ЭКСИЛИБРИС В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ОСТРОУМОВОЙ-ЛЕБЕДЕВОЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭКСИЛИБРИС В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ОСТРОУМОВОЙ-ЛЕБЕДЕВОЙ

Стрижак Д.А. 1, Поровская Г.А. 2
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
2Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экслибрис появился в Германии в пятнадцатом веке. Главной его задачей и функцией было показать принадлежность книги владельцу, его библиотеке той или иной направленности. В России с возникновением книгопечатания тоже начали появляться экслибрисы, в дальнейшем для работы над книжными знаками привлекаются выдающиеся художники и граверы. Не последнее влияние на развитие экслибриса оказала Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955), чей удивительный художественный талант проявился в печатной графике. Стиль, прослеживающийся в её гравюрах, очень популярен и почитаем в современных экслибрисах. Гравюры Анны Остроумовой-Лебедевой подчас напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Однако каждая гравюра Анны Петровны – это лаконичное, острое впечатление от натуры.

Для экслибриса очень важна законченность образа, взаимосвязь светлых и тёмных пятен. Художница достигала чёткости композиции, богатства и естественности колорита, поэтичности и цельности образа. Именно поэтому ее экслибрисы удивительны и неповторимы.

Анна Остроумова-Лебедева нередко создавала образы, посвященные архитектуре Санкт-Петербурга: ясные, несколько холодноватые, но всегда гармоничные. Ее увлечение японской гравюрой отразилось на литографиях и на книжных знаках. К примеру, её экслибрис для Зинаиды Морозовой, является цельным, несмотря на большие белые небеса, занимающие половину всего произведения, где вся нагрузка распределяется на входную группу предметов. Композиция создана так, чтобы зритель подсознательно хотел приоткрыть завесу и зайти в это окно для лицезрения дивного Петербурга.

Анна Петровна одна из немногих создавала цветные экслибрисы. Они достаточно редки. Так сложилось, что техника нанесения цвета усложняется, когда необходимо нанести три отдельных оттиска. В цветных экслибрисах Анне Остроумовой-Лебедевой удаётся передать тонкое чувство момента, будь это пейзаж Петербурга в светлый день или притаившаяся парочка на балу в ночи.

В 1929 году Анна Петровна создаёт экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова. Этот экслибрис оказался красочным и привлекающим внимание, в котором цвета, яркие и насыщенные, передавали атмосферу уюта и радости, участия в происходящем.

Можно сказать, более всех похожий на современную стилистику – это экслибрис М. Хлопина, созданный в 1920-е гг. Он лаконичен, тонкие едва уловимые белые линии создают абсолютно точное ощущение ночи. В настоящее время часто встречаются экслибрисы, созданные в такой же стилистике: очень осторожно, едва уловимо, но производящие конкретные впечатления и ощущения.

Черно-белые и цветные экслибрисы художницы строги, лаконичны по характеру исполнения, лиричны и поэтичны по настроению. Им присущи лучшие качества станковой ксилографии – выразительный силуэт, упругая, "живописная" линия, декоративность и тонкая цветовая гармония. Недаром, многие современные художники считали произведения Остроумовой-Лебедевой воплощением безукоризненного чувства стиля и тонкого вкуса.

Анна Петровна со всей своей тонкостью и возможной внутренней чистой наивностью создавала потрясающе лёгкие композиции, предоставляющие зрителю атмосферу происходящего момента и характер владельца.

В современном экслибрисе не так важен размер, не так важна направленность, появляется больше места для сложных многоплановых изображений, но та лёгкость, которая присуща работам Анны Петровны, цениться на очень высоком уровне. Современный экслибрис почти полностью отказался от цвета, и пусть особая магия, характерная для графики Анны Остроумовой-Лебедевой, работавшей в такой нелёгкой технике, служит во благо истории русской гравюры.

Литература:

1. Журнал «КомпьюАрт» выпуск №1 за 2006 год, автор статьи «Анна Остроумова-Лебедева: Петербург — герой на всю жизнь» Евгений Немировский.

2. Литературно-художественный альманах «Феномен» №1(5) Январь-март 2008 года. «Остроумова-Лебедева. История любви».

3. Литературно-публицистический просветительский журнал «Клаузура» выпуск за январь 2014 года, автор статьи «Польские выставки мастеров современного российского экслибриса» Казимеж Бабкевич.

4. Каталог к аукциону дома антикварной книги «В Никитском». Аукцион №75 от 26.05.2016 года.

Просмотров работы: 78