ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Белоева И.А. 1, Богданова Р.А. 1, Белякова Т.В. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Дзержинский политехнический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Традиции студенческой исследовательской работы в ДПИ НГТУ и результаты, полученные нашими товарищами, позволяют более подробно рассмотреть интересные и важные не только с учебной, но и с практической точки зрения вопросы. Так, например, социализация, которая продолжается на протяжении всей жизни человека, предполагает постоянное формирование идентичности, буквально «распознавания» себя, оценки своих социальных, психических и нравственных качеств. Согласимся, что такая оценка и самооценка очень важна для социальной жизни человека, а также для практики управления. Именно поэтому в качестве темы своей исследовательской работы мы выбрали идентификацию, тем более, что тестированием по методу «20 высказываний» был охвачен весь наш поток.

Знакомство с теоретическим материалом по теме подтвердило актуальность выбранной темы: ведь что самоидентификация – процесс осознания индивидом членства в группе и собственных физических, нравственных и интеллектуальных качеств – важна как необходимый элемент на пути формирования представлений о личности. Идентичность – показатель итогов социализации на определенном этапе и, одновременно, важный механизм социализации. Сам процесс социализации не является внешним воздействием на пассивный объект, успешность его зависит от активных действий человека. Личность – это всегда функция выбора. В становлении человека субъектом собственного развития велика роль идентификации, и, прежде всего, следует выяснить характер этой идентификации. Особенно актуальным автор признает это в отношении студентов-старшекурсников.

Наша исследовательская работа строилась по традиционной схеме: если тестирование заинтересовало нас возможностью «увидеть себя со стороны», со стороны социологической, разумеется, то знакомство с социологическими концепциями социализации укрепило представление об актуальности темы.

Появилась у нас и возможность узнать об инструментарии исследования: исследования идентичности проводятся в НГТУ и ДПИ с 1999 года, поэтому мы могли воспользоваться разработанными нашими предшественниками категориями анализа [1, с.104-105]. Известным нам и результаты работы наших предшественников [3].

Исторически метод «двадцати высказываний» разработан для изучения содержательных характеристик идентичности личности (методика М.Куна и Т.Макпартленда). Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.

Для определения основных направлений социокультурной самоидентификации с Самого начала была выбрана одна из мобильных в обществе социальных групп – студенты. Такой выбор продиктован, прежде всего, тем, что студенчество – наиболее активная и чувствительная к социальным инновациям часть молодежи. Наличие данных характерных черт студенчества обусловлено такими особенностями молодого возраста, как неустойчивость ценностных установок, отсутствие окончательной сформированности характера, лабильность, более высокая (по сравнению со старшими возрастными группами) реактивность в отношении перемен, происходящих в социокультурной среде. В то же время именно студенчество обладает тем набором социальных показателей (образованность, социальная активность, проживание в больших городах, сравнительно высокая материальная обеспеченность, молодой возраст и др.), которые обеспечивают более высокую адаптивность и инновативность данной социальной группы в трансформирующихся условиях.

В сентябре 2017 года объектом исследования являются студенты вторых и четвертых курсов очной формы обучения, учащиеся в ДПИ НГТУ на бюджетной или коммерческой основе. Опрошенные студенты проходят обучение на различных отделениях гуманитарного и технического направлений.

Для учебного исследования изначально предлагалось 26 категорий, но в связи с тем, что ответы студентов были достаточно обширными мы решили, что уместно будет добавить следующие категории:

  • 27 – ассоциации;

  • 28 – внешнее описание;

  • 29 – имена.

В начале работы мы отметили практическую значимость исследований идентификации. Но любая практика имеет свою основу в теории. Так и в нашем случае, практическое использование знаний об идентичности определяется пониманием ее механизмов. Поэтому считаем нужным воспроизвести схему связи основных понятий, разработанную С.В.Просвириным (2007). Она дает общее понимание сути и значения идентификации (Сх.1).

1.САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИЧНОСТЬ

 

ЛИЧНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

ГРУППОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

 

 

ЗНАНИЯ:

  • базовые;

  • специальные;

  • практические

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НОРМЫ, ЦЕННОСТИ, ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ

 

 

ЗНАЧИМЫЕ ОРИЕНТИРЫ (РЕФЕРЕНТЫ)

 

УМЕНИЯ

 

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ:

  • вузовские (учебные);

  • профессиональные

 

формирование личностных особенностей

СОЦИАЛИЗАЦИЯ 1. 2.

Схема 1 – Взаимосвязь основных понятий исследования

На основе сводных данных из предложенных анкет мы провели анализ и составили представление о социокультурной самоидентификации студента. Прежде всего, нас интересовала социально-профессиональная идентичность, так как в 2007 году в исследовании студента С.В.Просвирина было зафиксировано значительное снижение количества социально-профессиональных характеристик по сравнению с 1999 годом (уменьшении с 90 до 70 % таких характеристик). В настоящее время можно сказать, что учебно-профессиональная ролевая идентификация студентов идет на повышение. В ходе исследования было выяснено, что из 50 юношей четвертого курса лишь 9 человек не упомянули о выборе будущей профессии. На втором курсе из 42 человек только 10 студентов не обозначили свою профессиональную область. «Выравниваются» характеристики идентичности и по гендерным группам: в 2014 году профессиональная идентичность юношей резко доминировала над профессиональной идентичностью девушек: «Сравнивая ответы девушек и юношей, мы выяснили, что профессиональные характеристики (15,4 %) юношей превалируют над личными (9,7 %) почти в два раза. У девушек, наоборот, профессиональные характеристики составили лишь 7,4 %, а личные – 28,5 %. Таким образом, получается, что юноши намного больше осознают себя в качестве будущих профессионалов, а девушки, скорее всего, еще не видят себя в будущей профессии» [2, с. 69]. Сейчас такого дисбаланса нет.

Сохраняется, однако, тенденция доминирования личностных характеристик над деловыми: «симпатяга», «скаредный», «очкарик», - такие и подобные характеристики, конечно, свидетельствуют о пристальном внимании к себе, любимому, но мало что говорят о предрасположенности к какой-либо деятельности!

Анализ содержания и структуры косвенных мотивов свидетельствует, что профессиональная ориентация воспринимается студентами-респондентами как ориентация не на конкретную профессию, а на получение некоторых знаний в области возможной профессии.

В более зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной деятельности, занял определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья – это то, что в большей степени интересует молодых людей. В этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Этот выбор связан с определением человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем.

У девушек четвертого курса преобладает учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист), такая идентификация выше, чем на втором курсе. А так же семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения. Многие выделили в качестве референтной группы свою поколенческую общность (номинации «молодежь»), которая дополняется половой идентификацией («девушка», «парень»). Данные идентификации подтверждают, что студенчество – это пора не только учебы и получения определенных профессиональных знаний, но и период любви, нахождения будущих супругов. Именно этим обстоятельством объясняется высокий уровень у студентов соотнесения себя с конкретным полом.

Такая традиционная ценность, как любовь, занимает достаточно высокие позиции у молодых людей 4 курса (0,18) по сравнению со 2 курсом (0,07) соответственно. У девушек же наблюдается противоположная тенденция. Любовь, как состояние, преобладает у 2 курса-0,3, а у 4-го курса – 0,19. В целом это соответствует выявленной ранее тенденции: если у авторов методики, исследовавших американских студентов в начале 1950-х годов все первые позиции в текстах занимали социальные характеристики, то и нашей молодежи, конца ХХ и начала XXI века преобладают характеристики личностные, связанные с попытками индивидуального самоопределения.

Весьма интересным, на наш взгляд, оказались низкие показатели религиозной и национальной принадлежности. Это объясняется рядом факторов, в том числе и тем, что современная молодежь оказалась под натиском большого количества информации атеистического характера, в том числе и в чети интернет.

Общечеловеческая идентификация дополняется в иерархии идентификацией двумя абстрактными категориями «человек» и «личность», которые еще в большей степени символизируют обобщенность и умозрительность идентификации, что свойственно данной возрастной группе студентов второго и четвертого курса.

В целом, как и в предыдущие годы, мы отметили общий позитивный тон самооценок, а, мы считаем, хороший признак: ведь утверждая свои положительные качества, человек предполагает стремление к ним, самосовершенствование!

Список литературы

1. Терентьева, И. Н.Социология: учебное пособие для студентов вузов/ И.Н.Терентьева. - Н. Новгород: Изд-во НГТУ, 2010. 117 c.

2. Казанкова, Т.Н., Терентьева, И.Н. Идентификация как проблема современного студенчества// Российский студент – гражданин, личность, исследователь. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. 2015. – Н.Новгород, НГТУ им. Р.Е.Алексеева, 2015. С.69-70.

 

 

Просмотров работы: 166