ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Кузьмина Е.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся предметом пристального внимания государства. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике но­вые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из сиротских учреждений выходят дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном об­ществе. Актуали­зирует задачу изучения процессов социализации детей-­сирот и детей, остав­шихся без попечительства родителей в государственных учреждениях, продолжающийся рост сиротства.

По данным официальной статистики, из 800 тысяч детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 90 % являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. Число детей-­сирот, воспитывающихся именно в детском доме, растёт с каждым годом. Из 100% сирот, покинувших детские дома и интернаты 90% никогда не адаптируются к нормальной взрослой жизни. Дети, вышедшие из сиротских учреждений, буквально сразу же сталкиваются с такими трудностями как получение жилья, образования, поиск работы, обращение с деньгами, принятие самостоятельных решений и т.д. Все эти навыки дети, выросшие в традиционной семье, приобретают постепенно, по мере взросления, копируя поведение родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер. Воспринимая общепринятую вокруг них среду как норму поведения. У выращенных в специальных учреждениях детей, лишенных семейного воспитания, никаких осознанных привычек, как правило, не наблюдается: – только 10% сирот адаптируется к условиям современной жизни. [7, c.34]

Недостаточно просто научить определённым знаниям и умениям. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, т.е. стать личностью, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Рассмотрим сущность и содержание следующих понятий:

Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" «Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы…» [1].

В Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дается следующее определение социальной адаптации – это процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы» [2].

В национальной педагогической энциклопедии раскрывается сущность понятия социализация. «Социализация – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих донному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. С. рассматривается и как процесс, и как результат. Социализация как процесс - особенности социального становления личности. Социализация как результат - характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастом или уровнем развития. Ребенок в социальном развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом отношении социализация как результат характеризует ребенка по отношению к его сверстникам»[4].

Влияние социальной среды на формирование личности ребёнка занима­ло центральное место в работах Г. Андреевой, С. Беличевой, Ю. Мануйлова, И. Федониной, А. Щербаковой. Анализу процесса дивергенции социальной среды, сокращающей шансы сироты на эффективную адаптацию в обществе, посвяще­ны исследования И. Дементьевой, Т. Сафоновой. Выводы исследований М. Айн­сворз, Й. Лангмейера, З. Матейчека, М. Мид, М. Лисиной, В. Мухино, А. Руз­ской, заложили почву для аргументации в пользу семейных форм замещающей заботы о детях­-сиротах. Исследованием этих форм в современной России зани­мались А. Довгалевская, Н. Иванова, О. Неверова,В.Ослон.

Работы других авторов (М. Дубровской (Егоровой), В. Зарецкого) по­священы поиску наиболее оптимальных подходов в решении существующей проблемы сиротства на региональном уровне за счёт локальных инициатив разработки и внедрения моделей профилактики социального сиротства. Ос­новные усилия предлагается сфокусировать на сохранении семьи – кровной и замещающей. И. Бобылева, И. Назарова, Н. Присяжная, Н. Юдицева освещают вопросы социальной адаптации, постинтернатного жизнеустройства выпуск­ников сиротских учреждений, анализируют существующие модели постинтер­натной адаптации в рамках центров постинтернатной адаптации, Семейных центров, социальных гостиниц, школ-­интернатов с постинтернатным блоком.

Таким образом, несмотря на имеющийся внушительный научный потенциал социализационной проблематики, социологический подход к особенностям социализации детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме, и оценка нормативного аспекта этого процесса не получили до настоящего времени достаточно полного теоретического объяснения учёными, а также эмпирического описания.

Сапожникова Т.И., Логинова Е.Н. Выделяют первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация – процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя.

Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов. [5, с.79]

Мудрик А.В. в своей работе пришел к выводу, что наиболее интенсивно социализация протекает в детстве и юности. Для каждого этапа возрастного развития можно выделить задачи социализации, отражающие процесс расширения социальной действительности ребенка, в которой он действует, познает и общается. Эти задачи условно можно разделить на естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические [3, с.114].

Серова Е.И. в своей статье проанализировала возрастные особенности социализации воспитанников детских домов в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах и сделала выводы:

Основной причиной трудностей социализации у детей, воспитывающихся вне семьи, в дошкольном детстве является дефицит индивидуализированного общения со взрослым, что приводит к нарушениям практически во всех сферах развития личности: несформированности чувства привязанности, неудовлетворению потребности в общении с взрослым, поверхностности социальных связей, недоразвитию форм общения, ограниченности познавательной и перцептивной функции, инициативы и самостоятельности. Поэтому задачами социализации в дошкольном детстве являются воспитание чувства безопасности и доверия к миру, развитие отношений с окружающим миром через игру, через предметную деятельность, а к концу дошкольного детства - формирование внутренней позиции школьника, формирование мотивов учения.

Воспитанники интернатных учреждений младшего школьного возраста испытывают трудности в развитии субъектности, не готовы к присвоению социального опыта, склонны к внешнему контролированию, что несомненно затрудняет процесс формирования учебной деятельности и развитие рефлексии; у них не развиты адекватные формы общения со взрослыми и сверстниками; независимо от вида деятельности их мотивация определяется стремлением к положительному вниманию со стороны взрослых. Задачи социализации в младшем школьном возрасте прежде всего связаны с учебной деятельностью, и их решение в основном осуществляется школой, которая является основным институтом социализации на данном этапе возрастного развития [6, с.27].

Воспитанники интернатных учреждений в подростковом возрасте испытывают трудности при формировании чувства взрослости и интимно-личностной формы общения. Задачи социализации на данном этапе возрастного развития прежде всего связаны с возникновением и формированием “чувства взрослости”, становление психосексуальной идентичности, что предполагает расширение сферы самостоятельности и признание со стороны взрослых факта взросления ребенка и предоставление ему “взрослых” прав и обязанностей.

Воспитанники интернатных учреждений в юношеском возрасте испытываю трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных связей с другими людьми; овладении досуговой, общественной и бытовой деятельностью. Задачи социализации на данном этапе возрастного развития прежде всего связаны с достижением статуса “взрослого”, что предполагает освобождение от опеки взрослых , а также личностным и профессиональным самоопределением. Однако, их решение осложняется условиями развития ребенка в интернатном учреждении [6, с.28].

Из выше сказанного можно сделать общий вывод, что говоря о социализации воспитанников интернатных учреждений, особо подчеркивается, что это длительный процесс, начинающийся с рождения и протекающий всю жизнь. И думать, что в определенный момент (например, перед выпуском из учреждения) в специальных занятиях можно наверстать все упущенное раньше, непростительное заблуждение.

Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 24.01.2018);

  2. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/8ecbe3314ad9e500bfb90273b6c736f7e0e78429/ / (дата обращения: 24.01.2018);

  3. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. 8-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2007. – 224 с.

  4. Национальная педагогическая энциклопедия [электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/termin/socializacija.html (дата обращения: 24.01.18);

  5. Сапожникова Т.И., Логинова Е.Н. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности//Социология. – 2013. - №4. – С. 77-82;

  6. Серова И.Е., Солдаткина Л.Н. Программа по социализации воспитанников в условиях детского дома // Социальная сеть работников образования – 2012. – 52 с.

  7. Смирнова И.А. Дети-сироты в трудной жизненной ситуации // СоцИс. 2016. N12. C. 34-40

Просмотров работы: 189