Как подготовить ученика к успешной сдаче ОГЭ? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах. В прошлом году и мне пришлось столкнуться с этой сложной задачей – подготовить выпускников к сдаче экзамена по биологии в форме ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ очень сложная и кропотливая работа, как для учителя, так и для учащихся. В большом количестве информации, описании методик, способов и приемов подготовки я стараюсь подбирать наиболее рациональные. Это и использование различных форм, методов, приемов, и дифференцированный подход к преподаванию предмета, и внеклассная деятельность.
Кроме того, готовность ученика к экзамену включает не только умение выполнять предложенные задания, но и умение выбрать задания, которые решить под силу, и наличие навыков самоконтроля, умение правильно распорядиться отведенным на экзамене временем, способность настроить себя психологически, сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями. Все эти аспекты требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Успешно освоить предмет и пройти итоговую аттестацию возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 9 класс.
Сначала я знакомлю учеников с основными требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам учащихся, а также со структурой, содержанием и критериями оценки экзаменационной работы.
Распределяю учебный материал следующим образом:
1 четверть - биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.
2 четверть - биология животных и решение тематических заданий.
3 четверть - биология человека и решение тематических заданий. Общая биология, материал первого полугодия и решение тематических заданий.
4 четверть - повторение и решение вариантов ОГЭ по самым разным изданиям.
Первое направление в подготовке к экзамену – это внеурочная работа с учащимися на консультациях. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы.
В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание уделяю работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу. В системе повторения центральное место занимает раздел «Человек и его здоровье», так как половину всех заданий составляют вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека.
Следующее направление – это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Так же я провожу различные формы текущего контроля, использую задания, аналогичные заданиям ОГЭ. На уроках я применяю информационные технологии, это позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность более качественно подготовить к ОГЭ.
Третье направление в процессе подготовки учащихся является систематическая работа с тестовыми заданиями. Использую тесты, созданные мной, различные учебные пособия, а так же материалы различных сайтов. Наиболее удобны, на мой взгляд, тесты сайта ФИПИ, решу ОГЭ, которые наиболее полно проверяют весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче ОГЭ (уровень обязательной подготовки).
Тестовый контроль меня привлекает тем, что – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию.
При подготовке к ОГЭ очень эффективно использование дополнительной литературы. Это могут быть учебники различных авторов, учебники углубленного уровня изучения, тренировочные материалы ОГЭ.
Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, смысла преподаваемого предмета.
Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.
Список литературы:
Биология. 5 - 9 классы : Рабочие программы [Текст] : учебно методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. - 5-е изд. стереотип. – М. : Дрофа, 2016. – 382, [2] с.
Задания системы "СтатГрад" [Электронный ресурс] // http://statgrad.mioo.ru/
Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс] //http://bio.reshuege.ru/
Открытый банк заданий ЕГЭ (ОГЭ) по биологии [Электронный ресурс] //http://www.fipi.ru/