ОБУЧЕНИЕ СОЛЬНОМУ ПЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБУЧЕНИЕ СОЛЬНОМУ ПЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Чинякова Н.И. 1, Бушаева О.Г. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
К числу важнейших задач современного школьного образования относится формирование в каждом ребенке активной и творчески мыслящей личности, высоконравственного и компетентного гражданина, обладающего широким спектром знаний и умений. Данная требования закреплены в законодательных документах и отражаются Федеральных государственных образовательных стандартах, программах по реализуемым учебным дисциплинам и т. д. Сегодня является актуальным не просто оснащение учащихся определенным объемом информации и развитие в них некоторых умений и личностных качеств, а формирование в детях способности переводить полученный образовательный багаж в прикладную плоскость, преломляя его в различных сферах жизнедеятельности в опоре на существующие в обществе нормы и правила. Для достижение этого необходима ориентация обучения на освоение школьниками той деятельности, которая востребована в социуме, то есть имеет выход в практику повседневной жизни современного человека. Указанная установка обеспечивает интерес обучающихся к осваиваемым действиям и их изучению, что повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Учитывая актуальность музыкального образования школьников, существует необходимость определения в нем наиболее соответствующих с данной точки зрения видов музыкальной деятельности. Оценивая реализацию в настоящее время музыкального искусства в обществе, можно отнести к наиболее часто используемым людьми слушание музыки и вокальное исполнительство. К сожалению, среди большинства населения сложилось ошибочное мнение, что слушание музыки не требует специальной подготовки и непонимание произведений высокого искусства есть результат их надуманности, вычурности, направленности на восприятие избранной публикой. Следовательно причину такой ситуации большинство граждан видит не в низком уровне развития собственной музыкальной культуры, а в подходах композиторов к сочинению своих опусов.

В отношении пения обычно людьми осознается необходимость овладения вокальным исполнительством, в связи с чем именно эту специализацию выбирают чаще всего родители, отдавая своих детей в учреждения дополнительного музыкального образования и в школьные кружки соответствующего профиля. Мощным мотивом здесь также служит популярность сольного пения сегодня в обществе, что разделяется подрастающим поколением. Однако у педагогов вокала детям существует множество проблем, начиная с того, что и сегодня, как утверждает Н. И. Полякова, «вопрос вокально-технических возможностей детского голоса также является дискуссионным» [1, с. 3].

Для школьников занятия сольным вокалом являются средством стать как всем известные исполнители, такими же популярными кумирами многих. И перспективы побед на этом поприще на уровне друзей, класса или школы вдохновляют школьников. В более старшем, подростковом возрасте ученики стремятся к самовыражению в музыке. Они пытаются находить оригинальные трактовки произведений, сочинять музыкальные и литературные тексты. Данные проявления весьма положительны, но требуют профессионального руководства или хотя бы консультирования со стороны учителя.

Начинающий исполнитель должен понимать реальный уровень своих достижений и ошибок. Для этого от учителя требуется не их констатация, а профессиональный и корректный разбор, который предполагает оценку исполнения, выявление положительного и отрицательного, определение их причин и выстраивание перспективных целей. Именно от педагога зависит выбор методик совершенствования вокалиста и преодоления препятствий для успешного движения по данному пути.

В частности, одной из распространенных проблем в работе с исполнителями-солистами является завышенная самооценка, отражающаяся в специфическом, пренебрежительном отношении к окружающим и часто именуемая «звездной» болезнью. Провоцировать такое поведение может несколько причин. Так, выступления вокалистов обычно носят публичный характер, и если оно было удачным, то слушатели дают ему положительные оценки (аплодируют, высказывают одобрения и т. д.). Еще более яркими в данном контексте бывают восторги родителей и близких людей, зачастую не обращающих внимания на пробелы в выступлении. Как следствие, еще только формирующийся певец начинает искренне верить в высокий уровень своего мастерства и перестает обращать внимание на замечания или обижается на них. Более того, занимая позицию превосходства над другими школьниками, такая «суперзвезда» теряет доверительность в отношениях с ними, отстраняется от них, попадая в окружение «подобострастных поклонников» или детей, активно сопротивляющихся попаданию в их число. В этой ситуации от учителя зависит воспитание у маленького певца адекватного отношения к себе и своим успехам, что позволит повысить эффективность его дальнейших занятий.

Начинающий вокалист должен научиться радоваться не только своим победам, но и победам других исполнителей. Для этого целесообразно осуществлять совместные выступления нескольких школьников, что характерно на начальном этапе обучения вокалу, когда ребенку сложно реализовать в концерте несколько произведений, особенно подряд без чередования с другими исполнителями. Такие выступления должны становиться общим делом для всех концертантов или хотя бы для воспитанников одного педагога. К ним могут быть присоединены и ребята, которые не поют, но помогают в подготовке и проведении концерта (изготовление афиш, билетов, программок, декораций, составление видеоряда, вербальных сообщений и т. п.), что может стать стимулом к обучению вокалу. Но такая «немузыкально-исполнительская» деятельность должна восприниматься как весьма важная, нужная, ответственная, позволяющая не чувствовать школьникам себя прислугой концертантов, которые в свою очередь должны осознавать, что их выступление много потеряло бы без поддержки единомышленников. Это позволит всем вместе, единой командой идти к одной цели, быть заинтересованными в результате, помогать друг другу, а далее объективно оценивать итоги проделанного и искать пути совершенствования данной совместной и индивидуальной деятельности. Сказанное обеспечивает возможность успешного дальнейшего обучения, поскольку для того, чтобы постичь искусство пения «необходимо овладеть определенной системой музыкальных знаний и навыков, усвоение которых может произойти лишь при условии планомерного, систематического вокального обучения», что требует от школьников готовности к кропотливому труду, интереса к сложному процессу совершенствования в данной области самовыражения в искусстве [2, с. 5].

Список использованных источников

  1. Полякова, Н. И. Сольное академическое детское пение: охрана и развитие голоса, выбор репертуара: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Полякова Наталия Ивановна. – М., 2011. – 28 с.

  2. Сизоненко, Н. Н. Музыкально-певческое развитие детей среднего школьного возраста в процессе вокального обучения: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Сизоненко Наталия Николаевна. – Краснодар, 2006. – 189 с.

Просмотров работы: 63