В ФГОС под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
В ФГОС СПО компетенции представлены двумя группами: профессиональными и общими. Профессиональные компетенции формируются при освоении профессиональных модулей и обеспечивают квалификацию выпускника. Задачей общих компетенций является развитие таких личностных качеств студента, которые приведут в дальнейшем к его успешности в социуме.
Преподаватель должен создать условия, обеспечивающие освоение обучающимися компетенций. Одним из таких условий является деятельность преподавателя по развитию у студентов универсальных учебных действий (УУД) познавательной направленности.
ФГОС выдвигает требования к формированию у обучающихся четырех видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные УУД – умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
Регулятивные – умение организовывать свою деятельность (целеполагание, планирование, корректировка плана).
Познавательные УУД – умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире, умение сформулировать проблему и найти способ её решения.
Коммуникативные УУД – умение общаться, взаимодействовать с людьми.
К функциям УУД относятся:
– обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
– обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Таким образом, в основу понятия «УУД» положен деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.
Данный подход предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
– ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся (переход к практическим, исследовательским, проектным и другим формам работы; то есть переход к приобретению «опыта деятельности»).
Проецируем вышесказанное на преподавание учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека», в рамках которой ФГОС СПО предлагает преподавателю дать студентам определенные знания, отработать умения и сформировать указанные компетенции.
Перед преподавателем встаем ряд проблем, во-первых, дать обучающимся знания, но объемы информации – большие, требования – высокие, а мотивация у студентов к усвоению предмета – минимальная и заключается в основном в получении положительной оценки. Во-вторых, отработка умений, например, «применять знания о строении и функциях органов и систем организма при оказании сестринской помощи», напрямую связана со знаниями. И, в-третьих, более серьезная проблема – формирование компетенций.
Перед педагогом стоит задача не просто дать знание, нужно до автоматизма отработать со студентом УУД, чтобы с их помощью он мог самостоятельно находить необходимую информацию. А это – залог успешного выполнения учебных заданий и хороший мотиватор учебной деятельности. Одновременно решается и задача формирования общих компетенций.
Рассмотрим это на примере УУД познавательной направленности. В данном блоке специалисты различают общеучебные действия, включая знаково-символические, логические действия, постановку и решение проблем.
К общеучебным действиям относятся:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– умение структурировать знания;
– поиск и выделение необходимой информации;
– применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств;
– определение основной и второстепенной информации;
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
– знаково-символические действия, включая моделирование и др.
Наряду с общеучебными действиями также выделяются универсальные логические действия:
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;
– синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
– установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
– выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Отработать эти действия можно с помощью активных методов обучения, которые принято относить к группе педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся. Это игровые технологии, технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, тренинговые технологии, технология дебатов и технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Педагогическая практика показывает что, если преподаватель систематически применяет элементы структурирования учебного материала в виде различных символов, то, во-первых, создаются условия для развития у обучающихся УУД познавательной направленности, а, во-вторых, студенты успешно овладевают общими компетенциями.
Студенты, изучающие курс «Анатомия и физиология человека», должны применять знания о строении и функциях органов и систем организма при оказании сестринской помощи (одно из умений), предлагаем им следующий алгоритм действий:
– объясняем с использованием схем и алгоритмов;
– на основе работы с различными источниками (в т.ч. с ресурсами Интернет), переходим к практическим действиям по поиску и выделению необходимой информации;
– отрабатываем универсальные общеучебные действия познавательной направленности: учимся структурировать материал (относить к соответствующей системе органов); определять основную и второстепенную информацию; сжато и выборочно передавать содержание материала в письменной или в устной форме;
– проводим тренинг на предмет формирования универсальных логических действий познавательной направленности: анализируем материал с целью выделения существенных и несущественных примеров, имеющих отношение к сферам общества; восполняем недостающие компоненты (например, из других источников); составляем целое из частей (общий итог подборки материала по функциональной системе); выбираем основания для сравнения (например, анализаторы), делаем выводы (что сделано, как сделано, какой результат и др.).
Сначала студенты работают коллективно под руководством преподавателя (приобретают опыт деятельности). Затем, каждое последующее занятие – самостоятельно получают необходимую информацию. Результаты самостоятельной деятельности проверяются с использованием таких форм работы, как круглые столы, диспуты, эссе и прочие.
В приведенном примере студенты пользуются разнообразной справочной литературой; электронными ресурсами; находят в тексте нужную информацию; сопоставляют информацию из различных источников; определяют соответствие информации поставленной задаче; классифицируют и обобщают информацию; оценивают полноту и достоверность информации; задают вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи. Все перечисленное – признаки ОК «Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач».
Обучающиеся при выполнении описанного задания находят способы и методы выполнения задачи; подбирают ресурсы (инструмент, информацию и т.п.), необходимые для решения задачи; анализируют действия на соответствие эталону; оценивают результаты своей деятельности. А это – признаки ОК «Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество».
Так как поиск информации осуществляется студентами не только на основе бумажных носителей, но и в сети Интернет; извлекается информация и с электронных носителей; используются средства информационных технологий для обработки и хранения информации; представляется информация в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения; создаются презентации в различных формах, то нельзя не отметить и формирование такой ОК, как «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».
Наконец, определение этапов достижения поставленных целей; определение необходимых внешних и внутренних ресурсов для достижения целей; владение навыками самоорганизации и применение их на практике, это – ОК «Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием…».
Таким образом, изучение учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» позволяет студентам не только получить необходимые знания, отработать определенные умения, но и сформировать указанные компетенции.
Список литературы:
1. Меденкова, Г. В. Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности: [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. режим доступа к ст.: https://infourok.ru/opit-raboti-po-teme-formirovanie-ok-studentov-kolledzha-cherez-razvitie-uud-poznavatelnoy-napravlennosti-847541.html.
2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
3. Каширова, Г. В. Методические рекомендации по составлению таблицы диагностического минимума как элемента мониторинга уровня сформированности общих компетенций обучающихся: [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. режим доступа к ст.: http://ms.znate.ru/docs/1408/index-7578.html.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования: Универсальные учебные действия: [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. режим доступа к ст.: https://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/.