ВЛИЯНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нурумбетова Г.С. 1, Филиппова А.Р. 2
1БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
2БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной научной литературе моделирование зачастую рассматривается как один из значимых методов обучения, который активно применяется в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций.

Общеизвестно, что модель это средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания в процессе наблюдений и экспериментов. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, схематично изображенных символами или условными знаками.

Моделирование в дошкольных образовательных организациях рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей с готовыми моделями, изготовленными педагогом с обучающей целью, или организованная деятельность по построению, выбору и конструированию детьми новых моделей. Следовательно, важно строить образовательную деятельность в детском саду, развивая детей, одновременно содействуя и формируя зачатки новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастного этапа деятельности – учебной, посредством применения трех видов моделей: предметной, предметно-схематической, графической. Применение различных видов моделей постепенно приучает детей и к наблюдению за языком, следовательно, можно предположить, что моделирование способно оказать влияние на развитие разных сторон речи, в том числе, связной повествовательной речи.

По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование метода моделирования облегчает процесс формирования повествовательной речи [1]. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия. С этих же позиций моделирование используется в процессе обучения детей составлению рассказов-повествований. Рассказ-повествование может быть разной степени сложности. В нем нередко упоминаются абстрактные свойства и качества предметов, явлений, связи между ними, что вызывает затруднения у дошкольников. Преобладающим видом мышления является наглядно-образное, поэтому очень важно использовать моделирование в процессе развития повествовательной речи, поскольку наглядность помогает лучше усвоить и запомнить материал.

Т.А. Ткаченко, автор трудов по использованию моделирования с целью развития повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста, обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления данного типа связной речи [3]. Одним из них является использование в ходе образовательной деятельности разных видов наглядности. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым важным фактором, по мнению ученого, является создание основы для высказывания. В качестве основы для составления повествовательных рассказов используются схемы-модели. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта) [3].

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы [2].

Для развития повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста возможно использование следующих видов моделирования [3]:

1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений).

2. Предметно-схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр-символизация; схемы предлогов: нас, в, к).

3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Применение различных видов моделей осуществляется при помощи методов и приемов работы, предложенных различными исследователями (Т.В. Большева, В.П. Глухов, Е.А. Ефименкова, Н.Г. Смольникова, Т.А. Ткаченко и др.). Их разнообразие обусловлено необходимостью развития различных компонентов повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Например, Т.В. Большевой предложен сюжетный метод запоминания текстов по мнемотаблице, которая призвана помочь детям разучивать стихотворения; составлять рассказ-повествование, творческие рассказы, обучать пересказу. Для формирования умений пересказа текстов В.П. Глухов разработал методику моделирования сюжета с помощью условно-наглядной схемы (блоков-квадратов, которые размещаются на штативе, после чтения и разбора текста заполняются изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов). Педагог объясняет назначение размещаемых на штативе блоков-квадратов, указывает, что блоки-квадраты обозначают отдельные части рассказа, следующие друг за другом.

Для восприятия детьми различных текстов Н.Г. Смольникова предлагает использовать специальные модели, которые представляют собой опорный материал для составления высказываний и пересказов произведений (круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа). В обучении используются в качестве модели структуры повествовательного текста серии сюжетных картинок, разные способы их предъявления, направленные на формирование умений выстраивать сюжетную линию, композиционно завершать текст.

В целом методы и приемы обучения дошкольников моделированию можно разделить на наглядные (использование в работе графических схем, иллюстраций произведений, детских рисунков и схем, сюжетных картинок), словесные (чтение произведений, беседы, загадки, малые фольклорные формы) и практические (рассказ по плану-схеме, по опорным вопросам, лексико-грамматические упражнения, драматизация) [1].

Педагог дошкольного образования А.Б. Ланникова в процессе повторения сказок предлагает использовать три вида моделирования: сериационное, двигательное, временно-пространственное. В старшей группе в основном используется временно-пространственное моделирование сказок. Однако, прежде чем, применять такой сложный для детей вид деятельности, нужно начать с простого – сериационного – моделирования сказок. Работа начинается с повторения уже знакомых детям сказок. Дети вспоминают и называют персонажей сказки, уточняют, сколько их в этой сказке, как они одеты, какого цвета одежда. Рассмотрев картинки из этой сказки, можно выложить мозаику отдельных фрагментов сказки, обыграть сказку, используя настольный театр. Небольшие по содержанию сказки дети могут инсценировать, стараясь движениями и голосом подражать героям, что требует интонационной выразительности [2].

Для закрепления событий, происходящих в сказке или рассказе, в свободное время стоит привлекать детей к рисованию эпизодов из них, лепке героев. После проведения предварительной работы детям предлагаются условные заменители персонажей сказки: кружочки, полоски, квадратики и тому подобное. Их нужно рассмотреть, определить, в чем они похожи между собой и чем отличаются (цветом, размером) [2].

Пространственное моделирование сказок – это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели. При этом сначала используются готовые пространственные модели. Важно, чтобы дети сначала запомнили внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), условие, которое была для них отправной точкой для общения, чтобы строить сюжет сказки с помощью заменителей. Далее детям предлагается уже более сложный признак – не наглядный, а связанный с характером персонажа. Внимание детей обращается на характеристику персонажей: если это добрый, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым, а если злой – черным и тому подобное [2].

Из сказанного следует, что моделирование является эффективным средством развития повествовательной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, оказывая огромное влияние на уровень развития данных компонентов их личностного развития. Основанное на психологических особенностях развития детей исследуемой возрастной группы и образности мышления, моделирование призвано осуществлять преобразование абстрактных символов в образы, тем самым облегчить усвоение детьми материала. В педагогике накоплен большой опыт использования различных видов моделирования в работе с детьми дошкольного возраста (составление рассказов и пересказ текста по опорным схемам, таблицам, составление предложений из отдельных слов-символов и т.п.).

Список литературы

1. Гасанбекова, С.С. Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию / С.С. Гасанбекова, А.С. Ширина // Сборник трудов XV Международной научно-практической конференции «В мире научных открытий». - Центр научной мысли, 2015. – С. 23 – 26.

2. Зотова, И.В. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования / И.В. Зотова, С.Л. Литвиненко // Наука и образование сегодня. – 2017. - № 5 (16). – С. 49 – 52.

3. Чухачева, Е.В. Моделирование как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Е.В. Чухачева // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - № 11. – С. 78 – 82.

4. Штофф, В.А. Моделирование и познание / В.А. Штофф. – Минск : Наука и техника, 1974. - 211 с.

Просмотров работы: 251