ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ВИДОМ СПОРТА ФРИРОУП - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ВИДОМ СПОРТА ФРИРОУП

Ерохова Н.В. 1, Назаренко В.И. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшая задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан образованных, социально активных, физически и психически здоровых. Однако, серьезные социально-экономические изменения, происходящие в стране, сказались на уровне жизни, состоянии здоровья детей, развитии массовой физической культуры. Отмечается и факт падения престижа физической культуры среди учащихся, качество же преподавания школьной физической культуры не способствует стремлению учащихся к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях.

Все это потребовало поиска новых форм и методов физического воспитания школьников в интересах привития им знаний, навыков и умений заботиться о своем физическом имидже и здоровье, самостоятельно организовывать физкультурную деятельность.

Фрироуп («висячие сады», «свободная веревка») – это вид двигательной активности с элементами спорта и экстрима. Он основан на необходимости преодоления участниками полосы препятствий. Фрироупявляется одним из молодых видов спорта, главная цель которого, основана на принципе – преодолеть расстояние с различными препятствиями, не касаясь земли. Фрироуп считается вторым видом экстремального развлечения в России после скалолазания [1].

Фрироуп как новый вид спорта уже сейчас начинает привлекать к себе общественность, но пока остается еще малоизвестным. Организация курсов, дополнительных занятий по данному виду спорта в школах, колледжах и вузах, центрах досуга населения будет способствовать решению поставленных задач [2].

Цель исследования – изучить теоретико-методические аспектыфизической подготовки к занятиям экстремальным видом спорта фрироуп.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс спортсменов, занимающихсяфрироуп.

Предмет исследования – физическая подготовка к занятиям экстремальным видом спорта фрироуп.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретико-методические основы физической подготовки к занятиям экстремальными видами спорта.

  2. Определить наиболее рациональные средства и методы физической подготовки,занимающихсяэкстремальным видом спорта фрироуп.

  3. Составить комплексы упражнений, для спортсменов первого года обучения, занимающихся фрироуп.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, отчетной документации.

База исследования: МБОО ДОД «Олимп» ЗАТО п. Видяево, г. Мурманска

Одна из основных задач тренировки – максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости.

Все эти физические качества тесно связаны друг с другом, и границу между ними провести сложно.

Отметим также, что способность к проявлению физических качеств при фрироупе по сложным трассам зависит не только от двигательной одаренности спортсмена, но и от его психических возможностей. Например, волевые качества позволяют выдерживать предельные силовые напряжения, бороться с утомлением, преодолевать страх при выполнении рискованных шагов на равновесии и т. д.

Физическая сила влияет на скорость выполнения отдельных технических приемов.

Пути развития максимального силового напряжения:

1. преодолевание предельного сопротивления (очень сложный силовой выход).

2. выполнение силовых упражнений с максимальной скоростью.

О тренировке силы написано много. Задача тренера - успешно применять уже существующие и испытанные на практике в других видах спорта методы формирования силовых качеств.

Комплекс упражнений для развития силы:

- Упражнения для укрепления пальцев: сжимание кистевого эспандера; кистегруз; вис на турнике на пальцах; отжимание на пальцах.

- Упражнения для развития верхнего плечевого пояса: подъем силой на перекладину; подъем с переворотом; подъем груза через блок; подтягивание (разными хватами, вися на пальцах); отжимание от упора лежа.

- Парные упражнения:

а) стать лицом друг к другу, положить ладони на ладони товарища так, чтобы пальцы опирались на пальцы, руки опущены к низу. Поднимать руки к верху, преодолевая сопротивления товарища.

б) стать лицом друг к другу, сцепить ладони рук на уровне груди. Разводить руки вправо, влево, преодолевая сопротивление товарища.

в) то же, держась правая рука к левой, левая к правой. Вращать руками по кругу, в одну сторону до предела и наоборот.

- Упражнения с камнями: поднимание камней разных веса и формы с хватом сверху до максимально возможной высоты; перебрасывание камня из руки в руку;

- Для развития, укрепления мышц спины шведской стенке: поднятие ног (лежа на полу, на стенке); различные вращения ног.

- Упражнения со штангой для ног:

1) Приседания со штангой (с максимальным для вас весом, до отказа; С небольшим весом с максимальной скоростью; с малым весом, предельно максимальное число повторений).

2) Зашагивание на опору, высотой - примерно пол метра, с весом (до отказа, с максимальной скоростью).

3) Приседания на одной ноге.

4) Подъемы на носочках на опоре. Встать пальцами ног на опору, опираясь пятками на пол, не сгибая ноги в коленях, подниматься на носки на максимально возможную высоту. Выполняется сериями.

Основными двигательными характеристиками вфрироупе являются: время реакции, скорость отдельных движений и темп. Увеличение быстроты должно идти по пути совершенствования каждой из этих составляющих.

Сложность двигательной задачи определяется требованиями согласованности движений (координация движений - 1-й критерий ловкости), точности пространственных, временных и силовых характеристик выполнения технических приемов, включая способность к поддерживанию равновесия (точность движений - 2-й критерий ловкости).

Так же одним из основных физических качеств в данном виде спорта является координация.

Комплекс упражнений для развития координационных способностей:

1. игра в баскетбол и ее отдельные элементы: ведение мяча; пасы с места и в движении; броски по кольцу; подбор мяча обеими руками; броски по кольцу в движении, в прыжке и т. д.; ведение мяча не глядя на него, с высокой скоростью.

2. игра в гандбол и ее элементы.

3. бег с короткими ускорениями, с резкой сменой направления бега.

4. гимнастические упражнения на снарядах и их комбинации.

5. акробатические упражнения: сальто, фляги, кувырки, перевороты и т. д.

6. прыжки на батуте.

Комплекс упражнений для развития равновесия:

1. ходьба по бревну, по трубе, по ребру доски и т. д.

2. то же, но боком или назад, спиной вперед.

3. встать так, чтобы ноги были плотно прижаты друг к другу. Делать вращения головой по кругу (глаза должны быть открытыми). Вращения корпуса влево - вправо. С отклонением туловища назад и вперед.

4. движения с вращениями по бревну.

5. широкие шаги на носочках с остановками на каждом шаге, стоя на одной ноге.

6. приседания на двух ногах (приставленных друг к другу), с вращением головой по кругу.

7. пробовать те же упражнения но стоя на чем-нибудь, удерживая равновесие (на бревне, на трубе и т. д.).

Комплекс упражнений для развития выносливости:

Для прохождения трасс (например, без страховки), необходима хорошая выносливость.

упражнения для развития выносливости:

Умеренная выносливость: кроссы; гребля; ходьба на лыжах.

Большая интенсивность: бег, (много километровый); лыжи на скорость, на большие расстояния.

Субмаксимальная интенсивность: Бег по лестницам, вниз, вверх, с максимальной скоростью, без остановок; так же обычный бег, с несколькими повторениями без остановки.

Упражнения на гибкость можно выполнять в паре и одному. Гибкость способствует быстрому преодолению трасс, да и не только быстрому, но и красивому прохождению. Например, у кого плохая гибкость, на каком-нибудь моменте прохождения трассы, нужно поднять ногу и подтянуться, он будет стараться как можно выше вкарабкаться на одних руках, в итоге руки быстро устанут (в билдеринге страховки нет). Вообще проходя трассу нужно пользоваться как руками, так и ногами вместе[9].

Комплекс упражнений для развития гибкости:

-Упражнения в паре: встать к стенке, руки поднять вверх, положить ногу на плечо товарища, он сначала сидит, потом постепенно товарищ должен подниматься вверх. Выполнять упражнения покачиванием, вверх до максимума и вниз и т. д.;

-лечь на спину, подать ноги товарищу, он должен их разводить, на шпагат, постепенно, покачиванием;

-принять положение сидя, расставить ноги, товарищ должен давить на спину, стараться задевать пол лбом, руки тянуть вперед.

И т. д. упражнений в паре есть еще много.

-Упражнения не в паре: опускание на шпагат (ноги в стороны и одна вперед, другая назад), покачиванием; вставание на мостик; в положении сидя - тянуть руки вперед; в положении сидя - ноги вместе, обхватить руками за пятки, тянуться вниз-вперед и т. д.

Комплексы упражнений для общего физического развития:

1-ый комплекс:

1 - подтягивание из-под карниза (батут, консольная перекладина на гимнастической стенке или что-нибудь подобное) с опорой ногами.

2 - подъемы на одну ногу на перекладину гимнастической стенки с толчком и без толчка другой ногой. Руками держаться за перекладины и стойки на разной высоте, с имитацией откидки и без нее.

3 - из виса на перекладине:

поднимание ног к рукам; сгибание - разгибание ног до касания груди коленом и полного выпрямления; дотягивание ногами в стороны до вертикальных стоек перекладины.

4 - выходы силой на перекладину.

5 - подъемы с переворотом на перекладину.

6 - сгибание - разгибание рук в упоре на параллельных брусьях.

7 - сгибание - разгибание ног до касания коленом груди и полного выпрямления из упора руками на параллельных брусьях.

8 - отжимание от пола.

9 - упражнения на равновесия, выполняемые в паузы между силовыми упражнениями и дающие двойной эффект:

движение по трубе, доске вправо - влево, вперед -назад, боком вперед; наклоны вперед с имитацией выпрямления на полке; наклоны назад с имитацией дотягивания до карниза.

10 - упражнения на равновесие можно выполнять на ребре доски; делать переходы с одной опоры на другую на равновесие.

2-ой комплекс:

1 - бег (минут 20).

2 - упражнения на растягивание (растяжка, 10 мин.).

3 - зашагивание на опору высотой 70 см.

4 - выходы из под карниза.

ПОЯСНЕНИЕ: выходы, значит пройти по консольной верхней перекладине, отклонившись назад.

5 - подъемы на перекладину гимнастической стенки.

6 - переходы с одной опоры на другую (на равновесие).

7 - выход силой на верхнюю перекладину с толчком ногами от перекладин, расположенных на разной высоте.

8 - бег в медленном темпе (5 мин). В паузах упражнения на растяжку.

3-ий комплекс:

1 - подтягивание (максимум раз)

2 - приседания на одной ноге.

3 - выход силой на перекладину (с помощью и без).

4 - бег в висе (шагов - 30).

Все упражнения выполняются с максимальной скоростью. Пауза упражнения на равновесие. Комплекс повторить 2 -3 раза.

5 - Заключительная часть - бег в медленном темпе - 10 мин.

Изучение теоретико-методической основы физической подготовки к занятиям экстремальными видами спорта показало, что фрироуп – это новый вид двигательной активности с элементами спорта, основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из веревочных элементов, без касаний контрольных поверхностей (земли).

Основными двигательными характеристиками в фрироупе являются: время реакции, скорость отдельных движений и темп. Увеличение быстроты должно идти по пути совершенствования каждой из этих составляющих.

Сложность двигательной задачи определяется требованиями согласованности движений (координация движений - 1-й критерий ловкости), точности пространственных, временных и силовых характеристик выполнения технических приемов, включая способность к поддерживанию равновесия (точность движений - 2-й критерий ловкости).

Наиболее рациональными средствами и методами физической подготовки спортсменов, занимающихся фрироупом, являются общая и специальная физическая подготовка.

На основании проведенного исследования нами были составлены комплексы упражнений, для спортсменов первого года обучения, занимающихся экстремальным видом спортафрироуп. Которые направлены на развитие координационных способностей, равновесия, выносливости, гибкости и основываются на выполнении различных физических упражнений, способствующих развитию физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, занимающихся фрироуп.

Поставленные задачи были решены, цель работы достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бахарева, Е.В., Иванова. Л.В., Коваленко, Е.А. Формирование мотивации к занятиям по физической культуре школьников [Текст]//Евразийский научный журнал.2015. №7.

  2. Кисапов, Н. Н. Формирование интереса школьников к физической культуре и спорту[Текст]: учеб.пособие / Н. Н. Кисапов. – Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2016. – 127 с.

Просмотров работы: 230