 года[2]:
•Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» - ФСО-1;
•Федеральный стандарт оценки № 2 «Цель оценки и виды стоимости» - ФСО-2;
•Федеральный стандарт оценки № 3 «Требования к отчету об оценке» - ФСО-3.
ФСО N 1 утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297. Он определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки. К общим понятиям, которые содержатся в данном документе, относятся: объект оценки, цена, стоимость объекта оценки, итоговая величина стоимости, подход к оценке, дата определения стоимости объекта оценки, допущение, объект-аналог.
Основными подходами, которые используются при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы.
Сравнительный подход - совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. Данный подход рекомендуется применять при доступности достоверной и достаточной для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Доходный подход - совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Применяется когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы.
Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа.
ФСО N 2 утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298. Данный стандарт оценки раскрывает цель оценки, предполагаемое использование результата оценки, а также определение рыночной стоимости. Целью оценки является определение стоимости объекта оценки. При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость.
ФСО N 3 утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 и устанавливает требования к составлению и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке применяемой методологии и расчетам. При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:
1)в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;
2)информация, приведенная в отчете об оценке, влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;
3)содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Отчет об оценке составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017). [4]
В отчете об оценке указываются дата составления отчета и его номер. Вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие сведения: а) задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки; б) применяемые стандарты оценки; в) принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; г) сведения о заказчике оценки и об оценщике, подписавшем отчет об оценке , ФИО и место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, а также о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор; д) информация обо всех привлеченных к проведению оценки и подготовке отчета об оценке организациях и специалистах с указанием их квалификации и степени их участия в проведении оценки объекта оценки; е) основные факты и выводы.
В заключении хочется отметить, что оценка представляет собой обоснованный расчет определенного вида стоимости. Специфические требования клиента каждый раз придают конкретные очертания составляемому отчету об оценке. Качество отчета при этом основывается на знаниях и опыте, личной честности и объективности лица, выполняющего оценку.
Библиографическое описание
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Приказ Минэкономразвития Российской Федерации № 256 от 20.07.2007 года
Российские стандарты оценки [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://studopedia.ru/10_4677_rossiyskie-standarti-otsenki.html
Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017)