ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рысбаева А.Н. 1, Филиппова А.Р. 1
1БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать» [1]. Способствует достижению данной цели содержание образовательной области «Познавательное развитие», среди задач которой можно выделить развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей дошкольного возраста.

В контексте положений ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность включает исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними [1]. В процессе этой деятельности дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы взрослым и сверстникам. Кроме того, дети дошкольного возраста учатся договариваться между собой, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства. В свете вышесказанного, можно рассматривать познавательно-исследовательскую деятельность как форму активности ребенка, направленную на решение задач поискового характера, обеспечивающую познание свойств, связей объектов и явлений окружающего мира, их упорядочение и систематизацию, а также освоение способов познания.

Для выявления специфики познавательно-исследовательской деятельности обратимся к исследованиям, посвященным изучению понятия "познавательно-исследовательская деятельность".

В отечественной психолого-педагогической науке накоплен богатый теоретический и практический опыт организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Возможности и преимущества использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельности, имеющей поисковый (исследовательский) характер, выделены в ряде исследований: А.В. Запорожец, Н.Е. Веракса, О.В. Дыбина, О.Л. Князева, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.В. Щетинина, Л.М. Кларина, Н.А. Короткова и др.

В исследованиях А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова детально рассматриваются сущность, значение, структура и закономерности протекания познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Под познавательно-исследовательской деятельностью авторами понимается активность ребенка, направленная на познание окружающего мира, постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Иного мнения относительно основ познавательно-исследовательской деятельности придерживается А.В. Леонтович. По его мнению, под познавательно-исследовательской деятельностью необходимо понимать активную деятельность детей, связанную в первую очередь с решением творческого задания исследовательского характера, имеющего неизвестное решение и предполагающего наличие ряда этапов, характерных для поисковой и экспериментальной деятельности и обусловленных их спецификой.

А.И. Савенков также считает, что исследовательская деятельность представляет собой своеобразный вид интеллектуально-творческой деятельности детей дошкольного возраста, возникающий в результате функционирования особых механизмов поисковой активности детей и базирующийся на основе исследовательского поведения самого дошкольника [2].

В этом же направлении проводят исследования Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. Авторы указывают на то, что в процессе познавательно-исследовательской деятельности идет развитие творческих способностей детей. Ученые пришли к пониманию того, что творческие способности детей дошкольного возраста представляют собой систему особых действий по преобразованию исходной ситуации с применением специальных средств; это действия позволяющие оперировать отношениями противоположности, характеризующими ситуацию.

Такие действия направлены на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию, что, по мнению Н.А. Коротковой, и является непосредственно познавательно-исследовательской деятельностью ребенка. Кроме того, автор утверждает, что к дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность выделяется в самостоятельную особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами. В этой связи, Н.А. Короткова обозначает развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности [4]:

- развитие любознательности;

- освоение ребенком причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных отношений;

- схематизация, символизация связей между предметами и явлениями окружающей действительности;

- развитие познавательных процессов, речи;

- освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений.

То есть Н.А. Короткова рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность как фактор для развития познавательной и личностной сфер ребенка.

О.Л. Князева также рассматривает познавательно-исследовательскую детей дошкольного возраста с точки зрения познавательного развития личности ребенка. Она утверждает, что познавательно-исследовательская деятельность, являясь по своей сути поисковой, характеризуется вариативностью активно-преобразующих действий практического и мыслительного характера, позволяющих осуществить всестороннее изучение объектов окружающей мира, и предполагает высокую степень активности и самостоятельности детей.

О.В. Дыбина считает, что познавательно-исследовательская деятельность выступает мощным средством развития лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста. Познавательно-исследовательская деятельность понимается ею как форма активности ребенка, направленная на решение задач поискового характера. Дети проявляют активность в организованных мини-исследованиях как одной из форм организации познавательно-исследовательской деятельности. В результате дети могут достигнуть высокого уровня лидерского потенциала, характеризующегося инициативностью при взаимодействии со сверстниками, проявлением организаторских умений, контактностью, открытостью, потребностью во взаимодействиях с другими людьми, стремлением к совместной деятельности, умением оказать помощь сверстникам [2].

Таким образом, изучив мнения различных авторов-исследователей относительно сущности понятия «познавательно-исследовательская деятельность» детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что данная категория рассматривается с разных позиций: как познавательная активность ребенка, как его интеллектуально-творческая деятельность, как самостоятельная особая деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, как фактор для развития познавательной и личностной сфер ребенка, как аспект личностно-ориентированного образования культурологического типа, как средство развития лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, следует придерживаться трактовки понятия «познавательно-исследовательская деятельность», представленной в виде совокупности указанных подходов: познавательно-исследовательская деятельность – это один из видов активности ребенка, который, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Список литературы:

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации [от 17 октября 2013 г. № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)]. - Российская газета. - 25.11.2013. - № 265.

2. Ефимова, И.А. Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста / И.А. Ефимова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 120 – 124.

3. Шкляревская, С.М. Интеграция образовательных сред дошкольного и начального общего образования как условие эффективности предшкольной подготовки: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Шкляревская Светлана Моисеевна; [Место защиты: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова - ГОУВПО].- Москва, 2014.- 170 с.

4. Щетинина, В.В. Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольника / В.В. Щетинина // Научное отражение. – 2017. - № 2 (6). – С. 37 – 42.

Просмотров работы: 579