Все это определяет актуальность проблемы формирования готовности личности к созданию и сохранению своей семьи. Если готовность рассматривать как условие и регулятор деятельности, настраивающие организм личности на будущую деятельность [6; 12], то под готовностью к семейной жизни мы понимали способность к саморегуляции собственной психики и поведения к конструктивному семейному взаимодействию на основе переоценки иерархии жизненных, в частности, семейных ценностей, а также осознания стиля межличностных отношений в реальной и идеальной семье.
Исходным моментом готовности человека к созданию семьи по С.В. Ковалёву (1988) является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определённых обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы, что характеризует психологическую готовность к семейным отношениям в контексте социально значимых аспектов [9]. В качестве способа формирования готовности к семейной жизни, в частности, К. Рудестам (1998) называет социально-психологический тренинг, потому что он имеет следующие преимущества: возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания; создание условий для того, чтобы почувствовать себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим; принятие ценностей и потребностей других людей [13]. Такая группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, самораскрытия; и привлечь участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью и комфортной психологической атмосферой [7].
Значимость изучения проблем формирования психологической готовности к семейной жизни возрастает применительно к юношескому возрасту, поскольку по мере взросления в жизни человека все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и соответственно больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые действуют внешние причины и влияния. Кроме того, центральным процессом юности является формирование личностной идентичности, открытие собственного «Я», развитие рефлексии (отражение себя в своем образе «Я»), осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, а также осознание и построения образа Я как будущего семьянина [11].
Известно, что личность развивается в результате взаимодействия людей при осуществлении совместной деятельности, проявляя себя в различных сферах. Обучение курсантов в мореходном училище отличается тем, что в таких учебных заведениях «казарменного типа» учебный процесс не является единственным видом деятельности. Он тесно связан с условиями быта, выполнением курсантами служебных обязанностей (наряды, вахты) и характеризуется жесткой нормативностью жизнедеятельности и единой системой для всех сторон в жизни системой поощрений и наказаний. У них кардинальным образом изменяется социальное окружение, имеющаяся система связей, что требует преодоления прежних стереотипов, преобразование системы ценностных ориентаций. В свою очередь, существенной предпосылкой эффективности, успешности не только его личной жизни, но и профессионального роста, карьеры является готовность курсанта к созданию семьи. Поэтому возникает запрос о поддержки курсантов мореходных училищ в повышении их психологической грамотности в области психологии семейных отношений [1; 3; 4; 5].
В соответствии с этим, целью данной работы является изучение возможности формирования готовности к семейной жизни курсантов мореходного училища посредством программы социально-психологического тренинга. Объектом исследования является процесс формирования готовности к семейной жизни, предметом - формирование психологической готовности к семейной жизни у курсантов мореходного училища посредством программы социально-психологического тренинга.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование готовности к семейной жизни у курсантов мореходного училища возможно посредством программы социально-психологического тренинга, которая направлена на расширение представлений о семье, осознание стиля межличностных отношений в реальной семье, переоценку иерархии жизненных ценностей и формирование навыков конструктивного семейного взаимодействия.
Для реализации цели и задач в рамках эмпирического исследования используются следующие методики: тест – карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда; методики «Ценностные ориентации» М. Рокич, «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера, О.В. Черемисина. Исследование проводилось на базе одного из мореходных училищ Архангельской области. Выборка состоит из 25 курсантов-юношей в возрасте 17-18 лет. При этом, у более половины юношей родители состоят в повторных браках.
В результате первичной диагностики было выявлено, что у большинства курсантов ценность «счастливая семейная жизнь» находится в списке незначимых, а уровень вовлеченности в семейно-бытовую сферу уступает уровню профессиональной самореализации. Имеют место проблемы с коммуникацией в родительской семье, симбиотическая связь между членами в родительской семье, нарушения психологического пространства, недифференцированость «Я» у членов семьи и т.п. Все это послужило основанием для использования социально-психологического тренинга как средства формирования готовности к семейной жизни курсантов мореходного училища.
Целью программы СПТ является повышение психологической компетентности участников с целью создания и сохранения гармоничных отношений в семье. Задачами программы состояли в том, чтобы у участников СПТ:
актуализировать и скорректировать представления участников группы о современной семье, семейных ценностях, особенностях семейного взаимодействия, распределении власти и ответственности в семье, типах супружеских конфликтов, желаемом брачном партнере;
выявить иррациональные убеждения относительно семейной жизни, определить реальные и идеальные взаимосвязи всех членов семейной системы;
сформировать позитивное отношение к семейной жизни, установку на вступление в брак и создания семьи, готовность к переживанию семейных трудностей, укрепить семейную идентичность посредством осознания участниками понятий «Мои права» и «Права других членов семьи».
Каждое занятие рассчитано на 1,5-2 часа периодичностью 1 раз в неделю. Общий объем программы составил 18 часов. При разработке программы социально-психологического тренинга по формированию готовности к семейной жизни у курсантов мореходного училища использовалась программа социально-психологического тренинга Н.И. Олифирович, Т.В. Уласевич [10] и в нее были включены такие темы, как:
Семья, её функции и мотивы создания.
Выбор брачного партнера.
Задачи молодой семьи.
Семейные ценности.
Семейное взаимодействие.
Семейные конфликты.
Моя настоящая и будущая семья.
На основании повторной психодиагностики по методике И.Ф. Юнда было выявлено, что после воздействия уже отсутствуют испытуемые с недостаточной степенью готовности к семейной жизни, в то время льной готовности к семейной жизни после воздействия отмечена у менее четверти (20%) курсантов. При этом таковых было в 2 раза больше до воздействия (40%). И, наконец, уже у большинства испытуемых повысилась достаточная степень готовность к семейной жизни (80%), в то время как до воздействия таковых было менее трети (30%). По критерию Т-Вилкоксона выявлено наличие достоверных различий на высшем уровне до и после воздействия (р ≤ 0,001).
Анализ полученных данных по методике М. Рокича показал, что после воздействия лидирующее положение стали занимать такие терминальные ценности, как развитие, работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование (12,3); познание, возможность расширения своего кругозора, интеллектуальное развитие (11,4); общественное признание, уважение окружающих, коллектива (11,4); интересная работа (11,3); счастливая семейная жизнь (10,8); творчество (10,7); друзья (10,6); продуктивная жизнь (10,6). Малоценными представляются такие ценности как счастье других (5,8) и красота природы и искусство (5,2). В то время как до воздействия ведущими терминальными ценностями были переживание прекрасного в природе и искусстве (15), возможность заниматься творчеством (14), счастье других, благосостояние, развитие и совершенствование других людей (13,8) и удовольствие (12,3), а в список наименее значимых терминальных ценностей попали любовь (6,7), счастливая семейная жизнь (4,9) (рисунок 1). С помощью критерия Т-Вилкоксона выявлено отсутствие статистически значимых изменений в терминальных ценностях в ходе проведения эксперимента (р>0,05).
Рисунок 1 – Терминальные ценности у юношей-курсантов мореходного училища
до и после воздействия
Кроме того, после воздействия у курсантов стали преобладать такие инструментальные ценности, как образованность (12,3), исполнительность (11,4), аккуратность (11), ответственность (11), жизнерадостность (10,5) и терпимость (10,4). Наименее значимой ценностью - непримиримость к недостаткам в себе и других (4,8).
В то же время до воздействия ведущими инструментальными ценностями были высокие запросы и требования к жизни и высокие притязания (15,1); непримиримость к недостаткам в себе и в других (13,5), широта взглядов, определяющаяся в умении понять чужую точку зрения (11,3) и эффективность в делах, трудолюбие (10,8). Самое наименьшее значение получила ценность жизнерадостности (6,5) (рисунок 2). По критерию Т-Вилкоксона установлено, что зафиксированные в эксперименте изменения не случайны и значимы, хотя и низшем уровне (р ≤ 0,05).
Рисунок 2 – Инструментальные ценности у юношей-курсантов мореходного училища
до и после воздействия
Повторный анализ полученных данных по методике «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера, О.В. Черемисина позволил утверждать, что при представлении образа «Моя будущая семья» уже большинство испытуемых (80%) предпочитает нуклеарную семью и менее четверти - расширенную, состоящую из нескольких поколений (24%). При этом до воздействия более половины видели свою будущую семью, как нуклеарную (52%) и менее половины (48%) – как расширенную, что свидетельствует о развитии родительской ответственности за воспитание будущих детей.
Кроме того, после воздействия доминирование образа «я» как будущего супруга в будущей семье предпочли единицы курсантов (8%), в то время как до воздействия таковых было большинство (68%). В свою очередь, нарушения психологического пространства между членами будущей семьи после воздействия стали характерны только для 5% испытуемых, в то время как до воздействия они были характерны для менее половины курсантов (40%). Это свидетельствует о появлении дифференцированного «Я» у будущих членов семьи, а также об отсутствии симбиотических связей.
Таким образом, на основании полученных результатов можно утверждать, что формирование готовности к семейной жизни у курсантов мореходного училища возможно посредством программы социально-психологического тренинга.
Список литературы:
Антоневич С.П. Социализация курсантов военного вуза: автореф. … канд. социол. наук. – М., 2002. - 18 с.
Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы. - Н. Новгород: НГПУ 2010. - 149 с.
Болтыков О.В. Педагогическое обеспечение социального становления курсантов: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Кострома, 2010. – 21 с.
Варару А.Д. Формирование ценностных ориентаций, личных перспектив и отношений у курсантов вузов России: автореф. дисс. … канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2007. – 21 с.
Васильева С.Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Кострома, 2006. – 21 с.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: БГУ, 1976. – 176 с.
Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. – М.: Смысл, 2002. – 80 с.
Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. - 2003. - №7. – С. 92-103.
Ковалёв С.В. Психология современной семьи - М.: Просвещение, 1988. - 105 с.
Олифирович Н.И., Велента Т.Ф., Зинкевич – Куземкина Т.А. Терапия семейных систем. – СПб: Речь, 2012. - 570 с.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 485 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.