ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Осипова А.П. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье на основании анализа научной литературы (М.А. Жукова, В.П. Павлова, К.В. Раскатова и др.) рассматриваются возможности использования народной игры в качестве средства развития личности.

В настоящее время в педагогической науке имеется достаточно работ, отражающих специфику использования народных игр в различных аспектах воспитания и развития личности ребенка.

Среди них работы, рассматривающие:

- народные игры как уникальное наследие народной педагогики, как средство развития ценностей народной культуры, традиций своего народа (И.В. Горохова, Н. А. Опарина);

- процесс использования народных игр в формировании нравственных качеств личности (М.А. Жукова);

- использование народных подвижных игр в качестве средства повышения уровня двигательной активности детей (А.А. Бурчак, М.А. Федина);

- использование народных подвижных игр в качестве средства физического воспитания обучающихся (В.С. Сиюткин);

- народные игры как средство семейного воспитания (В.П. Павлова);

- детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания (К.В. Раскатова).

По мнению И.В. Гороховой, являясь феноменом народной культуры, народная игра может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Возможности народной игры в качестве средства развития ценностей народной культуры, традиций своего народа огромны. Народная игра рассматривается как транслятор традиционной культуры народа и общечеловеческих ценностей. Это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам, который изменяется и развертывается как субъективная деятельность ребенка, в ходе которой происходит развитие его психики. Так, например, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Народная игра способствует у детей выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры.

Народная игра, выполняя различные воспитательные функции, служит естественным и действенным средством приобщения детей к народной культуре и развития навыков общения.

В исследовании М.А. Жуковой рассмотрен процесс использования народных игр в формировании нравственных качеств личности. По мнению исследователя, народная игра обеспечивает детям связь с нравственной культурой каждого человека и всего общества. Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим человеческим качествам заключены во всех народных играх.

Нравственные требования заключены не в словесных наставлениях, а в ее содержании, правилах и традициях. Веками заведено, что за нечестность, обман товарищей любому участнику игры дети могут сказать: «Мы с тобой больше не играем». И уже тут ничего невозможно поделать, кроме как осознать свою вину и исправиться.

Народные игры дают возможность моделировать разные ситуации в жизни ребенка, учат сноровке, организованности и воспитанности и другим качествам личности. Дают большую опору для эмоционального и нравственного воспитания детей.

Педагоги ориентируются на педагогические возможности народной игры, ее коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простоту и доступность оснащения. Все это позволяет быстро включать детей в игровое общение, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту. Народные игры «закладывают фундамент» для развития нравственных чувств ребёнка.

Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь.

Опыт использования народных подвижных игр в качестве средства повышения уровня двигательной активности детей рассмотрено в исследовании А.А. Бурчак, М.А. Фединой. Авторы отмечают, что народная игра как деятельность способствует качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В народной подвижной игре ребенок находит выражение основным своим потребностям.

Ребенок — существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, лазанием. Двигательная активность играет большую роль в общем развитии дошкольника, в укреплении его здоровья, также способствует развитию его умственных и физических качеств. Известно, что при дефиците двигательной актиности дошкольников снижаются обменные процессы в тканях мозга, ухудшается работа внутренних органов и общее состояние организма.

Народные подвижные игры являются традиционным средством развития и воспитания детей. В них отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, обладать силой, ловкостью, выносливостью и стремление к победе. В народных подвижных играх у детей радость движения сочетается с духовным обогащением. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных игр можно раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народной музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.

Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову. Поэтому вполне естественно, что детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных народных игр, которые предполагают решение следующих задач: научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела; развивать двигательную способность; пластическую выразительность: (музыкальность, ритмичность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к двигательной импровизации); фантазию; способствовать снижению боязни, страха, тревожности, улучшению настроения; повысить свою самооценку, социальную активность; развивать эмоциональность.

Использование народных игр способствует развитию у детей внимательности, творческого воображения, познавательной активности, коммуникативных навыков, способности рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов. Приобретенные навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями. И формировать эти навыки надо незаметно для ребенка, в игре. Поэтому народные игры широко используются на становление познавательных процессов.

Поскольку народные игры предполагают участие большого количества детей, то, само собой, в них используется хоровое пение, которое наилучшим образом способствует развитию у детей музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к народной музыке, песне, а также повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Оно строится таким образом, чтобы все дети активно участвовали в пении. У детей при этом возникают коммуникативно-эмоциональные отношения. Хоровые песни имеют простую мелодию, развивает правильное дыхание, дикцию.

Народные игры с пением позволяют решать следующие задачи: развитие музыкального слуха, музыкальной памяти; совершенствование певческих, танцевальных умений и навыков; развитие умений выполнять игровые образы; развитие творческой индивидуальности; развитие музыкального и эстетического вкуса; развитие всех психических процессов; формирование понимания красоты речи; формирование духовной сферы, патриотических чувств; развитие эмоциональной сферы; формирование физических качеств, здоровья; формирование коммуникативных качеств; приобщение к народной культуре, традициям.

Рассматривая физическое воздействие народной игры, следует отметить, что в игре организм выполняет ряд физиологически важных движений, и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию ребёнка.

Проведение народных игр немыслимо без использования закличек, считалок, скороговорок, песенок, пословиц и поговорок, которые развивают устную речь, слух и память ребёнка, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Таким образом, под яркой, забавной, привлекательной формой народных игр скрывается огромное количество педагогических возможностей, направленных на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.

Народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе народных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.

Таким образом, народная игра является эффективным средством развития личности. Имеется богатый опыт использования народных игр в различных аспектах воспитания и развития личности ребенка. Среди них исследования, рассматривающие народные игры как уникальное наследие народной педагогики, как средство развития ценностей народной культуры, традиций своего народа; как средство формирования нравственных качеств личности; в качестве средства повышения уровня двигательной активности детей; в качестве средства физического воспитания; как средство семейного воспитания; как средство патриотического воспитания.

Возможности народной игры в качестве средства развития ценностей народной культуры, традиций своего народа огромны. Народная игра, выполняя различные воспитательные функции, служит естественным и действенным средством приобщения детей к народной культуре и развития навыков общения.

Список использованных источников:

  1. Бурчак, А.А. Повышение уровня двигательной активности дошкольников старшего возраста посредством русских народных подвижных игр / А.А. Бурчак, М.А. Федина // Молодой ученый. – 2015. - № 21 (101). – С. 525 – 526.

  2. Горохова, И.В. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника / И.В. Горохова, О.А. Школьникова, Л.М. Новикова // Молодой ученый. – 2015. - № 13 (93). – С. 613 – 616.

  3. Жукова, М.А. Формирование нравственных качеств у дошкольников в процессе использования русских народных игр / М.А. Жукова // Обучение и воспитание : методика и практика. – 2013. - № 3. – С. 112-116.

  4. Опарина, Н. А. Игра как уникальное наследие народной педагогики / Н. А. Опарина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2014. - № 3 (39). – С. 60 – 63.

  5. Опарина, Н. А. Фольклорно-игровые традиции в организации детского театрализованного досуга: монография / Н. А. Опарина. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2010. – 180 с.

  6. Павлова, В.П. Народные игры как средство семейного воспитания / В.П. Павлова // Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 245-247.

  7. Раскатова, К.В. Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания / К.В. Раскатова // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Молодой ученый, 2016. — С. 56 – 58.

  8. Сиюткин, В.С. Народные спортивные игры как эффективное средство физического воспитания обучающихся 5 классов общеобразовательной школы / В.С. Сиюткин // Молодой ученый. – 2015. - № 21 (101). – С. 535 – 537.

Просмотров работы: 2131